Religion.in.ua > Важливо, Світ > Румынский Синод обличил обличителей Критского Собора

Румынский Синод обличил обличителей Критского Собора


24 12 2016

Румынский Синод обличил обличителей Критского СобораСинод Румынской Православной Церкви принял коммюнике, в котором подверг критике нагнетаемую, в том числе клириками соседних поместных Церквей (Русской и Элладской), негативную реакцию...

Румынский Синод обличил обличителей Критского Собора16 декабря Синод Румынской Православной Церкви под председательством Патриарха Даниила принял коммюнике, в котором выразил свою позицию в отношении нагнетаемой в Румынии, в том числе клириками соседних поместных Церквей (Русской и Элладской), негативной реакции по поводу Святого и Великого Собора Православной Церкви (остров Крит, 2016 г.), сообщает "Религия в Украине" со ссылкой на сайт Румынского Патриархата.

В документе (перевод Ильи Бея) отмечается, что критики Собора ведут борьбу с несуществующими угрозами и вводят в заблуждение клириков и верующих. Синод также защищает экуменическую деятельность православных, которая "не представляет собой догмата веры, но является духовной позицией диалога и соработничества между Церквами". Синод выражает удивление "неканонической и агрессивной позиции" некоторых священников и иерархов соседних Церквей - Московского Патриархата и Элладской Церкви, которые разворачивают "вызывающую волнения деятельность в епархиях Румынской Патриархии".

В связи с этим стоит отметить антисоборную деятельность ряда клириков Молдавско-Кишинёвской митрополии РПЦ, а также примыкающей к ней Черновицко-Буковинской епархии УПЦ (МП), в частности викария епархии епископа Банченского Лонгина (Жара). Последний ведет активную пропаганду против Собора на Крите, разъезжая с этой миссией не только по Украине, но и в соседних странах.

Приводим текст коммюнике:

Коммюнике Священного Синода Румынской Православной Церкви

Во время рабочей сессии Священного Синода Румынской Православной Церкви, состоявшейся в пятницу, 16 декабря 2016 г., под председательством Его блаженства патриарха Даниила в Синодальной Палате Патриаршей резиденции Священный Синод с прискорбием отметил недавнее появление негативной реакции в отношении принятия в Румынии Святого и Великого Собора Православной Церкви (о. Крит, 2016 г.).

Румынский Патриархат неоднократно подчеркивал тот факт, что «Собор на Крите не сформулировал новые догматы, но скорее исповедал, что Православная Церковь является Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Христа»,  и постоянно обращал внимание на то, что мир и единство Церкви должны сохраняться со всей ответственностью, памятуя слова Святого Иоанна Златоуста: «ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви! Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви» (Свят. Иоанн Златоуст, Беседа 11 на Послание к Эфесянам, PG 62, 85).

Тем не менее, со скорбью в наших душах мы отмечаем, что в фанатичной и разрушительной манере некоторые смутьяны ввели в заблуждение клириков и верующих, неправдиво и клеветнически заявляя, будто Собор на Крите объявил экуменизм догматом веры, и что некоторые клирики, поверив этому обману, неканонично прервали литургическое поминовение своих епископов, тем самым нарушая мир и единство Церкви своей раскольнической позицией.

Священный Синод Румынской Православной Церкви подчеркнул, что ни Собор на Крите, ни любой другой из Православных Синодов не объявлял экуменизм догматом веры, а также, что ни один из Православных Синодов не объявлял экуменизм «все-ересью». Поэтому обвинения, предъявляемые Собору на Крите его противниками, являются несправедливыми, безответственными и вредящими единству Церкви.

