Почему я ушел из церкви

24 12 2013 |
Александр Бойко

В церкви смрад и полумрак

Дьяки курят ладан

Нет, и в церкви все не так

Все не так, как надо...

Владимир Высоцкий, “Моя цыганская”

 

Уже прошло несколько лет, как я совсем перестал участвовать в церковной жизни. За плечами много всего: 4 года семинарии, 4 года духовной академии, 10 лет церковного хора, 5 лет работы в редакции церковных проектов. Теперь я ни в какие церковные проекты не ввязываюсь и решил уйти из церкви, точнее, из организации «церковь». Моя церковная жизнь начиналась еще в юности, в общей сложности я провел в церкви 17 лет. И да, нужно взять и признаться себе, как это ни больно и обидно - эти годы прошли в основном зря. И не собираюсь потратить еще 17 лет, чтобы оправдать это напрасно потраченное время.

 

Почему я ушел из церкви

 

Я совершенно не затрагиваю церковь как божественное установление. Я здесь говорю о церкви только как о структуре, о системе, о корпорации, внутри которой я был. Коснулось ли это веры в Бога? Нет. А вот, что называется, веры в церковь - коснулось. Нужность этой организации для меня под вопросом. Может быть, она кому нужна - я не спорю, только я в ней больше не состою.

Речь не идет о постулатах христианства, о мировоззренческих основаниях церкви, но та система, которая выстроилась вокруг этого - порочна. Да, там есть люди, хорошие люди, но в системе они почему-то действуют организованно порочно. Я клянусь - система приложила все усилия для того, чтобы я ушел. Методично меня выживала из себя. И наконец – всё, я ушел.

 

***

 

Последние 10 лет своей церковной жизни я ходил в хороший монастырь, в меру прогрессивный, всегда что-то делающий, организовавший волонтеров в детские дома, молодежное движение, газеты, журналы, сделавший нормальные нововведения в церковную жизнь своей общины... Но все равно видел, что всё это происходит в системе, которая прогнила, и такие хорошие заплатки не спасут общее положение вещей.

Я получил богословское образование, но не хотел становиться священником. Решил, что все-таки его можно использовать с большей самоотдачей – проработал 5 лет в редакции при монастыре. Могу точно сказать: большего самодурства в жизни не видел. Все время был постоянный моральный прессинг: мол, ты ни на что не способен, только в церкви ты можешь жить,  без церкви – ты никто, у тебя ничего не получится что-то сделать – за пределами церковного забора. И со временем, это приводит к печальным последствиям – человек не верит в себя. Спасибо, впрочем, за то, что не убили до конца тягу к творчеству. Церковная атмосфера не способствовала ни профессиональному росту, ни воспитанию человечности.

Начав работать в светской прессе, я писал на религиозные темы. Писал о своих же, православных. Изо всех сил старался выправить и подать в удобоваримой форме тот косноязычный бред, который мне несли представители родной церкви. Так потом я же и выгребал тонны презрения, так как, видите ли, «работаю у униатов». То есть или у православных работай, или совсем не работай!? Я понял, что нашим засранцам не стоит ничего делать – когда ты их выгораживаешь, чтобы в СМИ они не выглядели идиотами, они же тебе еще и гадят на голову - все им не так. Что ж, пожалуйста, не будет вашего представителя в неправославных СМИ, и вы будете показываться такими, какие вы есть - косноязычными дуболомами.

В какой-то момент мои знания о внутренней жизни церкви перешли критическую точку. Я начал видеть непотребство священнослужителей еще до того, как об этом все узнают. Это стало проклятьем. Все попытки об этом сказать понятно чем заканчивались: ты дерьмо, не видишь всей святости этих духовных лиц! Ведь они, в принципе, где-то там “святые”, потому как носят священный сан, и уж одно это делает их такими. Поэтому молись и кайся! И может быть, к концу жизни ты поймешь! Как признался мой друг в духовной академии - я, говорит, на архиерейские богослужения не хожу, когда в ряд стоит много епископов, мне кажется, что это сытые коты, а не “светочи веры”. Поэтому, чтобы никого не осуждать - я туда и не хожу.


