Religion.in.ua > Рецензії > Бальтазар У. Пасхальная тайна. Богословие трех дней

Бальтазар У. Пасхальная тайна. Богословие трех дней


8 12 2009
Вниманию читателю предлагается книга одного из виднейших богословов и философов ХХ в. Ганса Урса фон Бальтазара (1905-1988), одной из самых знаковых фигур католического богословия ХХ в. Он родился в Люцерне (Швейцария), вступил в орден иезуитов, стремясь к священническому служению, встречался с К.Ранером и К.Бартом. В 1950 г. оставил орден, и потому не принимал участия во II Ватиканском Соборе. Но в 1969 г. пришел его звездный час – он стал членом Международной богословской комиссии и перед самой смертью назначен кардиналом.

Волковский Владимир

Вниманию читателю предлагается книга одного из виднейших богословов и философов ХХ в. Ганса Урса фон Бальтазара (1905-1988), одной из самых знаковых фигур католического богословия ХХ в. Он родился в Люцерне (Швейцария), вступил в орден иезуитов, стремясь к священническому служению, встречался с К.Ранером и К.Бартом. В 1950 г. оставил орден, и потому не принимал участия во II Ватиканском Соборе. Но в 1969 г. пришел его звездный час – он стал членом Международной богословской комиссии и перед самой смертью назначен кардиналом.


Оппозиция с К.Ранером – знаковая для творчества Г.У.Бальтазара. Анабатическая, антропологическая теология, где христианская доктрина понимается в аспекте человека, а истины Бога сокрыты и ведомо только человеческое соприкосновение с ними, вызывает у Бальтазара глубокий протест. Бог не оторван от мира, а христианство есть религия Откровения, глубинной манифестации Божества – и проявлению этой манифестации посвящены все его книги. Для него главная манифестация – красота Божия, «сияние славы», которой является бытие, дается благо и открывается истина. И главная уникальная и архетипическая фигура этого Явления – Иисус Христос, как полнота человеческого и Божественного. Его богословие – всецело христоцентрично. Г.У.Бальтазар пытается соединить «богословие креста» с традиционным «богословием славы», отмечая, что богословие славы провозглашается на кресте.


Именно этому посвящена его книга «Теология трех дней» (1969), в которой автор раскрывает эти проблемы на примере Пасхального триденствия (Страстной Пятницы и Субботы, самой Пасхи), особо выделяемого в католической литургике. Главная тема есть Христос, «образ Бога невидимого», Его кенозис, искупление и страдание. Главный вопрос – о смысле страданий Христовых после Боговоплощения, о снисхождении и прославлении Бога в Слове. Он рассматривает домостроительство в аспекте Писания и традиции, чтобы завершить рассмотрением кенозиса, в котором Боговоплощение получает пассионарный характер, в чем он усматривает высочайший антропологический смысл – смысл триадологического воссоединения человека, смысл испытания Богом человеческого опыта, в котором Он мера изнутри перестает быть внешним Судьей, а внутренней мерой человека. Мир при помощи Божией достигает своей цели, Бог являет, видя потерянный мир, свое глубочайшее откровение и славу.


Христос, в истощании вплоть до смерти крестной, открывает славу и любовь, восстановление человека. Он Сам шествует, являя себя, подчиняясь Божественной необходимости в абсолютной свободе и суверенном самообладании. Автор говорит, что эта тема – место редкого единства Запада и Востока, для которых обоих Боговоплощение произошло для искупления на кресте, Рождество требовалось для Распятия.


Хотя учение Бальтазара не приобрело много последователей, но, как знать, не живем ли мы на пороге новой катабатической теологии, которая вернет, раскроет в красоте и жертве Христа Бога основание любви и свободы человека? Решение – за читателем.






Повернутися назад