С православной точки зрения, здравый экуменизм не представляет собой догмата веры, но является духовной позицией диалога и соработничества между Церквами, вместо противоречий, преисполненных конфессиональной ненависти и жестокого противостояния, что обнаруживалось в течение нескольких веков истории христианства. Экуменическое движение появилось в начале ХХ века, когда западные христианские миссионеры проповедовали Евангелие любви нехристианским жителям Африки и Азии, тогда как сами христиане были разделены на множество противостоящих христиански конфессий, ненавидящих и спорящих друг с другом, а их позиция была отрицательным миссионерским свидетельством в сопоставлении с другими религиями и гражданским обществом. Даже принимая участие в этом движении диалога между христианами разных исповеданий, Православная Церковь полагает, что единство инославных христиан, разделенных внутри себя, со временем будет восстановлено лишь на основании веры неразделенной Церкви Христовой, каковой является Православная Церковь, Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, как мы исповедуем в Православном (Никео-Цариградском Символе веры.

В этом смысле Православная Церковь полагает, что в диалоге с прочими христианами именно она приносит свидетельство Единой Церкви Христовой, от которой они отделились со временем, отклонившись от православной веры. Конечно, православный христианин не всегда обязан проводить диалоги или сотрудничать с другими христианами, если он или она боится потерять веру православную. В то же время, несправедливо считать, что все православные христиане, которые ведут богословские диалоги и сотрудничают по практическим вопросам общества с христианами из других конфессий, являются предателями Православия. Православный христианин-миротворец должен оставаться православно верующим, не превращаясь в фанатика, когда он или она исповедует православную веру в диалоге с другими христианами, если только он ли она не приемлет компромиссов.

К тому же Священный Синод с удивлением принял к сведению неканоническую и агрессивную позицию некоторых богословов и клириков (священников и иерархов) из двух сестринских Православных Церквей, которые приехали в епархии Румынской Патриархии, чтобы критиковать ее иерархию и подстрекать некоторых клириков и верующих к неповиновению иерархам нашей Церкви. По этой причине Священный Синод Румынской Православной Церкви решил довести до сведения Предстоятелей сестринских Православных Церквей (Московского Патриархата и Элладской Православной Церкви) те ситуации, в которых некоторые из их священников и иерархов неканоническим образом разворачивают агрессивную и вызывающую волнения деятельность в епархиях Румынской Патриархии, подстрекая к неповиновению, мятежу и разделению.

Клирики, монашествующие и прихожане, вовлеченные в мятежные и клеветнически действия в отношении Собора на Крите, пренебрегающие тем фактом, что Собор может оценен лишь другим Собором, будут призваны к порядку в миротворческом диалоге и каноническом разъяснении касательно серьезности раскола и нарушении мира и единства Церкви. Также будут наложены дисциплинарные административные и канонические санкции, чтобы призвать к порядку тех клириков, монашествующих и прихожан, которые упорствуют в мятеже и расколе, нарушая мир и единство Церкви.

Следует также вспомнить, что отцы, принимавшие участие во Втором Вселенском соборе (381 г.) вычеркнули три фразы и внесли десять дополнений или поправок в текст Символа веры, сформулированного святыми отцами Первого Вселенского Собора (325 г.), чтобы пояснить и дополнить первоначальный соборный текст; тем более, будущий Святой и Великий Собор Православной Церкви может разъяснить, расставить акценты или усовершенствовать документы, сформулированные и принятые Собором на Крите, чтобы избежать недопонимания, которое нарушает мир и единство Христовой Церкви. В этом смысле также заслуживает внимания решение Священного Синода Болгарской Православной Церкви, которая, даже не смотря на некоторые критические замечания и предлагаемые в будущем поправки к некоторым документам Собора на Крите,  заявила, [что она]: «продолжает и впредь будет [пребывать] в братском, евхаристическом, духовном, догматическом и каноническом общении со всеми прочими  Поместными православными церквами – как участвовавшими в Соборе на о. Крит, так и с неучаствовавшими».

В заключение, любое разъяснение, касающееся изложения православной веры, следует делать в рамках церковного евхаристического общения, а не в состоянии мятежа и раскола, поскольку Дух Святой в то же время есть и Дух Истины (ср. Ин. 16: 13), и Дух братства или общения (ср. 2 Кор. 13: 13).






Повернутися назад