«Индийский танец — это продукт мистики, медитативный, духовный опыт»

25 01 2011 |
Беседовала Елизавета Корнева, Portmone.name


Очень часто человеку активному и деятельному нужно переключиться, подзарядиться или перезагрузиться... Перезагрузки бывают длительные и экстремальные, как, например, тренинг по двухнедельному одиночному выживанию в лесу. А бывают краткосрочные и приятные. Мужчины, например, практикуют секс (или тибетский бег, если рядом нет партнера), женщины, если партнер где-то бегает, — индийский храмовый танец. О нем и хотим поговорить. Хотя лучше смотреть. И пригласить именитую танцовщицу и ее Индийский Театр «Накшатра» выступить на Запорожской земле. Ведь индийский классический танец — мощный инструмент, преображающий не только танцовщицу, но и зрителей. Это идеальный проводник космической энергии Вселенной...

 

 

Анна Смиронова: «Любое тело, которому дух позволяет, может освоить танец. Чем старше танцовщица, тем она лучше выглядит и танцует, тем она ценнее»

 

— Ваше имя многое говорит тем, кто интересуется индийской культурой на постсоветском пространстве. В Запорожье знатоки индийских танцев также говорят о вас как о звезде первой величины. Как Анна Смирнова сделала себе имя?

 

— Людей, которые на постсоветском пространстве занимаются индийскими классическими танцами профессионально, на самом деле не так много. Мы все друг друга хорошо знаем, я со многими училась в Индии. Теперь у моих коллег тоже есть свои школы — в Москве, в Алматы, в Астане... Мы общаемся, друг друга приглашаем в гости на фестивали, мастер-классы, лекции... И сказать, что кто-то в танце лучший, — неправильно. Танец — не спорт. Танец — это не тело, танцует душа! Конкуренция на танец влияет крайне отрицательно. Поэтому я себя ни с кем не сравниваю. Наш коллектив называется «Накшатра», что означает — созвездие. У нас все звезды! Каждый должен через это искусство самовыразиться, найти свой путь.

 

— Когда впервые пришло чувство «я хочу и могу танцевать»? И почему именно индийский храмовый танец?

 

— Я танцую с 5 лет. В основном специализировалась на народных танцах. Закончила юридический факультет, затем работала по специальности «криминалистика» и параллельно пошла в институт культуры — мне это было необходимо, учитывая «сидячую» работу... Но когда много и долго танцуешь одно и то же, теряется интерес. Хотелось большего. И в индийском храмовом танце я нашла то, что меня полностью удовлетворило. Ведь это и философия, а я много увлекалась восточной философией, и мифология, это и духовные практики, йога, и элементы спорта...

 

Впервые я увидела индийский классический танец в 1987 г., когда в СССР проходил Фестиваль Индии, и сразу в него влюбилась. Очень захотелось научиться этому. Такая была несбыточная, как тогда казалось, мечта.

 

— А помогает ли вам опыт работы криминалистом в сегодняшней деятельности?

 

— Очень! (Смеется.) Я была экспертом-криминалистом по исследованию почерка и подписи. Сегодня, когда я разговариваю со своими учениками, то сравниваю танец с почерком. Очень сложные движения на координацию, поэтому индийские танцы считаются самыми сложными в мире! Сразу научиться невозможно. Но как ребенок обучается письму? Пишет некрасиво, «как курица лапой». Вначале надо просто научиться писать. Потом вырабатывается каллиграфический почерк. Оттачиваешь каждое движение. Снова и снова... Ведь индийский классический танец имеет четкие линии, божественную геометрию, он состоит из янтр — геометрических диаграмм, построенных на основе математических вычислений. Любовь к точности мне очень помогает.

 

— Легко ли допускаются иностранцы к таинствам храмового танца?

 

— Не нужно путать современный классический танец и храмовый ритуал в его историческом понимании. После того как Индия получила независимость, танцы из ритуала превратились в классическое искусство. Кстати, сейчас в мире существуют три классических вида танца: балет, фламенко и индийский классический танец, который является самым древним.

 

Сегодня талантливые иностранцы активно приглашаются в Индию, правительство этой страны платит им стипендию, это часть внешней политики. То, что танец вышел на мировую сцену, это имидж Индии вовне как страны с великой и древней философией и культурой. Другое дело, что танец когда-то был ритуалом, который уходит в глубь веков... Он пережил и золотой век, и падения, когда терял свою культовую роль. Сейчас это великое сценическое искусство. Ему можно обучиться и танцевать. И это как океан: чем дальше плывешь — тем больше глубина...

 

— Можно ли постичь храмовый танец без знания санскрита? Насколько тесно связан танец и язык, традиции?

 

— Язык нужно знать. Санскрит — божественный язык. Да, все можно как-то перевести... Но это будет примитивный перевод. Суть танца, конечно, не в языке, а в философии, которая в языке заложена. Ведь собственно язык танца на протяжении тысячелетий менялся. А философия — нет. Поэтому человек, постигающий это искусство, должен быть не столько филологом, сколько философом. Это главное. Тексты, на которые сейчас танцуют, создавались тысячи лет назад, создавались другими людьми. И за каждой трактовкой бездна философских концепций! Танцор должен знать их и понимать, ведь это его понимание и передается зрителю.

 

— В своей книге «Индийский храмовый танец» вы написали: «Храмовый танец — это мистический танец. Он позитивно заряжает и очищает пространство вокруг танцовщицы на 7 км!» Расскажите об этом.

 

 

 

— Да, индийский танец — это продукт мистики, это медитативный, духовный опыт. И ритм танца, и техника построена на духовности. Но на духовном опыте работают единицы танцоров. Даже в Индии. Великая индийская танцовщица, мастер индийского классического танца, доктор наук, профессор Падма Субрахманьям говорила: «Ваше тело не имеет решающего значения, любое тело, которому дух позволяет, может освоить танец». Например, в балете особые требования к внешним данным. Если у ребенка плоскостопие, его не возьмут в балет. А в Индии совсем другой подход. Если человек подходит по внутренним качествам, он при любом теле сможет танцевать. При любом. Вспомните фильм «Маюри», о танцовщице, потерявшей ногу в автокатастрофе. Его часто показывали в советское и постсоветское время, поэтому большинство любителей Индии его хорошо помнят. После аварии эта сильная женщина научилась танцевать на протезе! И этот фильм — автобиографическая история актрисы и танцовщицы Судхи Чандран, которая снималась в главной роли.

 

Но если по внешним данным человек подходит, а внутренне не дорос, индийские гуру не станут с таким работать. Основное качество, которое мешает освоить танец, — эгоизм, звездная болезнь. В индийской традиции почитание самого искусства и гуру очень сильно развиты, поэтому даже малейшие проявления эгоизма порицаются. И я была свидетелем, когда талантливые танцовщицы резко удалялись из группы. Гуру считали их неперспективными. Они говорили, что и робота можно научить танцевать Бхара-танатьям. Но разве в этом суть? (Дабы не возгордиться, перед каждым занятием танцами и после него группа танцоров вместе с их наставником практикуют пранаму — молитву-обращение, поклон к учителю духовному. — Авт.)

 

— Я обратила внимание, что женщины, которые занимаются индийскими танцами, очень молодо выглядят... Чем, на ваш взгляд, это обусловлено?

 

— Я когда в Индию приехала, пошла на концерт, мне очень понравилось выступление одной танцовщицы. Я говорю: «Мне эта девушка очень понравилась, как она танцует!» А мне отвечают: «Это не девушка, это бабушка, ей 50 лет!» А ей больше 25-ти не дашь! По ее лицу, фигуре, движениям... Чем обычно выдает себя возраст, — меняется мимика лица, прежде всего. В индийском танце все мышцы лица работают. Индийские танцоры пребывают в положительных эмоциях. Индийский храмовый танец — танец блаженства. И сама танцовщица испытывает блаженство и передает это ощущение аудитории, зрителям, приводит их к единению с высшими силами мироздания. Конечно, это омолаживает. Все стрессы, бытовые проблемы отходят на задний план. В итоге танцовщица выглядит молодо, при этом имеет профессионализм, какого нет ни в 20, ни в 30, ни в 40 лет. Он приходит очень медленно, техника оттачивается, это — каллиграфия. В итоге, чем старше танцовщица, тем она лучше выглядит и танцует, тем она ценнее.

