Religion.in.ua > Закордонні > У Кремля в Чехии есть троянский конь — православная церковь

У Кремля в Чехии есть троянский конь — православная церковь


15 02 2019
В конце прошлого года мир отметил, что православная церковь на Украине пытается выйти из-под российского влияния. В итоге ей это удалось, по крайней мере формально, однако в других странах Кремль по-прежнему стремится с помощью лояльных к нему церковных иерархов распространять свое влияние. Чехия — одна из этих стран.

В конце прошлого года мир отметил, что православная церковь на Украине пытается выйти из-под российского влияния. В итоге ей это удалось, по крайней мере формально, однако в других странах Кремль по-прежнему стремится с помощью лояльных к нему церковных иерархов распространять свое влияние. Чехия — одна из этих стран.

Из идеологической пустоты, которая воцарилась в российском обществе в 90-е годы, после краха коммунизма, Русская православная церковь вышла не только исключительно духовной и благотворительной организацией, но и чрезвычайно влиятельным общественным институтом, способным влиять на политические события.

Кремль скоро понял, что одним из наиболее эффективных инструментов влияния на общественное мнение за рубежом является так называемая мягкая сила, то есть влияние через культуру, обмен научными знаниями, налаживание социальных связей и так далее. Все это способно менять поведение граждан других стран. И Московский патриархат Русской православной церкви, помимо своей незаменимой функции помогать режиму Владимира Путина поддерживать в стране стабильность, без колебаний взялся и за помощь ему за рубежом.

Сегодня нерешенными остается целый ряд важных геополитических проблем, поэтому вышеописанная деятельность, как правило, не привлекает к себе особенного внимания. Большая часть общественности и не подозревает, что православная церковь в Чешской Республике (согласно переписи населения в 2011 году, православными себя считает 20 533 чеха, а сегодня к ним также надо прибавить и в несколько раз большее количество иностранцев, которые проживают в Чехии) и Словакии испытывает огромное давление Московского патриархата. Он непосредственно влияет на мнение и поведение православных христиан в этих странах.

«Самостоятельность» от Московского патриархата


В чешских землях среди католиков однозначно преобладал и преобладает латинский ритус. Подъем православной веры начался только после провозглашения Чехословацкой Республики в 1918 году. Перед Второй мировой войной местные православные ориентировались в первую очередь на Сербскую православную церковь, которая в 1921 году нарекла их первого епископа Горазда.

В 1942 году чешская православная община была объявлена вне закона и постепенно истреблена нацистами за ее участие в укрывании парашютистов, которые убили нацистского протектора Рейнхарда Гейдриха. Оставшиеся представители общины начали постепенно сближаться с Московским патриархатом Русской православной церкви.

В 1951 году Московский патриархат взял чехословацких православных под свое крыло уже официально, хотя, как ни парадоксально, это стало актом так называемой автокефалии или «обретением самостоятельности». Тем не менее административный переход под юрисдикцию Русской православной церкви произошел не по доброй воле верующих. Как раз наоборот, это был координируемый сверху процесс, благодаря которому Русская православная церковь взяла под контроль религиозную общину благодаря геополитической важности и влиянию советских «освободителей».

Также стоит отметить, что с 1950 года в общину были включены и словацкие греко-католики, поскольку греко-католическая церковь была запрещена государством. После ее восстановления большая часть священников вернулась к своей первоначальной вере.

Пока существовала коммунистическая власть, чехословацкая православная церковь охотно участвовала в подавлении недовольств режимом и в слежке за рядовыми гражданами. Это подтверждается тем, что большая часть клира являлась агентами службы безопасности StB.

Русская православная церковь не отказалась от своего влияния на чешское и словацкое православие даже после падения железного занавеса. Уже в 90-е годы между Русской православной церковью и Константинопольским экуменическим патриархатом разгорелись жаркие споры. В 1998 году Константинополь поставил под сомнение «переход» под Московский патриархат чехословацкой православной общины в 1951 году и официально предоставил Православной церкви Чешских земель и Словакии автокефалию (автокефальными называются те православные церкви, которые в организационном и правовом отношении независимы и за небольшим исключением не подчиняются никаким внешним авторитетам).

Это событие бросило тень на легитимность предыдущей «независимости», предоставленной Русской православной церковью, и вызвало серьезные противоречия, прежде всего, касающиеся проблем религиозно-политической принадлежности, финансовых вопросов, а также спровоцировало в 2012 году конфликты между высшими иерархами чешской и словацкой православной церкви.

Реституция, компромат и российское вмешательство


В ноябре 2012 года чешское правительство приняло закон Об имущественном урегулировании отношений с церквями и религиозными общинами, который должен был обеспечить полную финансовую независимость религиозных сообществ от государства. Согласно этому закону, Православной церкви Чешских земель и Словакии в рамках реституции причитался 1,1 миллиард крон.

Перспектива получить такие деньги заставила активизироваться многих членов православного клира. Вскоре разгорелся конфликт между ними и митрополитом Криштофом [Христофором], который, по крайней мере по доступной информации, должен был решать вопрос о том, как воспользоваться доверенными фондами честно и в пользу церкви. Некоторые православные церковные иерархи стали искать поддержки в своей борьбе за денежные потоки в России.

В апреле 2013 года митрополита Криштофа скомпрометировали и вынудили подать в отставку после публикации данных о его мнимых этических и служебных проступках. В середине декабря 2013 года с помощью Волоколамского митрополита Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, от своей должности был отстранен и местоблюститель Митрополичьего престола Православной Церкви Чешских земель и Словакии архиепископ Оломоуцкий и Брненский Симеон.

Константинопольский экуменический патриарх Варфоломей осудил все эти события, назвав их повторным насаждение русской гегемонии и недопустимым нарушением независимости Православной церкви Чешских земель и Словакии. Российские СМИ писали об инциденте как о «сугубо враждебной операции», целью которой было избавить чешскую и словацкую православную церковь от влияния, но благодаря непосредственному вмешательству Русской православной церкви это удалось предотвратить.

В 2014 году из-за внутренних противоречий со своего поста в Православной церкви Чешских земель и Словакии ушел архиепископ Пражский Яхим. Своим уходом он освободил место для вскоре избранного архиепископа Михаэла Дандара, бывшего представителя Московского патриархата и агента StB, который не скрывал свои пророссийские симпатии.

Чую, чую миллионы…


В январе 2014 года те же русские церковные иерархи, кто поспособствовал уходу архиепископа Симеона, приняли участие в интронизации митрополита Ростислава, пророссийского клирика, которого назначили предстоятелем Православной церкви Чешских земель и Словакии. Но из-за нарушений церковного права в ходе выборов Константинопольский экуменический патриархат отказывался признать интронизацию Ростислава до 2016 года.

Чтобы добиться признания Ростислава экуменическим патриархом, Православной церкви Чешских земель и Словакии пришлось согласиться на автокефалию, дарованную в 1998 году. Однако до сих пор до конца неизвестно, выполнят ли иерархи чешской и словацкой православной церкви договор с экуменическим патриархом от 2016 года и предпримут ли шаги, которые избавят ее от административного российского влияния.

В 2014 году министр культуры ЧР Даниэл Герман освободил от должности единственного человека, обладавшего правом подписи на документах, касающихся выплаты реституции православной церкви — архимандрита Марка Крупицу. Его подозревали в хищениях. «Мы приветствуем этот шаг, — заявил тогда бывший секретарь архиепископа Симеона и митрополита Криштофа Ондржей Храст. — Наконец выясняется, кто на самом деле контролирует церковь. Все это люди, связанные со спецслужбой StB и КГБ».

С 2015 года на месте Крупицы работает пражский архиепископ Михаэл Дандар, который практически блокирует выделение хоть какой-то доли от полученных фондов священникам, не поддерживающим русской линии. Кроме того, им всячески осложняют жизнь.

Таким образом, события, происходящие с 2012 года, подтверждают упорное стремление Московского патриархата сохранить свое влияние на Православную церковь Чешских земель и Словакии. Кроме того, весьма вероятно, что из-за злоупотреблений выделенными государством в рамках реституции средствами это религиозное сообщество распадется в ближайшие несколько лет.

Опасность под фелоном


Но и без скандалов последних лет Православная церковь Чешских земель и Словакии разными путями получает поддержку непосредственно от фонда «Русский мир», созданного Путиным, таким образом попадаясь в ловушку. Поэтому ей не остается ничего другого, как под прикрытием разных культурных событий распространять российское неоимперское влияние, пророссийские воззрения и антизападную пропаганду.

Мало того, учитывая, что все успешные кандидаты на сан священника должны получить благословление от Русской православной церкви, Православная церковь Чешских земель и Словакии представляет серьезную угрозу. Многих прежних клириков уже заменили переселенцами из Украины, России и Молдавии. Они ведут себя «послушно» и сохраняют промосковскую ориентацию.

В 2014 году, например, российскому гражданину и священнику Православной церкви Чехии и Словакии Олегу Махневу не дали чешское гражданство, объяснив это тем, что его подозревают в работе на иностранные разведывательные службы и видят в нем угрозу для безопасности государства. Учитывая численность священников этой церкви, которые одновременно работают на современную российскую спецслужбу ФСБ или службы безопасности других стран, все подобные события надо суммировать, и уже давно кому-нибудь стоило вплотную ими заняться.

Несмотря на свою номинальную автокефалию, то есть самостоятельность, Православная церковь Чешских земель и Словакии по-прежнему остается частью вышестоящей организации, то есть Русской православной церкви. Как таковая она является элементом масштабного плана Кремля по распространению геополитического влияния в Европе, инструментом поддержки «православной цивилизации» и «славянского единства», противостоящих «безбожному Западу», тем самым вселяя в своих верующих недовольство и антиевропейские настроения.

Трудно сказать, каким может быть выход из этой ситуации. Русская православная церковь явно не собирается искать пути демократического сотрудничества с Западом и не может себе позволить отказаться от собственного влияния в столь важной со стратегической точки зрения области так же, как не может допустить, чтобы события стали развиваться по украинскому сценарию. Стремясь восстановить прежнюю целостность советского блока под руководством Кремля, Русская православная церковь, несомненно, воспользуется всеми доступными средствами, к которым, в частности, относится и влияние на Православную церковь Чешских земель и Словакии.

Известно, что среди верующих Православной церкви Чешских земель и Словакии сейчас также много украинцев, которые смотрят на Московский патриархат с большим подозрением, поэтому руководство церкви сделает все, чтобы избежать любого рода конфронтации с Москвой. За примером ходить далеко не нужно, и достаточно вспомнить слова митрополита Ростислава, который выразил полную поддержку Московскому патриарху и возразил против стремления Украинской православной церкви получить независимость.

Парадоксально, но он также заявил, что «любое вмешательство государства в церковные дела недопустимо в демократическом обществе». Недавно Ростислав вместе с архиепископом Яхимом снова выразил свою полную поддержку Московскому патриархату.

Чтобы ситуация не обострялась, чешское правительство может предпринять определенные меры против вредного российского влияния. Например, правительство может потребовать от местной православной церкви большей прозрачности и поддержки чешских и словацких священников. Сейчас ясно как минимум одно: вышеописанная ситуация влечет за собой серьезные геополитические последствия, и нужно пристально следить за тем, как события будут развиваться дальше.

Denikn.cz / Іnosmi.ru







Повернутися назад