Может быть, мне не повезло. Как говорится, “с таким счастьем – и живой”, но было то, что было. Изменить это нельзя. Уговорить себя, чтобы простить, не получается. Опыт - есть опыт, его не пропьешь и не сбросишь нажатием кнопки. И вот опыт мне говорит: “держись подальше, опасно для жизни!” Нет, конечно, у системы есть шанс, но с умением наших священноначальников все оставлять на самотек, точнее, на “Божью волю” и упускать все возможности, сдавать позиции, либо наоборот – “закручивать гайки“, ломиться только в лобовую атаку, - шансов мало.

Терновый куст может и обжечь – не светом благодати, а огнем страстей ее служителей. Не будет у людей желания разбиваться в лепешку, чтобы спасать организацию, которая сама себя топит. Которую ничего не учит. Церковь от верующих требует быть чуть ли не новомучениками, терпильцами и страдальцами за грехи и лень духовенства. Церковь строит безлюдные храмы, выбивает из госбюджета баснословные неконтролируемые суммы для своих нужд, противозаконно огораживает скверы и парки, не считаясь с мнением жителей, не старается по-честному завоевывать авторитет в обществе, не формирует христианскую культуру своей демонстративной беспардонностью – с этим не хочется отождествляться.

Положение вещей в церковной структуре очень простое: “Если ты не священник - ты никто”. Можешь забыть о том, чтобы заработать здесь хотя бы на жизнь (будут платить мизер - ты ж не священник - так, никто), можешь забыть о какой-то карьере - ты ж не священник - значит не менеджер, не начальник - ты никто, тут же все священник решает, а ты кто такой? Давай до свиданья! Все в структуре кричит тому, кто не священник: тебе нечего здесь делать, если ты не священник! Даже те, кто вроде как хотел оставаться гражданским, несколько лет работая в церкви - не смог устоять против “легкого” пути - принять священный сан. Вот дети священников еще лучше знают всю эту систему, в семинарии мало кто из них учился – зачем? Ведь они знают: само положение священника обязывает общество с уважением к нему относиться. Кто его оспорит? Никто. Кто будет проверять его знания? Никто. Кто будет ему задавать пытливые вопросы? Таких можно просто заткнуть, сказав, что “на мне священный сан, поэтому я все знаю”.

Странно, но факт: когда я ушел из церкви - жизнь моя улучшилась во всех отношениях. Даже в духовном плане. Дураков в моей жизни стало значительно меньше. И я могу точно сказать: попы злоупотребляют своей властью – по моему опыту, чуть ли не все. Думают, что могут всё вязать и решить - и мы, верующие, даем им эту власть. Почему вдруг? Они не оправдали доверия, почему им дальше нужно верить? Духовная жизнь стала честнее: я вижу все как есть, на меня не давит то, что я обязан что-то согласовывать с “церковной жизнью”, хотя меня обязывали к тому, что я должен отметать всё, “не вписывающееся“ в картину церковного человека, не видеть никаких других фактов.

Но вера но то и дается, чтобы не бояться. А я устал бояться, бояться что-то там нарушить, от кого-то там не получить благословение, выверять себя по нравственным постулатам сомнительного толкования. Или еще чего-то там. Еврейский талмуд насчитывает несколько книг, православный талмуд не уместился бы ни в какую библиотеку. На человека навешивают столько всего, что о вере в Бога он даже не вспоминает - ему просто некогда за “церковной” жизнью. Может быть, воплощение веры, какое оно есть сейчас, не совсем то? Может, священники думают, что все в церкви, как они?

Я устал все время слышать от священнослужителей всё в духе “упал-отжался”. Это стало последней каплей. Нет, человек - не тварь дрожащая, и имеет право быть человеком. Заметьте, не верующим, не церковным - а просто человеком. А теперь задайте себе вопрос: вся ваша система способствует этому? Почему у вас получаются только верующие монстры? Что это за институт, который не заказывает духовно-ущербных людей из-за границы, а разрабатывает таких вот своих – все новые и новые модели? Да, в церкви есть ныне живущие святые, о которых вы не знаете (или знаете, но боитесь их) - но они сами по себе.

Христос обещал сделать нас свободными. Церковь этому способствует? К Нему претензий нет, а вот к вам есть. Вы вроде как не зовете в свою церковь, но, дескать, раз уж ты пришел к нам, тогда сам виноват - принимай нас такими, какие мы есть. Оказывается, что над верующей душой будут издеваться именно там, где меньше вего ожидаешь: в церкви. Будут гнобить, рассказывать, что полезно “смиряться”. И идет цепочка моральных унижений: семинаристы - пыль на ногах администрации, священники - пыль на архиерейских сапогах, простые прихожане-верующие - пыль на сапогах священников. Простой вопрос: почему это должно быть так? Это Христос принимал омывание своих ног, но не сказал апостолам, чтобы они от своих учеников требовали таких же почестей.

Церковный человек должен отсекать все, что не вписывается в картину мира “верующего” человека. А сюда не вписывается много попросту нейтральных вещей. Верующие всё хотят покрасить в какой-то цвет, и священники этому способствуют - зачем? Затем чтобы потом удобно было сказать - сегодня зеленый не в моде, так что все красим в синий! Сейчас креационисткая теория совпадает с верой, значит, все научные открытия и исследования будем за волосы притягивать в картину мира “истинно-благочество-верующе-церковного человека”. И будем от того благоденствовать, какие мы, ужо, церковные, верующие!

Мир – не стерилен. Ожидать от мира ханжеской чистоты - наивно. В мире есть много интересных и полезных вещей, которые никаким образом не касаются веры. И не обязательно на них смотреть через призму веры – может быть плохо в голове человека. Не верите? А вы знаете, что в цеху, где обжигали кирпичи для постройки храма, уж никак не звучали акафисты, а раздавалась честная площадная брань? Это для вас открытие? Архитектор, проектировавший храм, думал не о Боге, а о том, чтобы этот храм на головы верующих не завалился. Рабочие в цеху и архитектор не смотрели на вещи через призму веры, а через призму здравого смысла и точного расчета. Что, бесчеловечно? Неблагочестиво? Или вы хотите, чтобы все было, как в елейных житиях святых - все углы сглажены и все жизненные подробности убраны? Нет, так не бывает, жизнь - это не жития святых. И вот если вы захотите из жизни соорудить православный рай - вас ждет православный ад. И не важно, что вы будете петь хором - коммунистические песни или молитвы - ничего не поменяется, если будете думать, что в этом жизнь. Если вместо того чтобы работать - будете молиться, везде будет разруха, и в головах, и в организации “церковь” , перефразируя профессора Преображенского.

Церковные люди почему-то стесняются своей “мирской” работы. Считают, что, дескать, это не жизнь, вот в церкви - это жизнь... И всё стремятся в церковные проекты. Как говорилось выше, в этих церковных проектах к людям относятся зачастую хуже, чем в обычной жизни офисного планктона. Человек не получает заряда на работу, на рост своих профессиональных навыков и умений, начинает отсекать от себя все, что “не духовное” – музыку, литературу, поэзию, культуру. Забывая о том, что европейскую культуру на свершения вдохновляло христианство. И жизнь верующего человека становится стерильной от всего мирского. Семья начинает строиться вокруг церкви. Досуг - вокруг церкви. Хобби, увлечения, интересы - объявляются неблагочестивыми. И человек все время живет в этом вечном хороводе: батюшки-матушки-службы-посты-благословения-разговоры о духовном-чтение благочестивых книжек, моральных поучений-рождение детей-крестины-посты-благословения-службы... Ну, еще работа какая-то есть - ведь жить-то на что-то нужно, еще ж в церковь работать не перешел, вот когда перейду – тогда будет полное счастье. И в какой-то момент задаешь себе вопрос: а где за этим всем Бог? Зачем все эти ширмы? Но тут же прибегают полоумные церковные девы-приживалки и начинают убеждать - Он там есть, мы точно знаем...

Церковь, которую я ощутил на себе, не способствует жизни полной грудью. Она навешивает на обычного человека духовно-ментально-мировоззренческие гири. Отсекает у человека разум. При этом сама спекулирует на стереотипе антагонизма веры и разума. Хотя никакого антагонизма нет, но ведь так же удобнее - люди не думают, слепо доверяют.

Почему церковный человек должен умирать заживо? Да, в мире есть грех, но это не значит, что весь мир только из греха и состоит. Можно подумать, что современный верующий должен приносить жертву новым шаманам в рясах. Ведь если посмотреть на действия священства со стороны, то нередко можно увидеть, что они просто пьют кровь у общества. Паразитируют на многом. На силах молодых людей, на силах зрелых людей, которые вместо того, чтобы работать в этом мире и делать его лучше, начинают просто загибаться на «послушаниях», соучаствовать во лжи ради «церковного блага» или «церковного единства», теряя облик здравомыслящего человека. В итоге церковная корпорация спекулирует и хоронит самое святое, что есть у человека - веру. Берусь утверждать: вне церковной системы вера человека остается чище.

