Religion.in.ua > Рецензії > Оправдание добра

Оправдание добра


4 03 2010
В предисловии ко второму изданию "Оправдания добра" Соловьев пишет, что цель его книги состоит в том, чтобы показать добро как правду, т.е. как единственно правильный путь в жизни – путь, всегда оправдывающий себя, возлагаемые на него надежды, оправдывающий доверие к себе: «Назначение этой книги – показать добро как правду, то есть как единственный правый, верный себе путь жизни во всем и до конца – для всех, кто решится предпочесть его».
Работа «Оправдание добра» - это, пожалуй, самое известное и наиболее показательное произведение Владимира Соловьева
В предисловии ко второму изданию "Оправдания добра" Соловьев пишет, что цель его книги состоит в том, чтобы показать добро как правду, т.е. как единственно правильный путь в жизни – путь, всегда оправдывающий себя, возлагаемые на него надежды, оправдывающий доверие к себе: «Назначение этой книги – показать добро как правду, то есть как единственный правый, верный себе путь жизни во всем и до конца – для всех, кто решится предпочесть его».
Поскольку это предисловие было написано после основного текста, то, несмотря на свою малость, оно, как это будет видно из дальнейшего, носит своего рода обзорный характер всей работы «Оправдание добра», представляя его главную идею с некоторой характеристической точки зрения, которая впоследствии будет разъяснена как концепция «нравственной кинематики».
С этой точки зрения нравственная философия – это только указатель правильного пути, а не принуждение следовать таким путем: «Когда, отправляясь в дорогу, вы берете книгу, называемую «Путеводитель», вы ищете в ней лишь верных, полных и толковых указаний для избранного вами пути… Нравственная философия есть не более как систематический указатель правого пути жизненных странствий для людей и народов; на ответственности автора лежит только верность, полнота и связность его указаний» . Хотя жизнь предстает перед нами как бесконечное разнообразие различных путей жизни, но в конечном итоге все эти жизненные пути могут быть отнесены только к одному из двух типов – либо к пути добра, либо пути зла, третьего не дано. Соловьев пишет: «Почему, однако, говоря о мире нравственном, мы указываем на выбор между двумя только путями? Да потому, что при всем обилии форм и проявлений жизни к самой жизни, к ее желанному для нас наполнению и увековечению ведет только один путь, а все другие, вначале так на него похожие, ведут, однако, в противоположную сторону, все более роковым образом удаляются от него и сливаются между собою, превращаясь наконец в один путь увековеченной смерти» . Поэтому и человеку важно в конце концов сделать выбор одной из этих двух возможностей. Пускай внешне этот выбор никогда не будет выражать себя четко, однако внутренний выбор всегда четкий – человек внутренне, считает Соловьев, выбирает, или когда-то должен будет выбрать, либо добро, либо зло: «Важны для нас не частные, хотя бы самые сильные уклонения от правого пути, а лишь общий, решительный и решающий выбор между двумя нравственными дорогами, когда он совершается с полною и ясною сознательностью» . 

Как уже отмечалось, пути жизни очень близки между собою в самом начале. Но чем дальше, тем более пути не-добра отклоняются от пути добра и, наконец, начинают вести в противоположную сторону. Не может быть никакого третьего пути, например, «пути естества», «возвращения к природе». Состояние животности естественно только для животного. Для человека естество животного – это активное решение следовать нравственной пассивности, т.е. уже нечто неестественное, минус-путь, путь не-добра, кончающийся, как и любой такой путь, «вечным злом и смертью»: «Мы решили, положим, выбрать третий путь, животный, который ни добр, ни зол, а только натурален. Но ведь он таков именно только для животных и именно только потому, что животные ничего не решают и не выбирают сами между этим путем и каким-нибудь другим, а идут пассивно по тому единственному, на который они поставлены чуждою им силой. А когда человек активно решает идти путем нравственной пассивности, то он явным образом лжет, творит неправду и беззаконие и вступает, очевидно, не на животный путь, а на тот (один из двух человеческих путей), который если не в начале, то в конце оказывается путем вечного зла и смерти».  

Виктор Моисеев





Повернутися назад