 

— Если все так хорошо, то почему в нашей стране столь популярна йога, а танцы менее популярны?

 

— У нас популярно то, что популярно на Западе. Йога пришла к нам не с Востока, а с Запада. Хотя сегодня индийские танцы очень популярны в Англии, там есть Бритиш Бха-ратанатьям. Это уже признанный английский стиль танца. Возможно, через несколько лет и на нас хлынет эта мода. Хатха-йога пришла раньше. И мода на танец постепенно надвигается. И будет у нас, например, Юкрейн Бхаратанатьям, почему нет?

 

— А что нужно делать, чтобы культура Индии активнее шла в массы? Или она на самом деле только для избранных, для элиты?

 

— Мы часто приглашаем в гости индийцев и всех, кто интересуется этой культурой. Организовываем фестивали индийского классического танца и музыки. К нам, несмотря на относительную небольшую рекламную кампанию, приходит достаточно много людей, всегда переполненные залы. Мне хочется представить танец не как индийскую экзотику, которая ничего не дает нашему зрителю. А хочется показать, что это феномен мировой культуры. Многие выдающиеся зарубежные артисты посвятили жизнь индийскому танцу, они выступают, занимаются исследовательской деятельностью, пишут книги, диссертации по индийскому танцу. И наши ученики могут не только посмотреть на технику исполнения, но и пообщаться с исполнителями. Язык, энергетика, философия танца близки многим, танец развивает и духовно, и интеллектуально. И это нужно нашей молодежи, которая у нас умная, интеллектуальная, она тянется к философии. И когда начинаешь понимать это искусство, мировоззрение расширяется, по-другому ощущаешь себя в этом мире.

 

Наш ансамбль также выступает. Например, мы три года подряд ездили в Национальный заповедник Херсонес, танцевали на развалинах древнего амфитеатра, прямо под открытым небом. Древность с древностью органично соприкасаются. (Смеется.) Мы ставили танцевальную драму «Дева Дар-пана» («Зеркало Богов»). Зрителям очень нравилось. В Киеве тоже выступаем, но есть определенные трудности. Мы не коммерческая организация, если нас приглашают — откликаемся с удовольствием. Это сценическое искусство и нужны соответствующие декорации, освещение, звук... Когда условия достойные, это и смотрится красиво. И мы хотим получить то блаженство, которое передается зрителям.

 

Да, классические индийские танцы — достаточно элитарное искусство. Но если вы нас пригласите, мы с удовольствием приедем в Запорожье!

 

— Если найдутся люди, которые могут организовать теплый прием божественным танцовщицам, свою медиа-поддержку — гарантируем!

 

*

 

Несмотря на то, что классический храмовый танец утратил свой ритуальный смысл, он по-прежнему зачаровывает силой, ритмом и зрелищностью. И не только индийцев. Не случайно по всему миру регулярно проводятся фестивали индийского танца, а в самой Индии раз в году, в начале ноября отмечают Дивали (Праздник огней) — праздник победы сил добра над злом. В течение пяти дней индийцы зажигают в домах и на улицах огни (символ очищения), чтобы ослепить силы зла и приветствовать светлых богов, танцуют народные и классические танцы, а в завершение праздничных концертов обязательно исполняют танец со свечами... В этом году Праздник огней впервые пройдет в нашем городе 6 ноября. Танец со свечами исполнят запорожанки под руководством преподавателя индийского танца Центра развития «Анаэль» Надежды Дмитренко. Присоединяйтесь!

Теги:
1304







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант