Religion.in.ua > Закордонні > Петр Гецко: У русинов есть цель, а у Украины – нет

Петр Гецко: У русинов есть цель, а у Украины – нет


22 12 2010
Русины – не национальное и не культурное меньшинство украинского народа, не этническая группа, которая принадлежит украинской нации. Русины во всем мире имеют свою этнокультурную самоидентификацию, основанную на славянской традиции, которая отличается от «украинства». Когда русин говорит, что он русин, он не отождествляет себя с украинским народом. Этноним «русин» значительно старше этнонима «украинец» и одинаково принадлежит всем восточным славянам и Святой Руси.

Русины – не национальное и не культурное меньшинство украинского народа, не этническая группа, которая принадлежит украинской нации. Русины во всем мире имеют свою этнокультурную самоидентификацию, основанную на славянской традиции, которая отличается от «украинства». Когда русин говорит, что он русин, он не отождествляет себя с украинским народом. Этноним «русин» значительно старше этнонима «украинец» и одинаково принадлежит всем восточным славянам и Святой Руси.


В Интернете можно найти много материалов о Республике Подкарпатская Русь, которая провозглашена в Закарпатской области, но функционирует в основном в виртуальном пространстве. Но что же все-таки собой представляет Подкарпатская Русь – часть Русского мира или часть Центральной Европы? Мы берем интервью у премьер-министра этой официально пока еще непризнанной республики русинов – Петра Ивановича Гецко.

Петр Иванович Гецко родился 1 января 1965 года в селе Кушница Иршавского района Закарпатской области в многодетной семье. После окончания Кушницкой средней школы в 1981 году работал каменщиком в строительном управлении №52 треста «Львовжилстрой». В 1983 году был призван на действительную воинскую службу в воздушно-десантные войска. Служил в Прибалтике и Молдавии. Кандидат в мастера спорта по борьбе самбо. После службы в армии поступил в Московский инженерно-физический институт на факультет автоматики и электроники, получил образование инженера системотехника. Работал в Киеве в АО «Росток». С 1997 года возглавляет общественную организацию «Занятость». В русинском движении с 1996 года. На II Европейском Конгрессе Подкарпатских Русинов избран премьер-министром правительства Республики Подкарпатская Русь.

– Петр Иванович, так что же подтолкнуло русинов к определению самоидентичности? Практически половину столетия (с момента присоединения к СССР в 1945 году и до сих пор) считали себя украинцами, а потом вдруг «осознали заблуждения» и объявили себя отдельной русинской нацией?

– Для начала хотелось бы в двух словах сказать о том, что о жителях Западной Украины бытует ложное представление – все они на 100% бандеровцы и националисты. Не многие знают, что Львов и Ужгород – это две разные ментальности и культуры, хотя и близкие соседи. В 1946 году все русины Подкарпатской Руси были записаны украинцами: им оперативно выдали новые свидетельства о рождениях, в которых у всех жителей Закарпатья указана национальность – украинец (украинка), местом рождения – УССР, а не Австро-Венгрия или Чехословакия. Государство делало все, чтоб усилить украинское влияние в крае, в частности, поддерживало переселение этнических украинцев из Центральной Украины и Галичины, перевело обучение в школах на украинский язык. В таких условиях русинская самоидентификация стала невозможной, а иногда и просто опасной...

Во всех странах, где живут русины, их признают отдельным национальным меньшинством. А в Украине даже после развала СССР и обретения независимости в русинском вопросе почти ничего не изменилось – с самоидентичностью «украинцы» продолжает жить значительная часть населения Закарпатской области (русинов), не знающая ни русинского языка, ни культуры, ни истории, потому как по-прежнему утверждается, что русины «часть украинского народа».

И все-таки 1991 год (год развала СССР) я бы особо отметил в истории развития русинской нации. Для русинской интелегенции этот период послужил толчком в сплочении и самоидентификации русинской нации, формировании русинского самосознания. Причиной тому, на мой взгляд, послужила угроза поглощения русин Галичиной. Галичане надеялись, что у них-то уж точно получится заставить русин не только разговаривать, но и думать исключительно по-украински, а ведь у венгров на протяжении 900 лет господства над нами таки не получилось заставить нас заговорить и думать по-венгерски!

После развала СССР в среде русинской интеллигенции начались обсуждения национальной идентичности русинов, дискуссии о путях развития русинской нации, были заявлены первые русинские декларации. Суть проблем русинов была сведена до необходимости четкого определения нации по двум основным позициям – целесообразности отделения этнической территории (на юг от Карпат) и национальной идентификации. В 1991 году русины имели такие же основания на свое независимое государство, как и Украина. Но все-таки, поверив Украине, русинская элита предлагала автономию русинов в составе Украины и план ее реализации – мирно, с соблюдением соответствующих правовых механизмов (через референдум). Хочу отметить, что русины – мирный и доверчивый народ, а потому и вариант решения их проблем был основан на доверии к Украине.

Напомню, что в декабре 1991 году с соблюдением всех законодательных норм и правил был проведен референдум о независимости Украины, на котором обсуждался и вопрос о предоставлении Закарпатью статуса самоуправляемой территории. В результате волеизявление украинского народа было реализовано, а русинского народа – проигнорировано... Но в тех условиях русины, конечно, не могли предвидеть такого коварства со стороны Украины. И вот уже в 1993 году русины образовали свое Временное правительство с премьер министром, профессором И. Туряницей и продолжали борьбу за признание русинской нации.

В 1996 году Украина вновь повергла русинов в еще больший шок, озвучив государственный «План мероприятий по решению вопросов украинцев-русинов». Этот документ предполагал проведение ряда мер, направленных на укрепление украинизации Закарпатья (в частности по вопросам языка, культуры, подбора кадров), а также на интеграцию населения Закарпатья в социально-политическое и духовно-культурное пространство Украины, то есть ассимиляцию русинов в украинской этнической среде. Практически уже тогда русины-активисты приняли окончательное решение о необходимости выхода из состава Украины. СБУ в ответ начали внедрять в русинское движение своих агентов, «влияние» которых по сути сводилось к «написанню лыстив».

В 2007 году в руководство русинским движением возглавили новые люди. Они проанализировали все неудачи и просчеты, выработали новую тактику. И вот уже с декабря 2007 года до сегодняшнего дня этой тактике мы не изменяем. Мы убедились в правильности избранного пути. Кроме того, команда новых лидеров сформирована из людей проверенных, не ведущихся на провокации. Без особых проблем новым руководством русинского движения решены и вопросы с финансированием, кадрами, информационной поддержкой. И особо хочу отметить, что теперь мы надеемся только на себя и на свои ресурсы. Не на ресурсы Москвы, Будапешта и 6-ти других столиц иностранных государств, обвиняемых «свидомыми» в поддержке русинского движения. Только на себя. И работа сразу пошла. Наладили связи с русинской диаспорой во всем мире, за три года вывели рассмотрение русинского вопроса за пределы Украины.

– Официальная позиция Киева все эти годы практически озвучивала мнение галичан, что все украинцы раньше назывались русинами, а потом стали идентифицировать себя как украинцы. Как Вы прокомментируете это мнение?

– Есть одна, но существенная разница: подкарпатские русины назывались так тогда и продолжают называться сейчас. Историческое наследие связывает русинов с Карпатской территорией, но никак не с новой украинской нацией и идеологией, возникшими в начале ХХ столетия. В историческом культурном наследии и памяти сегодняшних русин нет чувства принадлежности к истории украинского народа, в частности и оснований для национальной гордости за Богдана Хмельницкого, Тараса Шевченко, Ивана Франко и других героев украинских исторических мифов. И тем более – за Мазепу, Бандеру, Шухевича.

Как когда-то Австро-Венгрия, сейчас Украина преследует русинов. А галичане этот факт используют для попытки свести на нет русинский вопрос в современной Украине. Да что там говорить! Вспомним хотя бы попытку засудить за сепаратизм отца Димитрия Сидора по заявлению в СБУ, написанному галичанами с одними националистическими лозунгами. Русины разбили в суде все обвинения против отца Димитрия в пух и прах, противопоставив националистическим эмоциям галичан жизненный прагматизмом и волю выжить в невозможных условиях украинской действительности. А волю выжить русины демонстрируют, кстати, на протяжении всего периода «независимости» Украины, включая и правление Януковича. Доброжелательное и уважительное отношение к русскому языку и к русским – вот наше отличие от галичан.

А вот еще – русины отстаивают независимость только на своей территории – на юг от Карпат, которая уже имела опыт независимого государства. А галичане, не сумевшие даже создать своей государственности ранее, начали идеологическую экспансию по всей Украине. Хотя возможно, если бы они сконцентрировались только на своих трех областях, то добились бы гораздо большего. Для начала показали бы на региональном уровне свою силу. Т. е. русины концентрируют энергию внутри, галичане наоборот – направляют ее наружу...

Различий между галичанами и русинами очень много. За кажущейся одинаковостью и близостью скрывается целая пропасть противоречий. Мы, конечно, понимаем, что часть закарпатцев за время принудительной ассимиляции забыла этноним «русины». Но инстинктивно, на уровне подсознания русины чувствуют свою особенность и ментальную отдаленность от галичан. Русины – не национальное и не культурное меньшинство украинского народа, не этническая группа, которая принадлежит украинской нации. Русины во всем мире имеют свою этнокультурную самоидентификацию, основанную на славянской традиции, которая отличается от «украинства». Когда русин говорит, что он русин, он не отождествляет себя с украинским народом. Этноним «русин» значительно старше этнонима «украинец» и одинаково принадлежит всем восточным славянам и Святой Руси.

– А как Вы оцениваете методы идеологической работы галичан?

– Для идеологической работы галичане используют методы, заложенные в свое время ОУН. В основе их – терроризм и запугивание. Вот и Тягнибок сейчас использует агрессивную уличную оппозицию. Мы же за основу идеологической работы взяли проведение научных конференций, конгрессов, индивидуальных разъяснительных мероприятий с русинами. И результат налицо. Только за последний год в русинское движение влилось более 10 тысяч человек. Да и за пределами территории русинов на юг от Карпат про русинов заговорили.

Если раньше о русинах говорили в принципе, гипотетически, как о четвертом восточнославянском народе, то сейчас, говоря о русинах, имеют представление о конкретном месте их проживания и численности. А благодаря активности русинского движения на Украине активизировали свою работу русинские организации всего мира.

А вот у галичан активность падает. Они скомпрометировали своими действиями украинскую идею. У них нет позитивных примеров для подражания. Это видно по их организациям. Раньше о русинских организациях говорили, что они маленькие, нет массовости. Сейчас точно так же начали говорить о обмельчании движения украинских националистов. Русинские организации сейчас набирают популярность, особенно среди молодежи. В движение русинов идет обычная, неангажированная на разного рода «измы» молодежь. Напротив, в националистическом движении галичан идет молодежь достаточно агрессивная.

– В чем Вы видите причины успешного возрождения русинского самосознания в Закарпатье?

– У русинского движения есть цель, есть русинская идея, русинская идеология, программа социально-экономического и культурного возрождения территории русинов на юг от Карпат. А у Украины нет цели, нет и плана. А нет плана (кроме украинского государственного Плана мероприятий по ассимиляции русинов), нет и структуры под этот план. Хотя структура все же есть – госаппарат-то работает, но смысла в его работе нет. Помножьте сказанное на экономический кризис и планируемые Украиной «экономические реформы» – вот вам и причины успехов возрождения русинского самосознания в Закарпатье.

– Спасибо за интервью Петр Иванович.






Повернутися назад