В Киеве экспонируется картина классика украинской живописи Николая Пимоненко "Жертва фанатизма" – об иудейско-православных отношенияхВ Национальном художественном музее Украины проходит выставка классика украинской живописи Николая Пимоненко, работы для которой предоставили несколько отечественных музеев и частных коллекционеров. Представлены знаменитые полотна художника вроде "Соперниц" или "Святочного гадания", а также редко экспонируемые эскизы, этюды и альбомы рисунков, сообщает "Религия в Украине" со ссылкой на Коммерсант.


Сын киевского иконописца, Николай Пимоненко с детства был приобщен к художественному ремеслу, ездил вместе с отцом по сельским церквям, помогая ему создавать иконостасы. Этот опыт пригодился живописцу в зрелые годы, когда он вместе с Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым и другими прославленными коллегами расписывал Владимирский собор в Киеве. С этим городом фактически связана вся жизнь художника. В юности Николай Пимоненко ненадолго покинул его ради обучения в Петербургской академии художеств, но, пройдя первые гипсовые и натурные классы, из-за болезни легких и неподходящего ему климата северной столицы вынужден был вернуться домой. В Киеве он обрел семейное счастье, женившись на дочери своего учителя, академика Владимира Орловского, снискал популярность и профессиональное признание. Не обошла художника стороной и мировая слава: его картина "Гопак" в 1909 году получила золотую медаль Парижского салона и была приобретена Лувром.

Живописец стремился создавать картины на социальные темы. Примером могут служить демонстрирующиеся на выставке выразительная "Свадьба в Киевской губернии" (1891) и несколько театрализованная "Жертва фанатизма" (1899), которую автор, стремясь добиться трагического звучания, повторял несколько раз. В итоге же получился любопытный колоритными персонажами, но отнюдь не силой обобщения и психологической глубиной "репортаж в красках" о реальном происшествии — наказании иудейской общиной Кременца девушки-еврейки за связь с православным юношей.

В Киеве экспонируется картина классика украинской живописи Николая Пимоненко "Жертва фанатизма" – об иудейско-православных отношениях

Любовные отношения, обрядовость, традиция — именно эти сюжеты принесли Николаю Пимоненко настоящую славу. На выставке широко представлены многочисленные жанровые сцены ухаживаний, ревности и соперничества "гарних парубків та дівчат" в нарядных национальных одеждах, не имеющих ничего общего ни с тяжелой крестьянской работой, ни с полным лишений бытом. Автор явно пытался передать на холсте собственную мечту о счастливой беззаботной жизни, создать некий миф о цветущей Украине, рае на земле, крае вечного лета и романтических грез.

Теги: