В Киеве завершил свою работу круглый стол, посвященный вопросу создания сообщества христиан-психологов и терапевтов Украины. Он проходил 10 сентября  на территории храма Святого Василия Великого, сообщают для портала «Религия в Украине» организаторы события.

Данное мероприятие вызвало широкий интерес у представителей христианского сообщества, в том числе ряда церквей и учебных заведений протестантского направления. Об этом свидетельствовали состав и заметное количество участников форума, причем большинство представителей евангельской христианской традиции являются душепопечителями или профессиональными психологами. Также в работе круглого стола приняли участие представители Украинского Католического Университета, психолог Синодального отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) и представители научных сообществ Украины.

Кандидат психологических наук, модератор круглого стола Людмила Гридковец в начале подчеркнула, что среди студентов светских учебных заведений, количество студентов, исповедующих христианские взгляды, в настоящем времени увеличилось до 97% (выборка в городе Киев), в то время как в 1996г. этот процент составлял всего 9% от общего числа учащихся. В связи с этим, как указала Людмила, возрастает необходимость в качественной, христианской и профессиональной помощи, которая будет удовлетворять потребностям преобладающего большинства населения согласно актуальным для него христианским ценностям.

Интерес к вопросу о концепции христианской психологии в остается актуальным для пасторов Евангельских церквей и их союзов. Юлия Патюк, практический психолог, преподаватель Украинской Евангельской Семинарии (Киев), подтвердила в своем выступлении, что еще 5 лет назад церкви не нуждались в христианском консультировании. «Лишь один год назад, пасторы выразили желание и необходимость в открытии программы по христианскому консультированию», - отметила она. Главный вопрос, который обозначила Юлия Патюк, звучит так: «Готова ли церковь к взаимодействию с сообществом христианских психологов и психотерапевтов; в какой форме может и должно проявляться это сотрудничество?».

До сих пор в украинском евангельском сообществе нет выработанных концепций и сформировавшихся факультетов душепопечительства или христианской психологии, которые были бы адекватны богословской и научной критике. Вопрос не только в чрезмерном устремлении к теоретизированию, но, по большей части, также в попытке найти общие точки соприкосновения в процессе диалога между богословским и гуманитарно-психологическим корпусом знания. В своем докладе «О предмете христианской психологии» доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедры социальной работы и практической психологии Академии труда и социальных отношений, профессор кафедры Национальной медицинской Академии, Е.Г.Карагодина, предложила ряд острых для дискуссии вопросов, в частности: «Может ли христианская антропология выступать в качестве аналога теории личности? Можно ли обозначить предмет христианской психологии так, чтобы это определение «удовлетворяло» представителей академической науки? Если христианская психология позиционирует себя как отдельное направление (раздел) психологии как науки, то каковы ее методы? Если христианская психология – это практика психологической помощи, то есть ли мировоззренческие и (или) конфессиональные ограничения для клиентов и терапевтов? «Христианская психология» – раздел психологии, который изучает закономерности психических процессов с позиции христианства?»

Попытка обозначить проблемные «стыки» этого взаимодействия уже является достижением в процессе этого диалога. Подобное «состыковывание» богословия и психологии с христианской верой в Российском Академическом поле начался в 1990-е годы на кафедре общей психологии МГУ. Профессор В.О. Татенко, член-корреспондент НАПН Украины, доктор психологических наук, в своем докладе "Понятие «душа» и «дух» в категориальном пространстве научной психологии”, отметил, что в настоящий момент в украинском научно-психологическом сообществе понятия психика, душа и дух рассматриваются как базовые структуры мировоззрения. Человек больше чем его психика, душа не соразмерна психическим функциям человека, поэтому научная психология пытается разобраться во внутренних структурах человека. Профессор Татенко при согласовании понятий психика и душа/дух подчеркнул, что «Психике свойственно отражение, душе – переживание, а духу – творение», именно такой системный подход к изучению человека, присущий многим ученым в отечественной науке становится актуальным и в настоящем».

Петр Гусак, доктор философских наук (УКУ), научный представитель Института семьи, высказал один из ключевых тезисов в формировании концепции христианской психологии, который состоит в том, что «философская антропология существования нематериальной души человека, является базовой концептуальной основой христианской психологии». Нематериальная основа души, по его видению, и является основой для системного понимания антропологической составляющей в разработке христианской психологии.

Анна Лянна, модератор круглого стола подчеркнула, что: «Настоящий круглый стол стал продолжением недавней конференции, которая прошла в Днепропетровске 28-29 мая». (https://www.psyconf.com.ua/). Первая конференция объединила христианских психологов и душепопечителей, позволила им встретиться и поделиться опытом, что позволило думать об идейном, концептуальном, объединении и создании сообщества. Логическим продолжением объединения христиан-психологов стал настоящий круглый стол, позволивший на высоком академическом и практическом уровне прийти к разработке самой концепции христиан-психологов и терапевтов в Украине.


Церковь не может закрыть глаза на вопросы повседневности своих прихожан и людей пришедших из мира. Не так давно, а точнее за последние 4-е года все чаще среди христиан наблюдаются суицидальные проявления, возрастает число разводов, становятся явными проявления психических и психологических заболеваний среди верующих людей. Большинство из этих фактов пасторы пытаются скрыть или найти «духовные» пояснения. Практическую сторону сущностных вопросов человека затронула
Анна Лелик, экзистенциальный консультант, руководитель Киевской учебной площадки Международного Института Экзистенциального Консультирования, психолог Синодального отдела по делам молодежи Украинской православной Церкви (МП). Она подчеркнула в своем докладе «Тупики эстетической жизни по Кьеркегору», что каждый человек сталкивается с «эстетическим» (хочу) и «этическим» (надо); важно полюбить боль, признать ее в своей жизни и в этом признании обрести свою цельность.

Интеграция богословия и психологии претерпевает определенные трудности и напряжения. Евгений Сарапулов, кандидат философских наук, в своем докладе на тему «Этические дилеммы христианского консультирования» отметил следующие проблемы: «как качественно и эффективно помочь человеку, если мы обладаем ограниченным знанием? И сколько нужно вникать в проблему, чтобы сказать себе "хватит, достаточно - нужно принимать решение"? как вызвать у клиента желание решать проблему, а не обезболивать ее? в каких случаях не стоит давать советы, а в каких стоит? как вызвать у клиента желание, потребность решать основную проблему, а не второстепенную? в решении каких проблем клиента психологу-консультанту нужно стоять на универсальных позициях?».


В заключение круглого стола
Людмила Гридковец подчеркнула, что на данном этапе все больший вес приобретает вопрос создания профессионального союза христианских психологов, который обеспечит разработку, с одной стороны, научно обоснованных, а с другой, - мировоззренчески интегрированных в христианскую парадигму, программ подготовки специалистов по христианскому консультированию и психотерапии. Л. Гридковец предложила для рассмотрения «Концепцию сообщества христиан психологов и психотерапевтов». Данный документ был кратко представлен слушателям и предложен для дальнейшего обсуждения и совместных встреч.

Теги: