Religion.in.ua > Аналітика > Досадная ошибка или системный сбой: К вопросу о последних решениях Священного Синода УПЦ

Досадная ошибка или системный сбой: К вопросу о последних решениях Священного Синода УПЦ


1 07 2011

Досадная ошибка или системный сбой: К вопросу о последних решениях Священного Синода УПЦРешения Священного Синода УПЦ, принятые 14 июня 2011 года, вызвали оживленную дискуссию в различных СМИ, в том числе и на нашем сайте. Мнения аналитиков разделились. Кто-то усматривает в решениях Синода нарушение действующего Устава УПЦ, кто полагает, что Синод действовал в рамках своих канонических полномочий. Размышлениями о дискутируемых решениях Синода с читателями портала «Религия в Украине» делится модератор ЖЖ-сообщества «Церковный устав во всей его полноте» Игорь Гаслов.

Решения Священного Синода УПЦ, принятые 14 июня 2011 года, вызвали оживленную дискуссию в различных СМИ, в том числе и на нашем сайте. Мнения аналитиков разделились. Кто-то усматривает в решениях Синода нарушение действующего Устава УПЦ, кто полагает, что Синод действовал в рамках своих канонических полномочий. Размышлениями о дискутируемых решениях Синода с читателями портала «Религия в Украине» делится модератор ЖЖ-сообщества «Церковный устав во всей его полноте» Игорь Гаслов:

Досадная ошибка или системный сбой: К вопросу о последних решениях Священного Синода УПЦ14 июня 2011 года в Киеве прошло очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. В числе прочих, Священный Синод принял два решения: о создании Высшей Церковной Рады и увеличении числа постоянных членов Священного Синода. Поводом для написания данной заметки послужило интервью архимандрита Виктора (Бедь), данное им сайту «Религия в Украине» и озаглавленное как «Реформы УПЦ в каноническо-правовом поле». Уже не первый год занимаясь вопросом соответствия Статута Украинской Православной Церкви церковному праву, я считаю необходимым высказаться о последних синодальных решениях.

Вопрос создания Высшей Церковной Рады Украинской Православной Церкви

 

Решение о создании Высшей Церковной Рады Украинской Православной Церкви было принято в Киеве под непосредственным влиянием аналогичного решения, принятого в Русской Православной Церкви в феврале 2011 года. Но киевское решение категорически отличается от решения принятого в Москве. И вот чем. Решение о формировании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви принималось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Безусловно, вопрос формирования нового исполнительного органа церковной власти является вопросом законодательным и должно приниматься всей полнотой Церкви, представляемой всеми архиереями Церкви на соответствующем Соборе. Необходимо обратить внимание читателей на тот факт, что прообраз Высшего Церковного Совета РПЦ начал созываться Патриархом Московским и всея Руси до соответствующего соборного решения, но тогда он носил название совещания глав Синодальных учреждений и не имел никакого формального статуса. Только после решения Архиерейского Собора Священный Синод РПЦ принял положение о Высшем Церковном Совете и утвердил состав его участников. До решения же Архиерейского Собора Священный Синод Русской Православной Церкви не дерзал создавать нового органа церковной исполнительной власти. Также необходимо заметить, что это решение Священного Синода РПЦ принималось при участии двух постоянных членов Священного Синода УПЦ – самого Блаженнейшего Митрополита Владимира Киевского и всея Украины и митрополита Иоанникия Луганского и Алчевского.

Архимандрит Виктор (Бедь), утверждая, что Священный Синод Украинской Православной Церкви имеет полное право создать исполнительный орган церковной власти без соответствующего решения вышестоящей соборной инстанции, сослался на пункт «г» статьи 7 главы IV Статута Украинской Православной Церкви. Этот пункт звучит как «7. До обов'язків Священного Синоду також входить: г) утворення, реорганізація і ліквідація синодальних установ та місій, ухвалення їхніх статутів, нагляд за їхньою діяльністю, а також призначення їхніх керівників». Необходимо обратить внимание уважаемых читателей и самого глубокоуважаемого о. Виктора на то, что в данном пункте Статута четко говорится о «синодальных учреждениях и миссиях», а не вообще о любой организации Украинской Православной Церкви, тем более органе ее исполнительной власти.

Интересно и то, что отец Виктор не привел конкретного номера подпункта, а сказал только «согласно подпунктам статьи», но процитировал только подпункт «г», тогда как подпункты «д», «е», «ж», «з» также перечисляют иные органы и структуры, которые может создавать Синод Украинской Православной Церкви. Давайте посмотрим, что же имеет в виду Статут УПЦ под словами «синодальные учреждения и миссии». В главе VI Статута в статье 5 четко перечислено, какие синодальные учреждения и миссии существуют в Украинской Православной Церкви. При создании нового синодального учреждения в данный пункт должно было быть внесено соответствующее дополнение, но этого сделано не было. Кроме того, пример и Положение о Высшем Церковном Совете РПЦ, по полному подобию которого был создан Высшая Церковная Рада УПЦ, говорит о том, что ВЦР не является синодальным учреждением, а является особым органом исполнительной власти в Церкви. Синодальные же учреждения органами высшей церковной исполнительной власти не являются, так как, согласно статье 6 главы I Статута УПЦ относятся только к учреждениям Украинской Православной Церкви, наравне с Киевской Митрополией, епархиальными управлениями, приходами, монастырями, духовными учебными заведениями, миссиями, братствами и сестринствами.

Вопрос постоянных членов Священного Синода Украинской Православной Церкви

 

Сперва необходимо посмотреть, как вопрос формирования числа постоянных членов Священного Синода решается в Матери-Церкви, т.е. согласно Уставу РПЦ.

Статья 4 главы V Устава РПЦ гласит: "Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии".

Из этого видно, что в Уставе РПЦ состав постоянных членов Священного Синода четко определен. Кроме того, обратим внимание, что число постоянных членов Священного Синода является прерогативой законодательного регулирования самого Устава РПЦ. При этом правами на "принятие Устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений" сам Священный Синод не обладает, а обладает только вышестоящий орган - Архиерейский Собор (см. статью 4, пункт "б" главы III Устава РПЦ).

Давайте снова обратимся к Статуту Украинской Православной Церкви. Статут содержит норму: "Священний Синод очолюється Митрополитом Київським і всієї України (Місцеблюстителем) і складається з десяти, включаючи Митрополита Київського і всієї України, єпархіальних архієреїв - семи постійних і трьох тимчасових членів. Тимчасові члени Священного Синоду викликаються на сесію по черзі кожні півроку" (пункт 2 раздела IV Статута УПЦ), являющуюся аналогом нормы: "Священный Синод состоит из Председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев" (статья 3 главы V Устава РПЦ). Но не содержит нормы, аналогичной статье 4 главы V Устава РПЦ, процитированной выше.

Содержит ли Статут УПЦ норму, позволяющую Священному Синоду УПЦ менять сам Статут? Нет! Статут УПЦ разрешает Синоду УПЦ только: "У період між Соборами Української Православної Церквами та Соборами єпископів ухвалює Статут Київської Митрополії Української Правосдавної Церкви, а також вносить до нього доповнення та зміни" (статья 6 главы IV Статута УПЦ), т.е. корректировать только статут Киевской Митрополии, но не всей Украинской Православной Церкви.

При этом "Право внесення доповнень і змін до даного Статуту має Собор єпископів Української Православної Церкви з наступним ухваленням Собором Української Православної Церкви" (пункт 2 главы XV Статута УПЦ). Т.е. Священный Синод УПЦ не может изменить никакой статьи Статута УПЦ, а также не может добавить в нее новые. Это может сделать только Архиерейский Собор УПЦ, с последующим утверждением Собором УПЦ.

Собственно потому Священный Синод УПЦ и не смог добавить в Статут УПЦ норм о создании Высшей Церковной Рады, о чем я писал выше. Точно также Священный Синод УПЦ не смог изменить и нормы статьи 2 главы IV Статута УПЦ, о числе членов самого Священного Синода.

Глубокоуважаемый о. Виктор (Бедь) ссылается при этом на норму Статута УПЦ о том, что Священный Синод УПЦ, согласно пункту 24 главы IV Статута, имеет право толковать нормы данного Статута. Действительно данное право у Священного Синода имеется. Но толкование нормы не относится к изменению или исправлению самой нормы, а также не относится к добавлению в Статут новых норм, не содержащихся в нем. В противном случае, в Статуте УПЦ отсутствовал бы пункт 2 главы XV, наделяющий такими правами только Собор епископов Украинской Православной Церкви. Норма Статута четко различает понятия «толкование» и «внесение дополнений и изменений».

Современная система формирования Священного Синода Украинской Православной Церкви

 

История православия в Украине последних десятилетий полна трагических событий. И многие современные вопросы, касающиеся канонического положения Украинской Православной Церкви, а также ее устройства, уходят корнями в дни становления современной Украинской Православной Церкви. В первый период современной УПЦ, при митрополите Филарете (Денисенко), Священный Синод УПЦ состоял из самого Киевского митрополита и еще четырех членов, которых по личному выбору вызывал на заседания из числа епископата УПЦ киевский иерарх. Положение смог изменить памятный Харьковский Собор 1992 года. Именно на нем в Устав об управлении Украинской Православной Церкви было внесено положение о том, что Священный Синод должен состоять из 4 постоянных и трех временных членов. А также была принята попытка выборов постоянных членов. Так, на этом Соборе епископ Андрей (Горак), как об этом пишет епископ Александр (Драбинко), был "назначен постоянным членом Священного Синода от Западного региона Украины". Т.е. мы можем говорить о том, что на Харьковском Соборе была предпринята попытка назначения постоянных членов Священного Синода по "региональному" или "кафедральному" принципу.

Досадная ошибка или системный сбой: К вопросу о последних решениях Священного Синода УПЦ

К сожалению, продолжавшиеся события украинской церковной смуты не позволили создать внятную и соответствующую всецерковной практику формирования Священного Синода Украинской Православной Церкви. Сама собой в Украине сложилась довольно интересная и не имеющая аналогов ни в одной Поместной Церкви система, когда должности постоянных членов Священного Синода занимают архиереи не по кафедре или должности, а по «личному» принципу. Эта практика, может, и имеет свои основания в условиях существования большого раскола, в т.ч. поддерживаемого различными политическими силами. Но отсутствие фактического влияния вышестоящих соборных органов на избрание постоянных членов Священного Синода также делает каноническое устройство Украинской Православной Церкви беззащитным перед возможными угрозами. Самое же главное здесь, что такой практикой нарушается один из главных принципов вселенского православия – принцип соборности, подтвержденный существованием такой системы во всех остальных Поместных Православных Церквях.

Нынешняя же практика «личного» принципа формирования состава постоянных членов Священного Синода Украинской Православной Церкви, а также отсутствие процедуры выбора постоянных членов вышестоящим соборным органом, на мой взгляд, является рудиментом ситуации, сложившейся в УПЦ во времена до низвержения из сана и анафематствования бывшего митрополита Филарета (Денисенко). Такая практика несет на себе отпечаток именно того самого «денисенковского» принципа личного формирования состава членов Священного Синода, с чем попытался бороться Харьковский Собор 1992 года. Сегодня, на наш взгляд, Украинской Церкви просто необходимо довести до конца возврат к принятой большинством Поместных Церквей практике назначения постоянных членов Синода вышестоящим соборным органом.

Системы формирования Синодов в Поместных Православных Церквях

Давайте взглянем на то, как формируются составы Синодов других Поместных Православных Церквей и имеются ли в этих Церквях аналоги Священного Синода Украинской Православной Церкви.

Константинопольская Православная Церковь – Патриарший Синод образуют все митрополиты, имеющие свои кафедры на территории современной Турции и являющиеся при этом гражданами этой страны. Константинопольский Синод действует на постоянной основе без какой-либо ротации, не увеличиваясь и не сокращаясь в числе своих членов.

Александрийская Православная Церковь – Священный Синод состоит из всех как епархиальных, так и титулярных архиереев этой Церкви. Таким образом, он тождественен нашим Архиерейским Соборам. «Малого Собора» в практике управления Александрийской Церковь нет.

Антиохийская Православная Церковь – Священный Синод состоит из председателя – Патриарха и 20 митрополитов, возглавляющих архидиоцезы Антиохийской Церкви. Тем самым Антиохийский Синод, как и Константинопольский, формируется на «кафедральной основе».

Иерусалимская Православная Церковь – Священный Синод состоит, как и в случае Александрийской Православной Церкви, из всех митрополитов и епископов Иерусалимской Церкви и является аналогом Архиерейского Собора. «Малого Собора» не имеется.

