Religion.in.ua > Україна, Світ > Хасиды отмечают Новый год, установленный в честь раввина, которого глава Русской Церкви именовал «Святой рабин»

Хасиды отмечают Новый год, установленный в честь раввина, которого глава Русской Церкви именовал «Святой рабин»


6 12 2017
Хасиды отмечают Новый год, установленный в честь раввина, которого глава Русской Церкви именовал «Святой рабин»Ежегодно 19 кислева (в этом году начинается вечером 6 декабря и продолжается до захода солнца 7 декабря) евреи во всем мире отмечают День освобождения Альтер Ребе, рабби Шнеура-Залмана из Ляд. Этот день – Новый год хасидизма – традиционно один из самых значимых праздников для большинства еврейских общин Украины, сообщает "Религия в Украине" со ссылкой на сайт Днепровской еврейской общины.

Считается особо благоприятным встретить этот день на могиле Альтер Ребе. Именно так и поступают многие евреи Украины и из-за рубежа. Недавно Федерация еврейских общин Украины открыла величественный «Центр Хасидизма», предназначенный для помощи тысячам паломников, которые направляются для посещения захоронения праведника в город Гадяч на Полтавщине, где находится оэль (место погребения) Альтер Ребе.
 
Праздник Нового года хасидизма возник 219 лет назад. Тогда, 19 кислева 5559 года от сотворения мира (27 ноября 1798 года), ребе Шнеур-Залман из Ляд, основатель хасидского движения ХаБаД, был освобожден из заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, где он провел почти два месяца. Его освобождение стало знаком официального признания движения хасидизма в Российской империи. Событие это представлялось в те времена настолько значительным и чудесным, что хасиды даже хотели написать свиток 19 Кислева, наподобие Свитка Эстер, чтобы читать его каждый год, но ребе не дал на это своего согласия.
 
В одной из своих бесед рассказывал ребе Раяц:

«Когда Алтер Ребе привезли в Петропавловку, он был помещен в тайные камеры Петропавловской крепости. Более семи недель (53 дня) он находился в этой крепости. Три первые недели Ребе находился в чрезвычайно суровом заключении, в камерах, предназначенных для бунтующих против царства, поскольку одним из главных обвинений доноса было то, что Алтер Ребе [якобы] собирал деньги и переправлял их турецкому султану. Позже его перевели в место с более мягкими условиями [заключения] в пределах той же крепости.
 
Все дни пока Алтер Ребе находился в [заключении] в Петропавловской крепости, проходили особые заседания, подбиравшие и перерабатывавшие материалы доноса против нашего Ребе. После этого Ребе допрашивали. Допросы происходили не в крепости, а в канцеляриях "Тайного совета", куда Ребе каждый раз перевозили на лодке через реку Неву - из крепости в канцелярии.
 
Царские министры сами допрашивали Алтер Ребе, и он отвечал им на все их вопросы. Ответы и вопросы записывались и отправлялись в Сенат для изучения. Все видели в ответах Алтер Ребе его удивительную мудрость и чистоту его сердца.
 
Во вторник 19 Кислева в свет вышел приговор, касающийся Алтер Ребе, гласивший, что он чист от всякого греха, и было принято решение о его освобождении».

Известно, что сам император Павел I пожелал навестить Ребе в его заключении. Он сделал это под видом простого офицера. Хотя Альтер Ребе никогда прежде не видел российского царя, он сразу почувствовал, кто перед ним, и оказал царю знаки уважения, которые предписывает еврейский закон по отношению к монарху. С этого момента царь называл ребе не иначе, как «Святой рабин». Император Павел I собственноручно подписал окончательное решение, которое гласило: «Его императорское Величество не нашло в поведении хасидов ничего дурного, причиняющего вред добропорядочности и спокойствию государства». Так в еврейском календаре появился новый праздник: 19 Кислева – Рош А Шана хасидизма или хасидский Новый год.

Напомним, что Павел I - первый император, который официально стал главой Русской Православной Церкви. Российское законодательство 1797 года устанавливало, что «Государи Российские суть Главою Церкви». В Основных законах Российской империи это положение комментировалось так: «Император яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния. (…) В сем смысле Император в акте о наследии престола (1797 апр. 5) именуется Главою Церкви»[2]. Такое положение сохранилось вплоть до начала 20 века.






Повернутися назад