Religion.in.ua > Закордонні > О православии реальном и идеальном: Сеть и ее возможности

О православии реальном и идеальном: Сеть и ее возможности


5 12 2009
О православии реальном и идеальном: Сеть и ее возможностиНемногие преодолевают это испытание без потерь. Часть замыкается в «фарисействе», уверенная в том, что наличное Православие тождественно «идеальному». Часть, наоборот, идет, что называется «вразнос», устав от лицемерия и чрезмерных требований и запретов.

Всем нам знаком вопрос «А как правильно по православной вере?». Речь может идти о делах, об обрядах, о том или ином аспекте вероучения. Знакомы нам и ответы: «Православие учит...», «Церковь говорит...» и т.д. Однако те, кто интересуется Православием и мнением Церкви, редко понимают, что в ответах самих православных присутствует определенная двусмысленность. Как правило, неясно о каком православии идет речь: «идеальном» или «реальном».

Православное христианство – это религия с многовековой историей, дошедшая до нас в самых разнообразных культурных формах. Это и Священное Писание, и философия, и богослужение с его достаточно древними формами, это искусство, и порой очень запутанная история, это и своеобразное понимание социальных институтов и даже особенный быт. Как и у любой религии в Православии есть незыблемая основа, то есть то, что всеми и всегда признавалось как обязательная часть. Это вероучительный, богослужебный, и нравственный минимум, отступление от которого лишает человека звания христианина. Именно к такому «идеальному» Православию часто обращаются полемисты, показывая превосходство своей веры над другими. Но в жизни мы встречаемся с тем, что можно назвать «реальное» православие или то, чем живут православные христиане здесь и сейчас.

С одной стороны, понятно, естественно и даже неизбежно, что православие «реальное» шире и разностороннее «идеального». Во все времена христиане стремились, чтобы наличное православие не противоречило своей основе, а было ее развитием, продолжением, или хотя бы, всегда с этой основой себя сравнивало, признавало ошибки, отсекало явно лишние и противоречивые наслоения. С другой стороны, трудно понять, почему сейчас проповедуется зачастую только «идеальное» Православие (порой даже в очень своеобразной интерпретации проповедника), тогда как в жизни конкретных храмов, общин, сообществ люди видят нечто другое. Я не хочу сказать, что видят противоположное или плохое, хотя иногда бывает и такое, –– но реальность все-таки отличается.

Православные просветительские интерет-ресурсы, книжные лавки в храмах предлагают в подавляющем большинстве знакомиться  с тем, что пишется как бы от идеального «я». Конечно, в основе этого лежит правильная логика: когда авторы и редакторы стремятся прежде всего познакомить с красотой и глубиной христианства, с его мудростью. Но почему-то на этом и останавливаются, забывая про побочный эффект такого идеализированного подхода. Знание только «идеального» православия  не в состоянии помочь человеку ответить на главный жизненный вопрос: а какое отношение оно имеет ко мне лично, к моей собственной жизни?

О православии реальном и идеальном: Сеть и ее возможностиНовообращенные христиане и те, кто только проявляет интерес к Православию, слишком часто остаются сами по себе, они вынуждены самостоятельно разбираться в происходящем. У многих людей годы уходят на сопоставление «идеального» и «реального», на поиск своего места в Церкви, на принятие и осмысление церковной жизни как она есть. Немногие преодолевают это испытание без потерь. Часть замыкается в «фарисействе», уверенная в том, что наличное Православие тождественно «идеальному». Часть, наоборот, идет, что называется «вразнос», устав от лицемерия и чрезмерных требований и запретов.

Понятно, что в постсоветский период большинству новообращенных было трудно понять и критически осмыслить это реальное православия из-за банальной недоступности священников, из-за неразвитости христианских общин. С появлением интернета ситуация изменилась: активные священники и христиане, новообращенные и сомневающиеся получили возможность, хоть во «всемирной паутине», но встретиться, общаться, делиться опытом, вместе познавать истину и идти путями христианской жизни. Наибольшее развитие интернет-общение православных получило в так называемых «блогах» и «социальных сетях».


Социальные сети и блоги

Социальная сеть — многопользовательский интернет-сайт, главные действующие лица которого – пользователи. Сайт, как правило, представляет собой автоматизированную среду для общения и обмена информацией. Ключевым элементом является личная страница, где рассказывается и «показывается» о владельце, и где он обладает самыми широкими возможностями для выражения собственной индивидуальности.

