21 декабря 2016 г. состоялось традиционное ежегодное собрание духовенства Киевской епархии УПЦ (МП). Это уже третье собрание при новом епархиальном архиерее (такое собрание митрополит Киевский и всея Украины обязан ежегодно проводить в качестве архиерея Киевской епархии), так что можно уже говорить о некоей традиции (с материалами прошлого собрания 2015 года можно познакомиться здесь).

Первой такой «доброй» традицией есть (заимствование, наверное, из советской армии) выделение времени на регистрацию участников и «построение войска». Священникам было предписано явиться на 8:30, но митрополит Онуфрий прибыл в 10:05. После заупокойной литии по ушедшим за год священнослужителям, собрание началось в 10:15. Более полутора часов, выделенных для ожидания – это, надо полагать, для ощущения важности события.

Доклад, как и в прошлом году, состоял из двух примерно равных по времени частей – доклада митрополита и его ответов на вопросы. В докладе была озвучена статистика епархии и выделены главные события года. Статистика по сравнению с предыдущим годом изменилась незначительно. Были произведены 43 хиротонии (17 священников и 26 диаконов). Всего в епархии 394 прихода (причем в области на 40% больше, чем в Киеве; соответственно 231 и 163). Но вот клириков в Киеве в два раза больше (всего 503, из них 429 священников), в то время как в области 255 (священников – 229).

Как значительные события года были отмечены мероприятия, связанные с 1000-летием руського монашества на Афоне, а также канонизация как местночтимых святых, связанных с Киевом – митрополита Киевского Иоанникия (Руднева), правившего в конце XIX века, известного в начале XIX века лаврского схимонаха Вассиана и юродивого XIX века Иоанна «Босого».

В докладе присутствовала и политическая составляющая. Говорилось о том, что «мы свидетели того, что УПЦ пытаются сделать враждебной», «ищут повода для открытого преследования» и т.д. Приводились примеры с поджогами храмов, много внимания было уделено конфликту в селе Мотовиловка, где в этом году имело место силовое воздействие со стороны противников деятельности прихода УПЦ при нелояльной позиции местной власти.

Как пример предубежденности украинской власти против УПЦ митрополит посетовал на то, что УПЦ много раз просила предоставить возможность для богослужения на территории Софии Киевской, а государство не шло навстречу. В то же время богослужение разрешили проводить, как было сказано, «раскольникам», что «не соответствует международным нормам».

В качестве примера неправомерного вмешательства в дела Церкви приводился предложенный в Верховной Раде законопроект №4511 «Об особом статусе религиозных организаций, чьи руководящие органы находятся на территории государства-агрессора». В частности, согласно этому законопроекту все приходы УПЦ должны перерегистрироваться как приходы Московского Патриархата. По утверждению докладчика, этот законопроект не согласуется с Декларацией о правах человека.

В конце доклада митрополит Онуфрий подчеркнул важность личной молитвы священника, правильно поставленной исповеди и воспитания прихожан. Тогда паства становится сильной и сплоченной. На фоне краткого перечисления не очень заметной работы тринадцати епархиальных отделов именно эти религиозные формы (наряду с богослужением) докладчик видит сегодня  главными средствами деятельности в Церкви.

Следующий час собрания был посвящен ответам на вопросы, преимущественно представленных в форме записок. Как и в прошлом году, самым первым вопросом по какому-то удивительному совпадению оказался вопрос о митрополите Александре (Драбинко), причем стоит отметить, что в прошлом году таких вопросов была целая серия. Был поднят вопрос о том, удовлетворяет ли митрополита Онуфрия поведение его викария. Митрополит ответил, что не удовлетворяет, «и, наверное, никого не удовлетворяет». Дальнейшую реакцию предстоятеля можно разделить на рациональную и спонтанную. Рациональная выражалась в пространном пересказе библейской истории о Давиде и его нерадивом сыне Авессаломе. В этой истории, если её перечитать подробно, был некто Семей, который злословил Давида (слуга Давида назвал его «мертвым псом» предыдущего царя Саула, о чем не забыл упомянуть митрополит Онуфрий). Когда Давид победил и зашел в Иерусалим, то слуги призывали казнить Семея, но Давид поклялся оставить его живым. Из этого стало понятно, что устраивать новые репрессии против митрополита Александра владыка Онуфрий не намерен, хотя решение этого вопроса постоянно лоббируется со стороны влиятельного в УПЦ мецената и депутата Вадима Новинского.

Спонтанная реакция проявлялась в эмоциональной характеристике владыки Александра. Охарактеризовав его публично негативно («слабая личность», другие подробности опущены), митрополит Онуфрий  все же сказал, что «мы должны потерпеть», и что как собрата он любит владыку Александра, жалеет его и молится за него. Примечательно то, что митрополит Онуфрий перешел на личность митрополита Александра, а не ограничился характеристикой  каких-либо его проступков, которые так и остались за кадром. Осталось также непонятным, почему это отношение публично выносится на всю церковь (были ли перед этим исполнены евангельские предписания высказать брату его грех наедине или при двух-трех братьях, Мф 18:15 – тоже вопрос). Митрополит Александр на собрании отсутствовал.

Был задан вопрос и о Спасо-Преображенском соборе на юго-западе Киева, в котором служит митрополит Александр (Драбинко), и при котором происходит презентация акций Фонда памяти Блаженнейшего митрополита Владимира. Поскольку этот собор имеет статус ставропигиального (т.е. Киевский митрополит по уставу является его настоятелем), автор записки призвал митрополита Онуфрия «вступать в права настоятеля». Предстоятель ответил примерно так: да, я настоятель, но там есть ктитор [Игорь Лысов], «хороший человек», и всё в соборе происходит с его согласия. То есть резкого изменения ситуации в Спасо-Преображенском соборе автор записки не добился.

По-видимому, это же назойливое лицо пыталось в другой записке поднять вопрос о деятельности протоиерея Георгия Коваленко, спикера УПЦ при митрополите Владимире (Сабодане), а сегодня куратора Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости, который действует на территории Софийского заповедника в Киеве. Владыка Онуфрий сказал, что Университет Софии действует без его, митрополита, благословения. Присутствовавший на собрании архимандрит Алипий (Светличный) в личном блоге по-своему, эмоционально расписал ответ митрополита, хотя другие опрошенные участники собрания назвали такой пересказ преувеличением, искажающим дословную реплику владыки Онуфрия.

Сам протоиерей Георгий Коваленко неоднократно в СМИ указывал на то, что Открытый Православный Университет является общественной инициативой и не претендует на какой-либо статус в УПЦ. Заведение позиционирует себя как "современное образовательное учреждение неклассического типа. Пространство диалога ученых, философов и богословов по проблемам настоящего и будущего". Собственно, таким университет и предстаёт в публичном пространстве Украины. Здесь регулярно проводятся семинары и лекции украинских и зарубежных культурологов, религиоведов, мирян и священнослужителей УПЦ. При университете действует детско-подростковая "Школа Анны Ярославны".

Создалось впечатление, что свое отношение к клирикам епархии митрополит Онуфрий формирует на основе косвенных, обрывочных сведений, которые черпает из информации "доброжелателей", окружающих владыку.


Затем, на призыв провести в 2017 году Всеукраинский крестный ход по примеру уходящего года, митрополит Онуфрий ответил, что крестные хода – хорошее дело, и что люди в своих епархиях могут их проводить, но такого масштабного, как в этом году, в следующем году не будет.

Кроме нескольких вопросов, касающихся обрядовой стороны треб и богослужений, в ответах на которые митрополит разумно рекомендовал пользоваться церковной икономией (т.е. исходить из необходимости пользы для людей), прозвучал также вопрос о том, где брать книги для совершения церковных обрядов на украинском языке. Владыка Онуфрий повторил свой прошлогодний тезис: все иноязычные православные служат на особом, церковном изводе собственного языка. Поэтому надо служить на церковнославянском, а чтобы было понятней – «служите более выразительно», а на украинском «не будет звучать». Митрополит рассказал, как он доказал непонимающему понятность первого псалма «Блажен муж…», хотя при этом осталось непонятным, как на пальцах объяснить, например, «поглумляхся дух мой» или «обаваемь обавается от премудра». Зато стало ясно, что о каком-либо издании в Киевской митрополии Украинской Православной Церкви богослужебных книг на украинском языке речь пока не идёт.

В заключение глава Киевской митрополии ещё раз подчеркнул необходимость глубокой молитвенной и церковной жизни. Было заметно, что на эту тему он говорит искренне, исходя из собственного опыта.

Далее состоялось награждением ряда священнослужителей церковными наградами за проведение летом Всеукраинского крестного хода и «за выслугу лет». После этого всё присутствующее духовенство завершило почти четырехчасовое восседание и разошлось «с чувством глубокого удовлетворения».

Фото orthodox.org.ua

Теги: