На судебном процессе против "Пусси райот" сотрудники главного храма РПЦ отказались простить обвиняемых, попросивших у них прощенияВопреки учению православной Церкви о прощении своих обидчиков, церковнослужители кафедрального собора Русской Православной Церкви почти единодушно отказались простить участниц панк-группы "Pussy Riot", сославшись на "глубокие раны", которые нанесли им активистки, обвиняемые в хулиганстве за исполнение в храме Христа Спасителя песни и пляски "Богородица, Путина прогони", сообщает "Религия в Украине" со ссылкой на репортажи Новой газеты из зала суда.

Накануне в здании суда был оглашен "Художественный и человеческий манифест Надежды Толоконниковой", одной из участниц панк-группы, в котором она признала свою "этическую ошибку", попросила прощения у верующих РПЦ и объяснила свой поступок в храме желанием выразить протест против сращивания Церкви и государства.

Начиная с 30 июля, в первые дни слушаний, опрошенные судьями и адвокатами верующие РПЦ заявили, что поступок феминисток так тяжел, что они до сих пор не могут его простить. 

Потерпевшая свечница храма Сокологорская: «Платья были с оголенными плечами, очень яркие, большой контраст по цвету! И шапки разного цвета. И колготки тоже разноцветные!» Она свидетельствует, что девушки «совершали пародию на крестное знамение и преклонение — задом к алтарю, к святым иконам! Люди хватались за сердце. Если бы они могли, они бы зашли и воздействовали — даже на части разорвали бы. Потому что недопустимо такое в Храме!»


Адвокаты: — Вы обращались к психологам, врачам [по поводу моральных страданий — ред.]? Сокологорская: — Я православная верующая. Благодатная энергия Святого Духа в миллион раз сильнее психолога! Адвокат Pussy Riot: — Почему благодатная энергия Святого Духа не исцелила ваши моральные страдания? Судья сняла вопрос.

Потерпевший Денис Истомин, активист национал-патриотического движения «Народный собор», оказался в храме в момент выступления "Pussy Riot". Истомин: «Еще я вывел с солеи Алехину». Алёхина задает вопрос: «А я оказывала сопротивление?». Истомин: «Я не помню. Я вообще не злопамятный человек. Православные все такие». Истомин -- суду: «Я хочу их раскаяния и покаяния!» Алёхина: «Вы слышали, как я извинилась?» Истомин: «Как говорил Станиславский, не верю!» Алёхина: «А что нужно, чтобы вы поверили?» Истомин: «Ну, не знаю...»

Потерпевшая свечница Татьяна Аносова. На вопрос, принимает ли извинения, заявила: "Извинения неискренние, их не принимаю. Одна там называет себя крещенной, христианкой — и называет нашего Святого Патриарха Кирилла "Отцом"! А Патриарх у нас один, к нему обращаются "Ваше Святейшество"! Отец? Она его унизила, назвав "отцом", это пост ниже, чем у батюшки".

По ее словам, после акции "Pussy Riot" в храме "одна из прихожанок плакала, у другой стало плохо с сердцем, третью отправили за корвалолом. Я плачу часто, до сих пор. Я лично работаю с деньгами — и не могу сосредоточиться на сдаче. Это была вражда, ненависть к нам".

Потерпевший Виноградов также рассказывает о своих моральных страданиях: "Я затрудняюсь описать моральные страдания — от того, что их действия были направлены на то, чтобы заставить людей ненавидеть друг друга. А я этого не хочу".

Потерпевший и одновременно свидетель охранник церкви Потанькин. "Какие-то оскорбления были произнесены?", - спрашивает прокурор свидетеля. "Ничего нельзя было разобрать", -- отвечает Потанькин. "А сейчас вы страдаете?". "Страдаю", -- отвечает он. Адвокат уточняет, считает ли себя Потанькин потерпевшим (в первом объяснении Потанькин заявил, что не чувствует себя задетым), затем заявляет ходатайство об оглашении показаний Потанькина на предварительном следствии в связи  с существенными противоречиями: в материалах дела он ничего о своих страданиях не сообщал. Судья откладывает решение до конца допроса.

Допрос алтарника Павла Железова. Железов рассказывает, что закончил семинарию и духовную академию, чтобы впоследствии стать священником. Допрос начинают его адвокаты, идут расспросы про извинения. Появляется формулировка "глубокие раны". Обвиняемые Алёхина и Толоконникова пытаются выяснить у потерпевшего, принимает ли он извинения? Железов: "Нет. Вы извиняетесь за действия, но нет покаяния за святотатство". Алёхиной он советует сходить в церковь, выложить извинения в интернет. "Но в тюрьме нет церкви и интернета!" Железов: "Тогда письмо напишите". Толоконниковой алтарник советует покреститься и исповедаться. Адвокат Волкова — Железову: "В ценности христианства входит прощение?" Железов — судье: "Отвечать?" Судья кивает. Железов: "Любой верующий человек должен стараться уметь прощать". Волкова: "Вы умеете прощать?" Железов: "Стараюсь".

Допрашивают Сергея Виноградова, замглавного энергетика "Фонда Храма Христа Спасителя". Он говорит, что из-за акции девушек в храме "нарушены морально-этические нормы искусства, оскорблены мои чувства. Извинения не принимаю. Они неискренни, подготовлены для суда!" Потерпевший рассказывает Алёхиной, как выглядят искренние извинения — "Принять схиму, побить себя веригами, пойти в монстырь".


Допрашивают охранника Станислава Шилина, который пытался воспрепятствовать панк-молебну. Он говорит, что это его травмировало: "Нервное чувство... Чтобы не навредить девушкам, пришлось побороться с собой. До сих пор болит очень, душа не вернулась в прежнее состояние. На данный момент душа находится в таком состоянии, что простить не могу". Напомним, с момента акции в храме Христа Спасителя прошло 5 месяцев, всё это время три обвиняемые участницы панк-молебна находятся под стражей.

Алтарник Цыганюк: «У меня лично просить прощения не надо, надо просить у Бога. Извинения должны быть сердечные, а не текстовые. Но я их принял»

Допрашивают охранника храма Сергея Белоглазова. Охранник Сергей Белоглазов о поступке девушек: "Я получил травму. Я второй месяц не выхожу на работу в связи с этим. В отношении себя я все прощаю, я не держу зла. Но в отношении Господа, святыни и других верующих — я не могу решать, это воля Господа и решение суда".

Как сообщает "Новая газета", на обеденном перерыве в судебной столовой потерпевшие устроили скандал. Им показалось, что женщина влезла без очереди. Чтобы выгнать ее из столовой, потерпевшие вызвали тюремный спецназ.

По мнению наблюдателей, показания потерпевших против обвиняемых участниц "Pussy Riot" почти не дают шансов на оправдательный или мягкий приговор суда. Допрос свидетелей со стороны обвинения продолжается.

Теги: