Religion.in.ua > Українські > Екатерининская церковь в Чернигове - костел, мечеть или языческое капище?

Екатерининская церковь в Чернигове - костел, мечеть или языческое капище?


30 01 2012
Церковь Св.вмч.Екатерины по праву считается «визитной карточкой» Чернигова. И не только потому, что ее золотые купола первыми встречают гостей нашего древнего города. Само место, где стоит церковь, обладает какой-то особенной энергетикой, неизменно привлекавшей наших предков – за более чем 1000 лет на нем сменили друг друга как минимум 4 храма! Как говорится, свято место пусто не бывает!
Церковь Св.вмч.Екатерины по праву считается «визитной карточкой» Чернигова. И не только потому, что ее золотые купола первыми встречают гостей нашего древнего города. Само место, где стоит церковь, обладает какой-то особенной энергетикой, неизменно привлекавшей наших предков – за более чем 1000 лет на нем сменили друг друга как минимум 4 храма! Как говорится, свято место пусто не бывает!

Где в Чернигове было капище Макоши?

Часто от туристов приходится слышать вопрос – почему «визитная карточка» Чернигова посвящена Святой великомученице Екатерине?

Одна из версий происхождения названия церкви связана с тем, что еще до постройки нынешнего храма в начале ХVIII столетия, на ее месте стояла деревянная церковь с тем же названием. А уже ее предшественником была еще одна каменная Екатерининская церковь, возведенная во времена Киевской Руси и разрушенная монголо-татарами в 1239 г. То есть получается, что каждый последующий храм на этом месте назывался также, как и предыдущий, согласно традиции «преемственности» новопостроенного храма к уже не существующему старому. Но почему же тогда Святой великомученице Екатерине был посвящен первоначальный, древнерусский храм?

На этот счет есть интересное предположение, согласно которому на месте Екатерининской церкви в дохристианские времена находилось языческое капище, посвященное женскому славянскому божеству – Макоши (или Мокоши). Действительно, возвышенное и открытое со всех сторон место, ныне занимаемое церковью, идеально подходило для устройства на нем святилища.

Макошь — единственная богиня древнерусского языческого пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом с «мужскими» статуями Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и Семаргла. Макошь в восточнославянской мифологии считалась покровительницей женского начала, плодородия, прядения и ткачества. Христианские же храмы впоследствии стали ставить именно на месте бывших языческих капищ и святилищ.

Поэтому, после разрушения капища Макоши, на его месте была возведена церковь, посвященная также «женской» святой – великомученице Екатерине. Такая преемственность христианского храма по отношению к языческому святилищу нужна была в первую очередь для того, чтобы «вчерашние» язычники побыстрее приспосабливались к новому культу. Привыкшие приходить на капище, чтобы принести жертву Макоши, они теперь с большей легкостью принимали новую для них религию, и приходили на то же место уже в христианский храм Св.Екатерины.

Естественно, что в народном религиозном мировоззрении, которое принято называть «двоеверием», Св. вмч. Екатерина начала выполнять ту же роль, что до нее играла Макошь – она стала покровительницей женской доли.А поскольку днем Макоши была пятница, многие черты Макоши вобрал в себя также образ всенародно почитавшейся святой Параскевы-Пятницы (Параскева по-гречески — «пятница»). Параскеву называли «бабьей святой», она покровительствовала матерям и незамужним девушкам. Может, тогда и на месте черниговской Пятницкой церкви в было капище Макоши?

Были ли наши предки католиками?

Итак, после принятия Русью христианства языческое капище Макоши сменил древнерусский храм. Догадки о его существовании впервые появились еще в конце ХІХ столетия. Тогда знаменитый археолог Дмитрий Самоквасов – тот самый, что раскопал Чорную могилу, курганы Гульбище и Безымянный на Болдиных горах, обнаружил рядом с нынешней Екатерининской церковью несколько десятков захоронений древнерусского (домонгольского) периода. Это недвузначно указывало на существование здесь в древности храма эпохи Киевской Руси, поскольку кладбища тогда устраивались обычно возле церквей.

Подтверждение этому пришло более чем полвека спустя, во время археологических исследований, проводившихся возле Екатерининской церкви в 1947-1948 гг.. Тогда рядом с храмом был обнаружен культурный слой домонгольского периода – среди прочего были найдены фрагменты строительных материалов – плинфы (плоского древнерусского кирпича), фресок, керамики. Все это позволило предположить существование на этом месте в ХІІ веке каменного храма, неизвестного летописям.

Следующие раскопки проводились здесь в начале 80-х годов прошлого века. Екатерининскую церковь тогда как раз приспосабливали под музей – проводили коммуникации. Ряд сделанных тогда находок позволил предположить, что древнерусский храм, находившийся здесь, был построен по западноевропейскому образцу, и, возможно, был даже не православным, а католическим! В частности, археологами были обнаружены остатки цветного витражного стекла, а ведь витражи считались неотъемлемым атрибутом именно католических костелов!

В связи с этим появилась и новая предполагаемая дата строительства церкви – ХІІІ век. Как считают исследователи, «древнерусский» Екатерининский храм мог быть построен выходцами из Чехии – членами одной из католических сект, которые в начале ХІІІ века подверглись гонениям и преследованиям у себя на родине и бежали на Русь. И это вполне вероятно, ведь существовали же иноверческие «варяжские божницы» в Киеве и Великом Новгороде! С момента церковного раскола христианства на католичество и православие (1054 г.) прошло не так уж много времени, и наши предки еще не воспринимали западноевропейский вариант христианства, как совсем уж чуждый и враждебный.

В то же время большое количество фрагментов цветного витражного стекла было найдено и при исследованиях Успенского собора Елецкого монастыря. Но это же не значит, что он был католическим! Скорее всего, использование витражей было связано с традиционным влиянием европейской архитектуры на черниговское зодчество.

Поэтому, скорее всего, древнерусский храм, сменивший капище Макоши, был православным, но только построили его выходцы из Центральной или Западной Европы.

Чем «украинское» пятиглавие отличается от «московского»?


Этот древний храм, стоявший на месте нынешней Екатерининской церкви, был разрушен монголо-татарскими ордами в 1239 г. Через какое-то время на его месте появляется новая, но уже деревянная церковь, так как каменные храмы в Чернигове после монголо-татарского нашествия строить было уже некому, да и не за что. Скорее всего, внешний вид этого деревянного храма не очень сильно отличался от того, к какому привыкли мы, любуясь ныне существующей каменной постройкой, так как архитектура Екатерининской церкви начала ХVIII столетия во многом наследовала архитектуру именно деревянных украинских храмов. 

Вероятно, после того, как старая деревянная церковь Св. вмч. Екатерины к концу ХVII века обветшала и пришла в запустение, она была разобрана, а на ее месте возвели новый, каменный храм, но в тех же архитектурных формах и пропорциях.

Екатерининская церковь – один из лучших образцов пятикамерных крестовых в плане каменных церквей. За образец при строительстве таких храмов принимались пятисрубные деревянные церкви, в которых восьмигранные срубы, поставленные в плане в виде креста, образовывали очень живописную композицию. Церковь Св.вмч.Екатерины, подобно украинским деревянным храмам, также состоит как бы из 5 отдельных башен – «срубов», образующих центр и ветви креста, между которыми находятся еще небольшие помещения. Каждый из пяти основных «срубов» церкви завершается куполом на восьмигранном барабане, причем центральный «сруб» – высоким двухъярусным куполом. Все это создает образ центрической, почти симметричной со всех сторон башнеобразной постройки. В перекрытиях барабанов куполов применена конструкция «заломов», которая была разработана в деревянной архитектуре. Окна в форме креста над входами в церковь – также элемент деревянной храмовой архитектуры.

Подобные деревянные храмы строились по всей Левобережной Украине, были они и на Черниговщине – в Пакуле, Коропе, Бобровице. Но, к огромному сожалению, ни одна из этих пятисрубных пятикупольных церквей не дожила до нашего времени. Зато, слава Богу, сохранились каменные храмы, построенные по их образцу! Помимо Екатерининской церкви Чернигова, это такие шедевры зодчества, как Николаевский собор в Нежине, Троицкий собор и Петропавловская церковь в Густынском монастыре под Прилуками, Спасо-Преображенский собор в Прилуках, Успенский собор в Новгороде-Северском, Всехсвятская надвратная церковь Киево-Печерской Лавры, Георгиевский собор Выдубицкого монастыря в Киеве. Особенно близки черниговской Екатерининской церкви два последних храма, что делает возможным предположение, что их автором был один архитектор.

В подобных деревянных и каменных храмах сформировалась самобытная «украинская»система расположения глав церкви. Украинское пятиглавие отличается тем, что 4 боковых главы размещены вокруг центральной главы не по углам основного объема храма, как в соборах Киевской и Московской Руси, а по сторонам света. То есть все выше перечисленные храмы, включая нашу Екатеринку, являются своеобразными «компасами», по которым без труда можно определить направление сторон света!

Татары возвели в Чернигове… мечеть?

Однако есть во внешнем облике Екатерининской церкви одна, на первый взгляд, малозаметная деталь, которая не очень вяжется с видом православного храма. Имеются в виду барочные порталы входов в церковь.

Казалось бы, именно в оформлении этих порталов наиболее ярко проявился роскошный стиль барокко, настолько они изящны и грациозны. Изысканной витиеватой формы дверной проем продолжают сверху, уже на стене храма, тонкие пилястры подобной же криволинейной формы. Обрамляют эту композицию по две полуколонки с каждой стороны портала и венчающий ее сверху треугольный «разорванный» фронтон, опирающийся на антамблемент. Нетрудно заметить, что и причудливая форма дверного проема, и окружающие его затейливые узоры пилястр имеют ярко-выраженный восточный характер. 

Невероятно, но за этими вполне традиционными деталями барочного декора возможно скрывается… мусульманский михраб – ниша для молящихся в мечети! Михраб указывал направление Мекки и был непременным атрибутом мусульманского храма. Старинные мечети с михрабами, например, можно увидеть в Крыму – Феодосии, Судаке, Старом Крыму, Евпатории, Бахчисарае. Но откуда михраб взялся в Чернигове, в православном храме?

Ответом на этот вопрос может быть сама история постройки Екатерининской церкви. Храм был возведен на средства братьев Семена и Якова Лизогубов по завещанию их отца – черниговского полковника Юхима Лизогуба в честь подвига казаков Черниговского полка, которые во главе с наказным гетманом – черниговским полковником Яковом Кондратьевичем Лизогубом оличились при взятии турецкой крепости Азов в июле 1696 г. Во время решающего штурма украинские казаки захватили турецкий бастион и повернули пушки, которые были на нем, против турок. Благодаря этому подвигу в кампании наступил перелом, и вскоре гарнизону турецкой крепости пришлось капитулировать.

Поэтому Екатерининская церковь, построенная в честь героизма казаков – это не просто церковь, а храм-памятник, храм-стелла, храм-мемориал. Отсюда центрическая вертикальная композиция церкви, которая к тому же абсолютно симметрична – храм предназначен для восприятия со всех сторон, при этом отовсюду выглядит одинаково. А аналогия порталов входов в храм с мусульманским михрабом должна была напоминать о том, что церковь построена в честь победы над мусульманами-турками. 

В такой символической форме была воплощена идея присоединения к христианскому царству новых территорий – в мемориальный православный храм включались архитектурные элементы, характерные для зодчества завоеванной земли. В связи с этим можно вспомнить еще один храм-мемориал – знаменитый Покровский собор (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Его пестрая «восточная» цветовая гамма, необычной формы купола, оригинальность всей композиции должны были увековечить память о взятии Казани Иваном Грозным в 1552 г. и присоединении всей «Татарии» к Московскому государству.

Однако, не только победа над турками могла быть причиной появления в Екатерининской церкви михраба. В такой способ строители храма - казацкие старшины Лизогубы могли увековечить память… о своих предках! Хотя этническое происхождение Кобызевичей (именно так первоначально именовались Лизогубы) достоверно неизвестно, некоторые историки указывают на их татарские корни…

Интересно, что именно из Екатерининской церкви, из «михраба» выходил ректор семинарии в фильме «Вий» по Н.Гоголю – в начальной сцене, перед тем, как отпустить бурсаков на вакации. 

***
Уже в наше время церковь Св.вмч.Екатерины стала «яблоком раздора» между различными православными конфессиями. Хотя, как показывает история храма, его роль должна быть прямо противоположной – примирять и объединять верующих разных религий!





Повернутися назад