Religion.in.ua > Українські > Докатилась до погромов. Почему Украина стала страной цыганских гетто
Докатилась до погромов. Почему Украина стала страной цыганских гетто5 07 2018 |
Мы подошли к очень опасной точке невозврата. Нам светит новый фронт, и он, вне всякого сомнения, что будет фронтом именно гражданской войны Мы подошли к очень опасной точке невозврата. Нам светит новый фронт, и он, вне всякого сомнения, что будет фронтом именно гражданской войны
Итак, мы дождались и получили уже не единичный цыганский погром, а целую серию. Поскольку нападения на цыган, похоже, стали молодежной модой, продолжение не замедлит последовать. Ситуация эта для Украины во всех смыслах скверная и позорная. Вероятные последствия - еще хуже. В национальности ли дело?Погромы как метод решения цыганской проблемы - это социальный протез, грубо вытесанная деревянная нога, которой общество пытается возместить инвалидность государства. А чего у нашего государства сегодня нет? Многого. Нет, например, внятной концепции социальной политики. Да и не может быть, поскольку она предполагает систематическое изучение общества, более или менее внятную теорию идущих в нем процессов и того, куда они нас приведут. У нас же слова "социальная политика" в большинстве случаев ассоциируются с пенсией и пособиями - и более ни с чем. Как следствие, нет ни национальной, ни молодежной политики, как нет и политики работы с уязвимыми социальными группами. Нет и системной работы с радикально-экстремистскими патриотами, хотя в воюющей стране патриотизм предсказуемо радикализуется, и такую энергию надо направлять в приемлемое русло, минимизируя наносимый ей ущерб, устанавливая ясные правила игры и черту, заходить за которую запрещено. Нет цельной концепции пропаганды и контрпропаганды, так что на российскую информационную агрессию, очень продуманную и системную, мы отвечаем беспорядочно, по-любительски, фактически выходя с фанерными щитами времен Майдана против регулярной пропагандистской армии. Нет очень многого - список нужных вещей, которых у нас в государстве нет, можно продолжать долго, но ради приемлемого размера статьи мы на этом его прервем. Тем более что сказанного достаточно для общего итога: новое государство у нас пока не сложилось. Мы все еще живем на руинах Союза, эксплуатируя старые структуры, насыщенные старыми кадрами - старыми по ментальности, а не по возрасту, поскольку советская ментальность прекрасно воспроизводится в новых поколениях. Лишенные родной среды обитания, эти структуры слабеют и ветшают, отчего больше заняты собственным ведомственным выживанием. Их с разной степенью успеха латают тем, что попалось под руку, от Михаила Саакашвили до Арсена Авакова и Ульяны Супрун, которые, в силу своей чужеродности, отторгаются старыми функционерами. И все равно наши ведомства воспроизводят в новых формах старое, вполне советское содержимое, поскольку ничем иным просто не располагают. Их самодеятельность оставляет следы, похожие на шрам от операции по удалению аппендицита, выполненной на кухне, при помощи ножа, вилки, портновских ножниц, иголки с ниткой и бутылки самогона. Пациент может и выжить, если повезет, - но вот смотреть без содрогания на его увечье будет невозможно. Неверный диагноз - неверное лечениеПроблемы с цыганами, как и с любыми меньшинствами, возникают не потому, что они - цыгане, либо геи, негры, мусульмане или, как случалось раньше, евреи - а в нынешних погромах, согласитесь, есть и столетней давности привкус юдофобии. Проблемы возникают тогда, когда значимое число людей из какой-то социальной группы - а этничность, раса, религия и сексуальная ориентация проявляют себя в данном случае как социальные маркеры, - не может, в силу выпадения из общепринятых норм поведения, занять в общем социуме компромиссное, то есть приемлемое и для них, и для окружающих место. Но им надо как-то выжить, и они, за неимением лучшего, находят для себя другие социальные роли, неприемлемые для окружающего большинства. Это вызывает у большинства раздражение, которое зачастую обращается на всю такую группу целиком. Тут бы самое время вмешаться государству, но если государство, как в нашем случае, самоустранилось от социальной политики, то в благополучной части общества появятся группы активных граждан, которые возьмутся лечить эти социальные язвы доступными им методами: загонять меньшинство в приемлемую для себя социальную нишу, которая, в силу неразрешенных противоречий, будет неприемлема для прессуемого меньшинства. Именно этот процесс мы сейчас наблюдаем. Такое сообщество изгоев, опять же, просто в целях выживания, сплачивается, и образует свой малый социум, вынужденно противостоящий большому социальному окружению. С точки зрения малого социума неприятие навязываемых со стороны правил игры - достойная форма поведения. Так возникает гетто, порождающее специфический феномен криминализации меньшинств. Но этот феномен зачастую остается не исследован и не понят, поскольку собирать статистику правонарушений по национальным, религиозным, сексуальным и прочим асоциальным меньшинствам (слово "асоциальный" не несет здесь обвинительного смысла, а лишь констатирует факт), подвергаемым остракизму, и уж тем более публиковать ее в открытых источниках считается предосудительным. Такое сокрытие по степени идиотизма сравнимо с попыткой утаить педикулез вместо его лечения. Конечно, рядовые граждане имеют право быть идиотами - хотя, как по мне, сильно этим злоупотребляют. Но идиотизм на государственном уровне уже опасен. Тем не менее таких исследований нет, а если они и есть, то носят непубличный характер, хотя казалось бы, о них надо кричать на каждом углу. А если государство ничего не делает и ждет, когда все рассосется само, то проблема обостряется. Преступность, исходящая из гетто, ожесточает граждан, а гетто ожесточается в ответ, нарываясь на отрицательное отношение ко всем, чохом, его обитателям. Хотя, между нами говоря, большая часть жителей гетто, обидевшихся на заранее негативное отношение к себе, просто нарвались на него до того, как успели набедокурить. И не потому, что они такие уж неисправимо плохие, а потому, что пребывание в гетто не оставляет им другого шанса. На пороге больших неприятностейА если государство и дальше не решает проблему с гетто, то оно постепенно обретает в глазах большинства репутацию места, в котором обитает Абсолютное Зло. И вот тогда, в социально активном обществе, тем более, воюющем, а значит, привыкшем к насилию, находятся энергичные, но безмозглые активисты, которые пытаются решить вопрос радикально - в духе суда Линча. Справедливости ради замечу, что бездействие государства способно создать и такие ситуации, когда суд Линча оправдан, и даже необходим. Но, судя по тому, что прошло в новостях, здесь совсем другой случай. Все обстоит намного печальнее. О том, какой урон будет при этом нести международная репутация Украины, говорить вообще излишне. И да, конечно же, потренировавшись на цыганах, эти анонимы применят свой опыт и на других социальных группах. Или на отдельных личностях. Натравить малолетних отморозков, используемых как дешевый расходный материал, и уже попробовавших крови , можно на кого угодно. Это вообще не вопрос, все решается за 15 минут максимум. И даже если Россия ими сегодня не рулит, она обязательно перехватит управление им. Ну грех же таким шансом не воспользоваться! Иными словами, мы подошли к очень опасной точке невозврата. Нам светит новый фронт, и он, уже вне всякого сомнения, будет фронтом именно гражданской войны.Вопрос о том, приложили ли тут руку наши российские "друзья" или все обошлось без них, конечно, важен, но им должны заниматься узкие специалисты. Нам же важно другое: даже если российское влияние, на которое так удобно списывать любой прокол, и было, оно стало возможным только благодаря серьезным государственным просчетам. Эти уязвимости в нашем государстве и обществе необходимо закрыть - и как можно скорее. Вопрос назрел и перезрел, и нынешний звонок - уже точно последний. Повернутися назад |