Отстранение архиепископа Александра (Драбинко), одного из самых молодых украинских архиереев, от должности председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ, стало настоящим скандалом, и почти единственным решением, принятым на последнем заседании украинского Синода.

Украинская православная Церковь (под омофором Московского Патриарха, или как часто ее название сокращают СМИ - УПЦ (МП)) – это самоуправляемая часть Русской Церкви, но часть обладающая почти «автокефальной» автономией. Эта церковь имеет не только собственный синод, синодальные отделы, но и собственный устав, поместный собор и церковный суд. Все украинские архиереи на равных правах остаются членами поместного собора РПЦ, и в то время как имеют полное право решать свои внутренние украинские дела без «оглядки на Москву», то есть абсолютно самостоятельно.

Уже летом среди украинских архипастырей сформировалась группа сторонников упразднения широкой автономии украинской Церкви.Главою этой «группы» обычно называют одесского митрополита Агафангела, известного своими антиукраинскими и пророссийскими политическими заявлениями. Этой осенью, в связи с болезнью предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана), именно митр. Агафангел оказался временным «председателем» украинского синода. Совсем недавно, 21 февраля, на последним из таких заседаний, Синод под руководством митрополита Агафангела лишил всех постов архиепископа Александра (Драбинко), с чьим именем журналисты связывали «проукраинское» крыло в УПЦ. Формулировка: «за недостойное поведение, интриганство и жизнь» -- вызвает множество вопросов. За что же был смещен владыка Александр? Чтобы прояснить это мы связались с управляющим делами УПЦ архиепископом Митрофаном (Юрчуком).

Владыка отказался раскрыть, что именно Синод подразумевал под словами: «недостойная жизнь» (или как говорит документ «спосіб життя» -- делопроизводство в украинской церкви как правило ведется на национальном языке): «Поверьте мне, на это есть все основания, но это внутренняя информация, я не хотел бы вдаваться в подробности» – Объяснил он нашему корреспонденту по телефону. В то же время, одной из главных претензий высказанных за эти дни в СМИ противниками архиепископа Александра стало обвинение в фальсификации писем киевского митрополита Владимира, то есть главы, предстоятеля Церкви, находящегося на лечении и временно не управляющего церковной администрацией.

Последней потенциальной «подделкой» называли письмо, в котором митрополит Владимир якобы запрещает архиереям проводить 21 числа синодальное заседание (именно на нем и предполагалось отстранить молодого архиепископа Александра от должности). «Это письмо не подделка, митрополит его действительно подписывал, я был свидетелем этого, но дело все в том, что подписано оно было по инициативе владыки Александра, оно им было составлено, им же и подано на подпись. – Рассказывает архиепископ Митрофан. – Блаженнейшему трудно, находясь в больнице правильно оценивать события. Архиепископ Александр (Драбинко), как секретарь митрополита всегда находился при нем, он освещал все события в искаженном свете, так что митрополит и был не верно осведомлен о реальном положении вещей. Поэтому появлялись все эти письма, вызвавшие смущения в церковной среде. Пока, владыка Александр отстранен от поста председателя ОВЦС, он больше не является постоянным членом Синода, но остается викарным архиереем и секретарем митрополита. Круг его обязанностей в этой области определит сам предстоятель. Мы же надеемся, что он осознал сои ошибки, и понял, почему с ним все это произошло».


Синодальное постановление содержит в себе подчас очень жесткие формулировки, вплоть до обвинений в «хуле на Духа Святого» (Мф 12:31-32). «Я согласен, с тем, что формулировка, с которой Синод освободил архиепископа Александра от должностей достаточно строгая. Но это было сделано не без основания. Решения двух предыдущих синодов, прошедших под председательством одесского митрополита Агафангела, владыка Александр пытался оспорить, хотя сам же их и подписывал. – Объясняет управляющий делами УПЦ.—Задним числом он пытался представить эти заседания незаконными, нелегитимными. Более того, в одном из интервью вообще заявил, что Синод отстранил митрополита Владимира от управления церковными делами, что не соответствует действительности. Наши средства массовой информации взяли эти слова на вооружение, что принесло большой вред Церкви. Если владыка Александр ставит под сомнения решения, которые принимались всеми единогласно, это уже значит, что он сомневается в соборном церковном разуме. Слова о «хуле на Духа Святого» тут, конечно, нужно понимать не в прямом смысле, а как метафору».


В день Синода группа епископов, в том числе постоянне члены посетили больного предстоятель в больнице и по собственным утверждениям получили благословение на созыв синодального заседания. «Владыка Владимир, хоть и слаб, но находится в здравом уме, он прекрасно во всем ориентируется, он прекрасно все понимает, хотя физически еще и не в состоянии вернуться к своим обязанностям. – Утверждает архиепископ Митрофан, как очевидец.—Митрополит Владимир в курсе всех дел. Блаженнийший постепенно поправляется, хотя может и не так быстро как бы нам этого хотелось. Сегодня он чувствует себя намного лучше чем, скажем на Рождество, поэтому можно говорить о положительной динамике» -- заключает владыка.

Теги: