Religion.in.ua > Публікації > Обзор религиоведческого семинара о мормонах

Обзор религиоведческого семинара о мормонах


30 03 2015
Обзор религиоведческого семинара о мормонах28 марта в Национальном педагогическом университете имени М.П. Драгоманова прошел международный научный семинар «Религии современности: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней»...

28 марта 2015 г. в Национальном педагогическом университете имени М.П. Драгоманова прошел международный научный семинар «Религии современности: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», организованный Молодежной ассоциацией религиоведов и кафедрой культурологии НПУ при содействии собственно Церкви Святых последних дней. Модерировал семинар президент Молодежной ассоциации религиоведов Олег Киселев.

Людмила Филипович в докладе «Церковь Иисуса Христа святых последних дней и развитие религиоведения в Украине» отметила примечательный факт – начало украинского религиоведения (открытие Отделения религиоведения в Институте философии им. Г.С. Сковороды, где она работает) совпало с регистрацией первой общины мормонов в Украине в 1991 г. Мормоны, которые были одновременно учеными, специалистами в религии, социологии, праве, приглашали украинских религиоведов на свои научные симпозиумы по религии и праву. Именно мормоны стали локомотивом, который ввел украинских религиоведов в международное научное сообщество. Они развеяли многочисленные стереотипы, познакомили с религией изнутри, дали видение религиозного плюрализма и свободы религии. Трепетное отношение мормонов к собственной истории служит примером и для отношения к своей истории в Украине. Знакомство с мормонами стимулировало также исследование других нетрадиционных религиозных движений.

Екатерина Элбакян, профессор Академии труда и социальных отношений, в своем докладе «Вероучение Церкви Иисуса Христа Святых последних дней: взгляд религиоведа» подчеркнула, что мормоны поддерживают традиционные ценности. В основе их учения лежит идея продолжающегося божественного откровения. Она раскрыла специфику понимания тринитарного догмата у мормонов, антропоморфические аспекты в понимании Бога, особую роль Иисуса Христа в творении и специфическую роль Люцифера в грехопадении и нынешнем состоянии мира, а также коснулась представления о множественности вселенных. Брак заключается на вечность, так как семьи мормонов будут существовать в вечности. Загробная жизнь – это постоянно развивающееся состояние, где будет церковь и будет развитие в кругу тех же людей, что и в земной жизни. Позицию мормонов она охарактеризовала как генотеизм, оптимистическая сотериология и фундаментализм в смысле возврата к первоначальному христианству.

Анна Мария Басури Зюзина, преподаватель Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, в своем докладе «Каббала как один из источников учения Дж. Смита» рассказала о дискуссии между двумя исследователями учения Дж. Смита. Л. Оуэнс считал, что Дж. Смит был знаком с Каббалой, а именно с текстом Зогар, взяв оттуда такие идеи, как 1) люди могут стать богами, 2) множество богов, 3) иерархия богов, 4) Бог был человеком. Его оппонент У. Хэмблин опровергал позицию Оуэнса, доказывал, что Дж. Смит не заимствовал что-либо из Каббалы и его мысли развивались независимо в параллельной плоскости. Однако оба ученых были ангажированы и вопрос о влиянии Каббалы на Дж. Смита остается открытым.

Дарья Шамрицкая, студентка Национального педуниверситета имени М.П. Драгоманова, в своем докладе «Роль женщины в становлении Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» обратила внимание на равноправие полов в браке мормонов. В период гонений, когда женщин было больше, Дж. Смит в соответствии с полученным пророчеством вступил в первый полигамный брак. Но роль женщины не принижалась даже в принятых в тот период полигамных браках. В ранний период Церкви женщины были более активны на фоне других женщин в обществе того времени. В частности, по инициативе женщин возникло дамское общество в помощь мужьям, которое с радостью поддержал Дж. Смит. Сейчас преобладает консервативная тенденция, связанная с пониманием женщины как хранительницы очага.

Владимир Мартинович, заведующий кафедрой апологетики Минской духовной академии, в своем докладе «Проблема трансформации “сект” в “церкви” на примере Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» предупредил, что будет использовать понятие «секта» как нейтральное, не ассоциируя ее с вредом или опасностью. Признание сектой не должно влиять на статус, религиозные свободы или отношение к религиозной организации. Вопрос о признании церковью не зависит от того, является ли данная религиозная организация христианской (хотя, по его мнению, мормоны не христиане). Церкви проходят сектанскую стадию в начальный период своего становления. При этом только секты ищут аргументы, что они не секты. Чем сильнее пытаются доказать, что они не секты, тем труднее это получается. Поэтому признание церковью можно только заслужить. Церковь не доказывает, что она не секта. С этой точки зрения В. Мартинович оценил религиозное движение мормонов как секту. Екатерина Элбакян возразила, что докладчик не показал механизмы и критерии перерастания секты в церковь, хотя такие механизмы существуют. Для понимания этого процесса необходимо использовать понятие деноминации, при этом принципиально важно давать оценку не с позиции какой-либо одной религии.

Евгений Харьковщенко, заведующий кафедрой религиоведения Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, в своем докладе «Библиотека семейной истории мормонов и становление украинской генеалогии» рассказал, что опыт и методология генеалогического общества штата Юта бесценны для мировой генеалогии, а центры семейной генеалогии в Киеве сильно помогают для восстановления родословных в генеалогических исследованиях Украины.

Михаил Ситников, главный редактор интернет-ресурса «РелигиоПолис», в своем докладе «Специфика ”религиозной культуры сообщества” последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) на постсоветском пространстве» развёл понятия «условная толерантность» (когда, например, православные толерантны к толерантным по отношению к ним коммунистам, радикальным националистам и т.д.) и толерантность между представителями разных религий, которая существует на принципе превалирования этичности к самим сообществам вопреки доктринальным различиям. Специфика культуры мормонов выражается в их самопроявлении в светском пространстве, в отношении к другим – не-мормонам. В этом проявляется их миротворческая функция, независимо от того, осознается ли она самими мормонами. Толерантность – это плод их работы для других церквей. В реплике один из организаторов Томского межрелигиозного диалога Николай Карпицкий отметил, что активное сотрудничество томских мормонов с другими конфессиями, участие мормонов в межконфессиональных мероприятиях г. Томска подтверждают слова Михаила Ситникова.

Светлана Карасёва, доцент Белорусского государственного университета, в своем докладе «Характеристики религиозности белорусских последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» рассказала о результатах социологического исследования мормонов Беларуси. Религиозность она определила как вовлеченность в религию. Религия предполагает два измерения – это опыт и система, которая включает в себя представления, деятельность и институты. В первом измерении религия чаще становится смыслом жизни, во втором – чаще выступает средством адаптации к жизни. Всего в Беларуси четыре общины мормонов: две в Минске, одна в Витебске и одна в Могилеве. Анкеты заполнили 15 человек. На вопрос, на что вы готовы ради веры, большинство ответило, что готово на всё вплоть до самопожертвования, исключая готовность пожертвовать семейными отношениями. На вопрос о том, как представляется посмертное бытие, большинство выбрало ответ – бесконечное совершенствование души в высших мирах. На вопрос о том, где преимущественно происходит религиозное совершенствование, большинство ответило – в составе семьи.

Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, в докладе «Мормоны в России: особенности жизни общины в мегаполисе» отметил, что религиозная община в мегаполисе играет консолидирующую роль. Мормоны подняли семейные ценности на новую высоту, абсолютизировав их, понимая семью как то, что имеет принципиально важное значение для спасения, осуществляемое в семье. Идея вечного брака предполагает спасение семьи как вечного целого. В период гонений церковь выживала как единая семья, а многоженство было для того, чтобы все оставались в семье и не было одиноких женщин вне семьи. Быть мормоном значит стать частью мормонского сообщества семейного типа. И после смерти для мормонов есть особое духовное место, где они вместе будут продолжать жить далее. В практике религиозной жизни особое внимание мормоны уделяют организации досуга семьи, проводят занятия с детьми, семейные собрания и т.д. Стремление приобщиться к семейным консервативным ценностям привело к появлению исторического типа семьи на основе генеалогии. Большую роль в этом играет историческое сознание, героическая история церкви, история мормонов-пионеров в Юте. Сейчас церковь мормонов стала заложником кризиса украино-российских отношений, а религиозные свободы в России – заложником политики.

Ольга Ремез, студентка Национального педуниверситета имени М.П. Драгоманова, в своем докладе «Медиа-коммуникация и связи с общественностью в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» отметила тот факт, что именно Церковь Иисуса Христа Святых последних дней первой из религиозных организаций США получила лицензию на радиовещание. До этого радиовещание использовалось для коммерческих целей, мормоны же впервые начали использовать его именно для религиозных целей. Основная медийная стратегия мормонов – это создание положительного образа церкви, не касаясь вопросов вероучения или теологии, так как проповедь требует индивидуальной, а не медийной работы.

Анатолий Колодный, руководитель Отделения религиоведения Института философии им. Г.С. Сковороды, в своем докладе «Фальсификация природы и деятельности Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в средствах массовой информации» указал, что понятие «традиционной конфессии» условно. Антимормонская пропаганда доходит до абсурда, обвиняя в шпионаже любых представителей церкви. К сожалению, мормоны мало издают ознакомительной литературы о себе, что приводит к тому, что в библиотеках много изданий с критикой мормонов, а книги с альтернативной позицией почти не встречаются. Тем не менее, у мормонов много преимуществ в духовном плане, в частности, отсутствие четкого разделения на сакральное и секулярное, оптимизм в жизни и то, что они живут как большая семья.

Последней выступила Елена Нечипорова, руководитель департамента по внешним связям Церкви Иисуса Христа святых последних дней, с докладом о месте миссионерства в жизни мормонов и их церкви, о различных видах этой деятельности и о трудностях, связанных с ней. Доклад украсила история о российском журналисте, который для того, чтобы написать статью о мормонах, целый день провел вместе с миссионерами – в итоге он признал, что это очень изнурительное занятие, предполагающее довольно строгий распорядок дня.

Организаторы мероприятия готовят к изданию сборник материалов этого и аналогичного семинара, прошедшего в 2013 г. Кроме того, уже сейчас планируется провести следующее мероприятие в 2016 г., посвященное 25-летию Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Украине.

Фото Александры Вишневой






Повернутися назад