Religion.in.ua > Українські > Чей храм или война за Почаевскую лавру
Чей храм или война за Почаевскую лавру22 03 2012 |
УПЦ Московского патриархата продолжает войну с Украинской Греко-католической церковью. УПЦ Московского патриархата продолжает войну с Украинской Греко-католической церковью. Камнем преткновения стала все та же Почаевская лавра. После планируемого нардепами исключения памятника архитектуры из перечня объектов не подлежащего приватизации, церковь может попасть в руки, как католиков, так и православных. И именно по этой причине, считают эксперты, она должна оставаться в руках государства. История основанияНемножко истории. Почаевскую лавру, согласно легенде, основали беглые православные монахи в 1240 году. Во время эпохи национально-освободительных войн в Украине тогда еще монастырь, обнесенный частоколом, окружило пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина. Храм турки захватить так и не смогли, и он еще полстолетия находилась в руках православной церкви. К Греко-католикам монастырь попал в руки только в 1713 году, да и то не надолго. Через столетие храм был возвращен во владение Русской Православной церкви. Но зато, за столетие владения католиками, монастырь превратился в лавру: были построены главный храм Лавры — Святоуспенский и Почаевская типография. В советское время лавру «оккупировали» сначала атеисты, создавшие там музей атеизма, потом в храме разместили психиатрическую лечебницу. И только в 1961 году КГБ вернуло храм монахам, хотя их количество, к тому времени, сократилось до 35 человек. В середине 1980-х годов Почаевская Лавра сблизилась с Троице-Сергиевой Лаврой, увеличив численность послушников за счет иноков Сергиевой обители. В 1992 году наместник Лавры Иаков поддержал митрополита Филарета, вовлекши тем самым монастырь в процесс раскола и обособления церквей. Но ему пришлось оставить сан. После этого Лавра получила статус ставропигии, то есть прихода, канонически подчиненного Украинской Православной церкви Московского патриархата. Наше время29 февраля 2012 года, наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры архиепископ Владимир поддержал инициативу депутатов Рады об исключении Лавры из списка не подлежащих приватизации объектов, выступив за передачу ее УПЦ Московоского патриархата. В частности, он сообщил, что упомянутый законопроект, якобы выдвинутый на рассмотрение Рады нардепами, был инициирован монахами. «Стараниями братии мы с 2000-го года добились права на бесплатную аренду собственных лаврских помещений», - отмечает наместник в своем послании. «Недруги православия, однако, попытались нас разоружить: сооружения Лавры были переданы в ведение Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника. С Божьей помощью нам удалось выйти из него в 2003-м году. Затем еще одно испытание. Лаврские сооружения передаются на баланс Госкомитета по делам строительства и архитектуры. И чтобы в дальнейшем эти сооружения нельзя было вернуть их законному собственнику – Церкви – в 2008-м году их вносят в перечень объектов, которые не подлежат возврату. Тогда по инициативе братии Лавры и был зарегистрирован упомянутый законопроект № 9690 от 12 января этого года – для того, чтобы восстановить историческую справедливость», – поясняет настоятель обители. Эту-то точку зрения и не приемлют Греко-католики, а также украинские националисты, устроившие митинг против передачи лавры УПЦ МП. Так, бывший игумен Бучацкого василианского монастыря Иван Майкович намерен заявить, что лавра принадлежит греко-католикам. И основания в данном случае серьезны: часть сооружений, в том числе и самые важные, были построены представителями именно этой ветви христианства. Именно поэтому католики постоянно проводят пикеты, как у зданий горсоветов, так и возле самой лавры непосредственно. Эксперты же уверены, что нормальных законов, которые бы смогли регулировать взаимоотношения между церквями и церковными сооружениями, нет. «Позиция УПЦ МП тут уязвима, поскольку она создана только в 1990 году и, соответственно, не может быть наследницей церкви, у которой советская власть забирала храмы», — заявил журналу «Коммерсант-Украина» директор Религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский. Ему вторит вице-президент Украинской ассоциации религиоведов Людмила Филиппович. Она считает, что сначала нужно ждать церковного мира, а потом создавать субъект церкви, как юридическое лицо, и только после этого решать, кому отдать тот или иной монастырь. Повернутися назад |