Religion.in.ua > Українські > Украинская православная церковь: независимость по эстонскому сценарию?

Украинская православная церковь: независимость по эстонскому сценарию?


7 11 2011
... ситуация с Украинской православной церковью кажется все более запутанной, и некоторые из экспертов проводят параллели и аналогии украинского православия с эстонской церковью.

Еще в сентябре 2011 года в СМИ появилось сообщение об операции и тяжелом состоянии здоровья предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата митрополита Владимира.


В связи с этим ситуация с Украинской православной церковью кажется все более запутанной, и некоторые из экспертов проводят параллели и аналогии украинского православия с эстонской церковью.

 

Комментарии и разъяснения в этом вопросе ми получили от кандидата философских наук Александра Костюка:

"С уст части украинских политиков и представителей Украинской православной церкви – Киевского патриархата (УПЦ-КП) – периодически сходят утверждения, смысл которых сводиться к следующему: Украинская православная церковь в ближайшем будущем может получить независимость (автокефалию) из рук константинопольского патриарха.

В Украине традиционных православных церквей по крайней мере три: УПЦ (Московского патриархата), УПЦ-КП и УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь). Учитывая данную ситуацию, часто проводят параллели между провозглашением Эстонской апостольской православной церкви и возможности повторения такого сценария с УПЦ-КП.

Чтобы прояснить возможность данного сценария, необходимо ответить на два ключевых вопроса. Первый – насколько схожи условия в Эстонии 90-х годов ХХ века и Украине сегодня. Второй – является ли удовлетворительным для Украины эстонский сценарий признания национальной церкви на правах автономии.

По-первому вопросу необходимо учитывать внутриполитическую ситуацию в стране (т.к. в коммюнике священного синода вселенского патриарха по эстонскому вопросу подчеркивалось, что решении об автономии в составе КПЦ (Константинопольская православная церковь) принято на основании просьбы эстонского правительства и большинства приходов), внутрирелигиозную ситуацию в стране и состав населения.

Внутриполитическая ситуация в Украине была схожа с Эстонией при президентской каденции Виктора Ющенко (2005-2010гг.). Тогда действительно президент просил о соборности украинского православия, причем открыто и во всеуслышание  во время визита Варфоломея I в Украину. Вот только кардинальное отличие от эстонской ситуации в том, что власть в Украине просила об автокефалии национального православия, а не автономии в составе КПЦ. На современном этапе о просьбе правительства уже речь не идет ибо сегодня украинская власть ведет протекционистскую политику относительно УПЦ (МП). Можно надеяться на изменения в этом вопросе в контексте ухудшения украино-российских отношений (газовые соглашения), но это больше мечты заинтересованных, чем реалистичный прогноз.

Религиозная ситуация в Украине кардинально отличается. Во-первых, уровень религиозности у нас составляет 75-61% (в зависимости от источника), а не 30% в Эстонии. Во-вторых, более 80% верующих – это православные, в Эстонии же православие не является доминирующим вероисповеданием, хотя и уступает лютеранству не так много (около 1% из числа верующих).

И, наконец, последний момент: религиозность граждан Эстонии имеет четкую взаимосвязь с национальной идентификацией. Так, прихожане Эстонской православной церкви (Московского патриархата) – это русские, а лютеранских церквей и Эстонской апостольской православной церкви – эстонцы. В Украине не приходится говорить о строгой корреляции между национальностью и религиозной принадлежностью.  


Православие в Украине более дифференцировано по региональному принципу, но не национальному составу регионов.

Выводы можно сделать следующие: возможность повторения эстонского сценария для Украины, на данный момент, является маловероятной. Во-первых, сегодняшние отношения КПЦ и РПЦ находятся на этапе "перемирия" и сотрудничества. Варфоломей I не решится их осложнить украинским вопросом, пока не добьется своей цели – созыва вселенского православного собора. Таким образом, эстонский сценарий может сработать лишь после вселенского собора или после того, как вселенский патриарх поймет тщетность своей игры в отношении РПЦ в контексте созыва собора.

Во-вторых, внутриполитическая ситуация в Украине не способствует вмешательству вселенского патриарха в вопрос каноничности православных церквей на территории Украины. К тому же, УПЦ-КП имеет своего патриарха (Филарета), который, скорее всего, не согласится на понижение своего статуса в случае, если церковь получит автономию в составе КПЦ. Это нужно учитывать, помня, что Филарет в 90-х годах был претендентом на патриаршество в РПЦ.

Изменения в религиозной жизни украинского православия будут иметь серьезный резонанс внутри страны и за ее пределами (в России). Также надо иметь в виду, что в этот конфликт будут втянуты граждане и политические силы, независимо от национально-корпоративной принадлежности, т.е. это будет общенациональный вопрос, в отличие от эстонского сценария. В такой сложной ситуации у вселенского патриарха может не хватить политической воли вмешаться в дела украинского православия.

Что касается последствий возможных автономии украинского православия в составе константинопольского патриархата или автокефалии, то тут следствия будут отличаться от Эстонии с точки зрения построения соборной православной церкви. В Эстонии и на данный момент параллельно существуют две церкви – константинопольской и московской патриархий, причем они разделены по национально-языковому принципу – эстонцы и русские. В Украине такое разделение не является доминирующим. И если появится каноничная помесная соборная церковь, то, даже по оценкам части российских экспертов, православная церковь, которая будет иметь религиозный центр вне Украины, со временем прекратит свое существование как влиятельная сила".






Повернутися назад