Социальные сети по большей части оттянули на себя молодежь: учащуюся и работающую в офисах, в том числе православную. По сути, это просто «тусовки». Уровень общения «социальных сетей» можно выразить через расхожие фразы:  «Привет, как дела?», «Пришли  мне ссылку на фильм», «Залей на обменник прогу». Отличительной особенностью российских сайтов «В контакте» и «Однокласники» является их закрытость для «поисковых систем» и незарегистрированных участников. Эти ресурсы, хоть и хороши как средство общения, но на практике фактически непригодны для серьезного знакомства с Православием, как, впрочем, и всякие тусовки.

Совсем другое дело «блоги» – авторские интернет-странички, что-то вроде дневниковых записей-размышлений, с возможностью публичного их обсуждения, а также объединения пользователей в группы для  общения между собой.

Основная аудитория блогов – это образованная, скажем так, повзрослевшая молодежь (30-40 лет), способная и тянущаяся к интеллектуальному общению, размышлениям о своей жизни, жизни своих близких, жизни  нашей страны.  Среди блоггеров можно встретить высококлассных специалистов в самых различных областях, например, садоводства, авторемонта, экономики, политики, христианского богословия, и т.д.
О пользе православных блогов

О православии реальном и идеальном: Сеть и ее возможностиМне кажется, что на данном этапе именно блоги имеют большое значение в знакомстве с реальным Православием. Они стали местом, где человек, в котором только пробудился интерес к Православию, может получить ответы на свои (и что немаловажно –– любые) вопросы. Блоги оттянули на себя наиболее активную, образованную и думающую  часть православных христиан (разумеется, из тех, что пользуются интернетом), превратив их в особого рода сообщества, а порой даже и в «христианские общины», готовые вести публичный и аргументированный диалог, внимательно относиться у критике, принимать всех желающих и помогать им.  Это очень важно, ибо Православие – достаточно «заумно», знакомство с традицией требует диалога и в большой степени умственного труда.

В православных блогах, насколько можно судить, «сидят» большей частью те, кто обрел веру в 90-х, а значит, они имеют отнюдь некнижный (порой парадоксальный и оригинальный) опыт. И притом опыт достаточный, чтобы о нем рассуждать и им делиться. Блоги – это не «истина в последней инстанции», а сама жизнь как она есть, вернее жизненные примеры и пространство для диалога, для поиска единомышленников. Для многих блоги – это осмысление веры, церковной жизни и окружающей действительности через призму личного христианского опыта.

Самое очевидное преимущество блогов - «общение на равных», присутствие и доступность священников и специалистов в различных областях церковного знания. Менторский тон, превозношения, нравоучения в пространстве блога не уживаются. Порой достаточно только задать вопрос, как в ответ последует не только список ссылок, но и начнется глубокий диалог.

В блогах можно найти свидетельства о начальных путях воцерковления, об опыте приходской жизни разных храмов, серьезные размышления о вере и Церкви. Православные блоги, как и блоги вообще –– идеальное пространство для отслеживания последних новостей, порой с достаточно компетентными комментариями.

Блоги полны критики церковной жизни, но, что важно, наиболее часто это не просто огульное отрицание, а выражение скорби и боли за недостатки и ошибки. Критика в блогах –– это, как правило, рассуждения единоверцев, их боль и скорбь о чем-то, что с их точки зрения идет не так в церковной жизни. Есть в этом пространстве и свидетельства тех, кто ушел из Церкви или кто так и не смог стать христианином. Такая своего рода обратная связь очень важна и способна отрезвить самую «идеализированную» голову.

Часто в вопросах общественно важных можно увидеть активность и солидарность православных блоггеров. Например, в немалой степени благодаря православным блоггерам информация о доме престарелых в г. Ямме Псковской области поднялась в верхние строки поисковых систем и попала в СМИ, на телевидение и дошла даже до ушей президента.

Оставим в стороне дальнейшее описания содержательной стороны блогов. Думаю, сказанного достаточно, чтобы понять главное. Православные блоги –– уникальное явление, они дают достаточно ясную и очень правдивую картину православной действительности, помогают адекватно по отношению к себе лично и своей жизни осознать православие. Существование блогов, несмотря на наличие в них разного рода критики, безусловно положительно сказывается на знакомстве с христианством.

АиФ






Повернутися назад