Русская Православная Церковь – Священный Синод Русской Православной Церкви состоит из Патриарха Московского и всея Руси, семи постоянных и пяти временных членов – архиереев. Постоянные члены Священного Синода четко указаны в Уставе РПЦ и занимают свои должности по кафедре или по должности, а временные члены вызываются на сессии Священного Синода из числа правящих архиереев Русской Православной Церкви, в т.ч. из числа архиереев Церквей, входящих в состав РПЦ, в порядке очередности. Тем самым мы и здесь наблюдаем «кафедральный» принцип формирования Синода, а также выборность постоянных членов вышестоящим соборным органом в виде внесения точного указания их кафедр или должностей в текст Устава РПЦ.

Грузинская Православная Церковь – здесь тоже не имеется «Малого Собора», а Священный Синод состоит из всех правящих и викарных архиереев Грузинской Церкви.

Сербская Православная Церковь – Священный Архиерейский Синод состоит из Патриарха и четырех епархиальных архиереев. Каждый год Архиерейский Собор переизбирает по два архиерея – члена Синода. Таким образом, в Сербии мы наблюдаем «выборный» принцип формирования состава Синода. При этом выбор членов Синода находится в компетенции Архиерейского Собора, а не самого Синода.

Румынская Православная Церковь – здесь существует два Синода. Первый – Священный Синод, является полным аналогом наших Архиерейских Соборов и состоит из всех митрополитов и епископов Церкви. Второй – Постоянный Синод, он состоит из Патриарха и всех митрополитов. Таким образом, мы снова наблюдаем «кафедральный» принцип формирования «Малого Собора».

Болгарская Православная Церковь – в Болгарии существует два состава Священного Синода, «полный» и «малый». В полном составе Священный Синод включает всех правящих епархиальных архиереев Болгарской Церкви, т.е. соответствует Архиерейскому Собору. В малом составе Священный Синод включает в себя Патриарха и четырех епархиальных митрополитов, избираемых «полным Синодом» раз в четыре года. Таким образом, мы снова наблюдаем «выборный» принцип формирования Синода вышестоящим органом управления Церкви.

Кипрская Православная Церковь – в состав Священного Синода входит, в качестве председателя, архиепископ Кипрский и все пять правящих митрополитов Кипрской Церкви. Таким образом, этот Синод формируется по «кафедральному» принципу.

Элладская Православная Церковь – Священный Архиерейский Синод состоит из всех правящих архиереев Элладской Церкви и соответствует нашим Архиерейским Соборам. Постоянный Священный Синод состоит из Афинского Архиепископа и двенадцати митрополитов, избираемых ежегодно Священным Архиерейским Синодом, т.е. вышестоящей инстанцией.

Албанская Православная Церковь – Священный Синод Церкви состоит из Архиепископа всей Албании и всех трех правящих архиереев этой Поместной Церкви.

Польская Православная Церковь – в Церкви существует Синод епископов, состоящий из всех епископов этой Церкви. «Малого Собора» в Польше не существует.

Православная Церковь Чешских земель и Словакии – в состав Священного Синода опять же входят все епископы этой Поместной Церкви.

Приведу примеры еще двух Церквей – ПЦА и РПЦЗ.

Православная Церковь в Америке имеет Священный Синод, состоящий из всех правящих архиереев Церкви, и Постоянный Малый Синод, состоящий из Предстоятеля Церкви и, по меньшей мере, трех епископов, избираемых вышестоящим органом – Священным Синодом, опять же являющимся аналогом наших Архиерейских Соборов.

Русская Православная Церковь Заграницей – в силу исторических и географических причин структура Архиерейского Синода РПЦЗ одна из самых «сложных», как это может показаться на первый взгляд. Синод этой Церкви состоит из председателя – Предстоятеля РПЦЗ, двух его заместителей – вице-председателей Синода, двух постоянных членов Синода, двух заместителей членов Синода и двух временных членов Синода. При этом, заместители председателя Синода избираются на постоянной основе Архиерейским Собором РПЦЗ. Постоянные члены Синода и заместители членов Синода избираются также Архиерейским Собором на весь межсоборный период. А два временных члена Синода вызываются из епархии на четырехмесячный срок в порядке очереди. Избранных Собором заместителей членов Синода вызывает на синодальные сессии Председатель Синода по своему усмотрению. Тем самым, при всей необычности такой синодальной структуры большинство членов Синода РПЦЗ занимают свои места на «выборной» основе, а два оставшихся на «ротационной».

Как мы можем видеть, ни в одной Поместной Церкви, а также в других православных Церквях, с кем в общении находится Украинская Православная Церковь, нет такой системы формирования Священного Синода, какая сложилась на сегодняшний день в Киеве. Нигде не существует «персонального» принципа формирования «Малого Собора» Церкви, а также нигде члены Синода не избираются или назначаются самим же Синодом. Везде это делается исключительно решениями вышестоящего Соборного органа. Если Украинская Православная Церковь стремится стать полноправным членом семьи автокефальных Православных Церквей, то и ей необходимо задуматься над вопросом приведения своего канонического устройства в порядок, прекрасно демонстрируемый Поместными Православными Церквями, в общении с которыми она находится.

Вопрос числа постоянных членов Священного Синода Украинской Православной Церкви

Как я писал выше, в первый период существования современной Украинской Православной Церкви ее Священный Синод состоял из председателя Синода – митрополита Киевского и четырех временных членов Синода, выбиравшихся им лично из числа епископата Украинской Православной Церкви. Харьковский Собор 1992 года ввел норму, согласно которой Священный Синод Украинской Православной Церкви стал состоять из председателя, 4 постоянных членов Священного Синода и трех временных.

Но в 2007 году своим собственным решением, а не решением вышестоящего Архиерейского Собора, Священный Синод Украинской Православной Церкви увеличил число своих постоянных членов.

ЖУРНАЛ № 47 від 31 травня 2007 року

У засіданні Священного Синоду Української Православної Церкви під головуванням Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України

МАЛИ МІРКУВАННЯ про кількісне розширення постійних членів Священного Синоду УПЦ у зв'язку зі збільшенням кількості єпархій УПЦ

УХВАЛИЛИ: включити до числа постійних членів Священного Синоду УПЦ таких Преосвященних:

1. Преосвященного Іоаннікія, митрополита Луганського і Старобільського;

2. Преосвященого Марка, архієпископа Сумського і Охтирського.

 

Именно в 2007 году и сложилась практика расширения состава Священного Синода УПЦ без обсуждения и решения данного вопроса на соответствующем Архиерейском Соборе. Именно тогда окончательно оформилось противоречие современной украинской практики с практикой остальных Поместных Православных Церквей.

В связи с этим решение Священного Синода УПЦ от 14 июня 2011 года не представляется нам ничем новым, оно только повторяет идущее вразрез с нормой Статута Украинской Православной Церкви решение четырехлетней давности.

ЖУРНАЛ № 46 від 14 червня 2011 року

У засіданні Священного Синоду Української Православної Церкви під головуванням Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Володимира –

СЛУХАЛИ пропозицію Його Блаженства, Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України про розширення складу Священного Синоду Української Православної Церкви.

УХВАЛИЛИ:

ввести до складу постійних членів Священного Синоду Української Православної Церкви:

1. Преосвященного Іларіона, митрополита Донецького і Маріупольського;

2. Преосвященного Павла, митрополита Вишгородського і Чорнобильського, намісника Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври, Голову Синодального відділу у справах монастирів УПЦ;

3. Преосвященного Олександра, архієпископа Переяслав-Хмельницького і Вишневського, Голову Відділу Зовнішніх Церковних зв’язків Української Православної Церкви.

При этом Священный Синод УПЦ сознательно нарушил пункт 2 раздела IV Статута УПЦ, как мы помним, гласящий: "Священний Синод очолюється Митрополитом Київським і всієї України (Місцеблюстителем) і складається з десяти, включаючи Митрополита Київського і всієї України, єпархіальних архієреїв - семи постійних і трьох тимчасових членів. Тимчасові члени Священного Синоду викликаються на сесію по черзі кожні півроку".

Возможно ли устранение этих досадных ошибок и неточностей современного канонического устройства Украинской Православной Церкви? Безусловно! Достаточно только привести практику формирования состава Священного Синода Украинской Православной Церкви к общепринятым в православном мире принципам соборности. И это будет прекрасным шагом на пути становления современной Украинской Православной Церкви как полноправной Церкви-Сестры вселенского православия.






Повернутися назад