Religion.in.ua > Публікації > Экс-пресс-секретарь митрополита Владимира: «Перестановки в УПЦ вызывают лишь чувство стыда»

Экс-пресс-секретарь митрополита Владимира: «Перестановки в УПЦ вызывают лишь чувство стыда»


1 02 2012

Экс-пресс-секретарь митрополита Владимира: «Перестановки в УПЦ вызывают лишь чувство стыда»Киевский журналист Святослав Речинский, в прошлом пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира, по просьбе «Религии в Украине» прокомментировал ситуацию, сложившуюся в УПЦ после последних решений Священного Синода...

Киевский журналист Святослав Речинский, в прошлом пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира, по просьбе «Религии в Украине» прокомментировал ситуацию, сложившуюся в УПЦ после последних решений Священного Синода:

Новость о том, что УПЦ сейчас находится в некоем странном «синодальном управлении» ничего, кроме чувства стыда, лично у меня не вызвала. Какие-то непристойные интриги за спиной Блаженнейшего, явный дележ власти при живом Предстоятеле ничего кроме омерзения вызвать не могут. Публичное появление в качестве «первенствующего члена Синода» владыки Агафангела также, мягко говоря, смущает. Заполитизированность этого архиерея, его неоднократные весьма странные публичные заявления должны были бы стать препятствием для появления его в качестве «лица» УПЦ. Но не стали. Если раньше можно было говорить о том, что сомнительные высказывания и деятельность владыки Агафангела не являются позицией УПЦ, а лишь его личным мнением, то теперь это делать будет куда сложнее.

Печально, что «синодальная смута» вынесла на поверхность именно тех архиереев, чья публичная деятельность, мягко говоря, не способствовала росту доверия к УПЦ в обществе. И владыка Иларион, и владыка Павел известны «миру» как своими странными хамскими выходками, так и неприличной любовью к роскоши. Согласитесь, что для человека, ищущего спасения, странно было бы искать его у архипастыря, публично показывающего людям кукиши, или у владыки, называющего журналиста душевнобольным за статью о «церковных мерседесах». И вот, складывается ситуация, когда именно эти владыки сейчас фактически руководят УПЦ и несут основные представительские функции. На мой, вполне возможно, глубоко ошибочный взгляд, ничего хорошего для миссионерской деятельности Церкви и для ее внутреннего делания это не принесет. По крайне мере, именно сейчас.

Но нет худа без добра, нет проблем, но есть открывающиеся возможности. Возможно, что именно эти последние события обнажат и сделают невыносимыми и требующими лечения наши уже застарелые болезни. Общие, кстати, с РПЦ. Ведь и политизация архиереев, священников, «братчиков» и мирян, несусветная и показная роскошь, невежество и хамство людей, призванных быть духовными лидерами – это лишь следствия куда более серьезной болезни. Болезни формализации. Когда обрядоверие, часто откровенно языческое, заменяет саму суть христианства – постоянное движение к спасению души. Что означает прежде всего духовную практику. Увы, но жить формой оказалось проще как для пастырей, так и для пасомых. Освящать банки и «мерседесы» проще и доходнее, чем помогать духовному росту прихожан. Присутствовать на государственных мероприятиях – приятнее и безопаснее, чем анализировать действия власти с точки зрения Церкви. Креститься, венчаться и «отпеться» проще и легче, чем ежедневно очищать себя и расти.

Возможно, что именно последние «синодальные» события заставят каждого из нас задуматься о том, что делать с нашими болезнями, как избавиться от них. Заставят многих задуматься о том, что наша церковность должна быть осознанной. Именно осознанной, а не традиционной, наследственной или национальной. И осознав свое место в Церкви, свои цели и свой путь, мы начнем или продолжим свою дорогу к спасению.

Именно тогда станут очевидно нелепыми и неуместными архиереи-политики, станет постыдной неуемная роскошь. А слово пастыря и архипастыря будет осознаваться как огромная ответственность. Как действия хирурга, который может одним движением исцелить и одним же движением убить — души слушающих и свою собственную.

В таких ситуациях всегда присутствует страх. Вдруг наши слова или действия, наше несогласие с «общим мнением» приведут к очередному расколу или соблазну раскола? Но ведь никто и не говорит о «революции» в Церкви. Перемены должны произойти прежде всего в нас самих. Если мы будем действительно осознавать собственное православие, то и архиереи будут у нас соответствующие. Соборный разум Церкви побеждает любые временные «затуманенности», любые искажения. Именно в силу своей соборности и осознанности.

От редакции. Год тому назад С.Речинский, комментируя нашему порталу появление «жестких» публикаций о церкви в светских изданиях и телесюжетах, отмечал, что подобная критика во многом является заслуженной — см. его публикацию "Какими нас видят? Церковь и СМИ".





Повернутися назад