27 сентября в Киеве состоялся очередной диспут между атеистами и верующими. Если ранее в таких мероприятиях участвовали православные дискутанты, то на этот раз, впервые на постсоветском пространстве, в полемике с атеистами сошлись представители ислама, сообщает "Религия в Украине" со ссылкой на Украинский атеистический сайт.

В Киеве прошел диспут между атеистами и мусульманами (ФОТО-ВИДЕО-РЕПОРТАЖ)

С исламской стороны на диспуте присутствовали председатель Духовного управления мусульман Украины, муфтий Украины, шейх Ахмед Тамим и его заместитель шейх Рустам Гафури. Атеистическую сторону представили: автор сорока книг по научному исламоведению, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, генерал Юрий Петраш; кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук, подполковник юстиции запаса Сергей Иванеев -- оба ученых приехали на диспут из Москвы. А также самый известный украинский атеист, выпускник Одесской духовной семинарии УПЦ, кандидат богословия, доктор философских наук, профессор Киевского политехнического института Евграф Дулуман, который также выступил инициатором и организатором этого диспута.

Как и в прошлые разы, диспут проходил в Киевском политехническом институте, а его ведущим был старший преподаватель КПИ Василий Пихорович.

В Киеве прошел диспут между атеистами и мусульманами (ФОТО-ВИДЕО-РЕПОРТАЖ)

Тематика диспута вызвала большой интерес обеих сторон -- как мусульманской, так и атеистической, о чем свидетельствовал заполненной почти до основания зал просторной лекционной аудитории. На диспут пришло много мусульман, сторона слушателей с восточной внешностью, несомненно, преобладала в своем количестве.

Ораторские выступления всех участников диспута были на высоком уровне, однако иногда вызывали протест со стороны его участников, посетителей диспута. Так, после острой критики и обобщения ислама с другими мировыми религиями Евграфом Дулуманом шейх Ахмед Тамим на повышенных тонах высказался в сторону оппонента, заявив, что он, муфтий, пришел для того, чтобы рассказать об исламе, а не для того, чтобы выслушивать обиды в сторону его религии. Организаторы диспута сочли такую позицию шейха как не совсем вписывающуюся в формат диспута. Также вызвали протест у молодых атеистов из зала слова шейха Рустама Гафури, в которых он дал свою оценку теории Дарвина. Все конфликты умело заглушал ведущий диспута, не давая участникам переходить на эмоциональные всплески.

В Киеве прошел диспут между атеистами и мусульманами (ФОТО-ВИДЕО-РЕПОРТАЖ)

Как считают организаторы события, разумного диалога между двумя противоположными мировоззрениями удалось добиться во многом благодаря высокому культурному уровню его участников, а также желанию проявить толерантность по отношению к оппонентам. Ведь перед обеими сторонами стояла сложнейшая задача – не обидеть чувств верующих или неверующих и привлечь в свои ряды как можно больше сторонников из пришедших на диспут.

"Из выступлений шейха Ахмеда Тамима и шейха Рустама Гафури стало ясно, что ислам могут понять только мусульмане, -- делится своими впечатлениями на сайте "Пропаганда" одна из участниц диспута со стороны зрителей и слушателей Кристина Москаленко. -- Только тогда, когда мы примем ислам, мы поймем, что это такое. «А неатеисты не могут понять атеизм», - продолжал их логику Евграф Каленьевич Дулуман. Зачем тогда собираться и что-то обсуждать? Мусульмане, опять же отвечают: чтобы мы, представители ислама, рассказали вам, что ислам - это очень дружелюбная религия, мусульмане выступают за мирное сосуществование, а все, которые что-то там подрывают, убивают неверных - они не мусульмане. Ну, представители атеизма тоже говорили, что хулиганствующие атеисты на самом деле не атеисты, а просто хулиганы. Только все эти размышления не дают ответов ни на один из волнующих сегодня всех людей вопросов".

В Киеве прошел диспут между атеистами и мусульманами (ФОТО-ВИДЕО-РЕПОРТАЖ)

Ведущий диспута - старший преподаватель кафедры философии НТУУ «КПИ» Пихорович Василий Дмитриевич - несколько раз пытался напомнить, что есть множество проблем современности, которые нужно решать, как атеистам, так и мусульманам. И, возможно даже, что, "не объединившись, не найдя точки соприкосновения, ни представители религии, ни неверующие в бога не смогут решить самые важные и сложные насущные вопросы".

Шейх Рустам Гафури пытался отвечать с «научной» точки зрения о теории эволюции видов Ч.Дарвина. «Всем известно, что то, что якобы писал Дарвин, писал совсем и не Дарвин», «Всем ведь ясно, что если бы Дарвин был прав, сегодня не было бы обезьян», «Почему тогда волки не становятся собаками?», «Все, что не объясняет мир как Божье творение, - это софистика», «Софисты не могут объяснить мир, так как они не называют начала всего» -- цитирует Кристина Москаленко наиболее неудачные, с ее точки зрения, реплики шейха.

В Киеве прошел диспут между атеистами и мусульманами (ФОТО-ВИДЕО-РЕПОРТАЖ)

«Если Вам, - говорил шейх, обещают дать гривну, но только при условии, что вам перед этим кто-то даст гривну, а эту предыдущую дают только при таком же условии, и так без конца, то вам никогда не получить своей гривны. Поэтому, не предположив начала, невозможно объяснить все остальное». Прозвучало также примерно такое мнение шейха: «У всего есть творец. У ручки, у здания, у человека. Мир тоже сотворен. А бесконечный, вечный мир - это выдумки».

Неудовлетворительно, по мнению атеистов и некоторых слушателей диспута, отвечали представители ислама и на вопросы о положении женщины в исламе. Коран объясняет, что ждет мужчин в раю: «Воистину, обитатели Рая сегодня будут заняты тем, что будут наслаждаться», «Возле них будут гурии, потупляющие взоры, большеглазые, подобные оберегаемому яйцу», «Там есть девы хорошие, прекрасные... Они - черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах... С ними прежде не имели близости ни человек, ни джинн...», «Они будут возлежать там, прислонившись, и просить принести им множество фруктов и питье. Рядом с ними будут сверстницы с потупленными взорами», «Мы сотворим их в новом облике (совершенными) и сделаем их девственницами, любящими и равными по возрасту» и т.д. Однако на на вопрос о том, что ждет женщину в раю, участники-мусульмане так и не смогли ответить. Шейх Тамим вначале в шутку сказал «Вот станете мусульманами - поймете», а в конце небольшого спора очень тихо ответил, что описан в Коране рай для человека.

В Киеве прошел диспут между атеистами и мусульманами (ФОТО-ВИДЕО-РЕПОРТАЖ)

На вопрос атеистов о проблеме теодицеи, о том, абсолютен ли бог и его сила, и если да, то богоугодны ли неверующие, мусульмане отвечали, что Богу все известно, у него нет недостатков, что он подобен учителю, который знает, как обычно ведут себя дети, поэтому изначально устанавливает для них правила: не бегать, не кричать, не кидаться всякой мелочью и т.д.

Представители ислама сразу же дали понять, что любое слово о религии, тем более именно об их религии, может быть принято как оскорбление, и в таком случае они не будут иметь дело с атеистами, не останутся в этой аудитории. Поэтому ведущему приходилось часто останавливать, например, Евграфа Дулумана, который пытался отвечать представителям религии прямо и, насколько это было для него возможно, правдиво.

В Киеве прошел диспут между атеистами и мусульманами (ФОТО-ВИДЕО-РЕПОРТАЖ)

Один из атеистов - российский академик Юрий Петраш - пытался за отведенные ему на выступление десять минут объяснить всю историю философии и донести философское мировоззрение (в частности, что материя первична, а Вселенная вечна и бесконечна) сидящим в аудитории представителям разных взглядов, причем пытался донести свои мысли по этому поводу в виде схем. Правда, это мало повлияло на участников диспута. За короткое время, отведенное на диспут невозможно решить все вопросы и задачи, поставленные перед его участниками.

В Киеве прошел диспут между атеистами и мусульманами (ФОТО-ВИДЕО-РЕПОРТАЖ)

В конце встречи ведущий мероприятия Василий Пихорович выразил слова благодарности представителям ислама за то, что они согласились на диспут, познакомили всех присутствующих с определенными знаниями по исламской религии, избавили от некоторых предрассудков тех, кто мало знаком с исламом, дали прочувствовать атмосферу дискуссии между мусульманами и представителями других взглядов, и за то, что открыто выступили против политизации религии, против вражды и кровопролития.

Подводя итог диспуту, обе стороны -- атеисты и мусульмане -- заявляли о необходимости поиска новых форм сосуществования различных культур в нашем обществе.

Теги: