Religion.in.ua > Рецензії > Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов


23 11 2009
Представленный труд Диогена Лаэртского был написан приблизительно в начале третьего столетия нашей эры. Временные рамки самого исследования – от Фалеса и Солона до начала нашей эры. В трактате, состоящем из десяти книг, идет речь о возникновении и развитии античной философии, однако в специфичной манере. Автор рассматривает философские школы и направления с помощью сумбурного описания жизни и фрагментов учения отдельных философов. Его внимания удостоились Фалес, Солон, Анаксимандр, Ксенофонт, Евклид, Платон, Аркесилай, Аристотель, Гераклид, Диоген, Зенон, Пифагор, Эмпедокл, Парменид, Протагор, Эпикур, а также многие другие.

Антон Дробович


Представленный труд Диогена Лаэртского был написан приблизительно в начале третьего столетия нашей эры. Временные рамки самого исследования – от Фалеса и Солона до начала нашей эры. В трактате, состоящем из десяти книг, идет речь о возникновении и развитии античной философии, однако в специфичной манере. Автор рассматривает философские школы и направления с помощью сумбурного описания жизни и фрагментов учения отдельных философов. Его внимания удостоились Фалес, Солон, Анаксимандр, Ксенофонт, Евклид, Платон, Аркесилай, Аристотель, Гераклид, Диоген, Зенон, Пифагор, Эмпедокл, Парменид, Протагор, Эпикур, а также многие другие.


Хотя, на первый взгляд, может показаться, что речь идет о рядовом историко-философском труде, однако, стоит сказать, что манера, в которой написан трактат, содержание и ряд художественных деталей полностью развеют это заблуждение. Алексей Федорович Лосев в своей вступительной статье к этому произведению отметил, что, читая его, «мы погружаемся в веселые просторы античной историографии», что как бы готовит нас к своеобразию стиля Диогена Лаэртского.


В трактате мы постоянно имеем дело с анекдотами, непроверенными фактами, набором сплетен и легенд, спекуляций и пересудов двухтысячелетней давности. Часто описывая учение того или иного философа, автор сам доподлинно не знаком с конкретными текстами, а лишь слышал, что говорят об их содержании. Также ко многим философам Диоген подает остроумные, а иногда и мало приличные эпиграммы. Таким образом, говорить о каких то «научных критериях исследования» в этом трактате не приходится. Скорее речь идет о собрании околонаучного фольклора, коллекции философских притч и историй из кругов интеллектуалов начала первого тысячелетия. От небрежения и фамильярности такой «истории философии» невольно меркнет тот академический блеск и тот образ аскетически-пыльного величия Древних, который сопровождает античные учения в современных монографиях и учебниках.


«О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» можно читать для того, чтобы ощутить характер эпохи, почувствовать, насколько маленьким и тесным был Античный мир, а не для ознакомления с содержательной стороной учений древних мыслителей. Эта книга не для скрупулезных педантов, которые не желают знать, каковы были древние, а лишь стремятся заполучить очищенную эссенцию их идей. Этот трактат скорее послужит реконструкции времени и приближению к реальному образу мира мыслителя прошлого. В этом мире будут показаны завистники и почитатели, любовники и любовницы, насмешка и слава, словом – вся реальность, которая окружала натурфилософов и атомистов, перипатетиков и стоиков, платоников и скептиков. Следовательно, эта книга что-то на подобии палитры, которая слегка хулигански «раскрашивает» подчеркнуто сдержанный «черно-белый» мир философской мысли античности. Таким образом, полной мерой понять мир античной науки можно только в «цвете», то есть эта книга станет незаменимым завершением всякого подлинного академического исследования эпохи.






Повернутися назад