Понимаю, сейчас я похож на сектанта, которого обманули с концом света. Можно простить честный обман, но нельзя простить сознательную ложь. Можно простить родителям, что что-то не то сказали, можно простить друзьям, что искренне говорили ерунду, но нельзя простить тем, кто сознательно внушал тебе картину мира, в которую не верил. Представьте, уважаемые члены религиозной корпорации, что люди верят в то, во что вы сами часто не верите – в «православную картину мира». Уже мера сглаживаний дала трещину: «святые не обманывают, Бог не ошибается, у православных все должно быть хорошо» и т.д. Да хватит уже врать самим себе! И сколько можно “не выносить сор из избы”?! Это уже похоже на сидение на куче мусора. Вас не спасет статистика - “еще столько-то храмов построили”, “столько-то мероприятий провели”, вот когда борделей вокруг храмов будет в 5 раз больше - вот тогда и откроется момент истины, но будет уже поздно. У Карела Чапека есть повесть “Фабрика абсолюта” - когда благодать явилась всем и в неограниченном количестве - кто выступил против? – Церковь – она выступила за дозированную раздачу абсолюта, строго по талонам, и не больше крошки в одни руки... И вот в это выродилась церковная структура - в заранее сыгранный тендер, где все, в том числе диавол, получили свои откаты. Нет. Мои отношения с Ним - останутся только моими.

Я до последнего верил, что все не так плохо, оказалось – все гораздо хуже. Меня могут упрекнуть, что ничего не попытался сделать. Нет, пытался. Но своя душа мне важнее всех церковных систем вместе взятых. Я лучше сохраню себя, останусь человеком, не буду врать и лицемерить, чем буду ближе к “святыне”. Я хочу жить, а сегодняшнее церковное устроение моей полноценной жизни не способствует.

 

«А ну, покажи удостоверение, что ты православный!..» Мои отношения с Ним не должны быть административно оформлены в какой бы то ни было структуре, я могу участвовать в церковных таинствах, молиться, но не обязан кому-то в этом отчитываться.

 

Фото rambler.ru

Теги:
16031







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
14 січня 2014 19:59

Здравствуй, Саша! Знаю тебя с 2000-го года, но не видел очень давно. Запомнил тебя светлым,увлеченным, восторженным юношей. Помню, часами сидели на кухне в съемной квартире, беседовали о музыке и богословии, ходили по Печерску на Рождество, пели колядки вместе с твоими однокашниками... Веселое было время... Теперь, и деда-хозяина нет в живых, и дом тот снесли... Э-эх... Прочитал твою статью, причем, нашел ее совершенно случайно. В каждой строчке сквозит обида и слышен вопль- видно, что "достало" конкретно. Ничего нового ты не сказал, вижу другое...Думаю, что статья написана большей частью для себя, точнее, для утверждения себя в мысли о том, что поступок ухода выбран осознано, окончательно и бесповоротно. 17 лет служения все-таки не шутка, и так просто покинуть организацию, в которую, как считаешь душу вкладывал, не получится. Но... перед собой надо быть честным. Желаю тебе удачи, самореализации в жизни и крепкого здоровья! С уважением Антон Шпак.


36   paternik
12 січня 2014 12:56

Всё, что написал Александр мне особенно понятно. И всё - правда!
Начну с вопроса: а с чего вы решили, что МП это ЦЕРКОВЬ??? РПЦ МП не имеет ничего общего с дореволюционной Церковью. Так что, Александр, Вы ушли не из церкви!
Очень много с понятием "тоталитарная секта". МП - это Матрица, напрочь убивающая в человеке Веру, Порядочность и т.п.
Те, кто ИНОЙ в этой структуре, выживается из неё всячески. Например, бессребренник о.Пётр Боярский был жестоко убит. СВОИМИ! И таких как он с развала Союза - более 22 человек.
Если выясняется, что человек "не вашего духа", то сначала его морально уничижают, гнобят, гонят, называют "прельщённым", одержимым. Если это не помогает "смирить", то начинаются гонения внутри системы: через "священников", "епископов", друзей...
Если же и это не "успокаивает" и человек реально добивается правды, его могут и физически устранить или запроторить в психушку.
И всё это - не одиночные случаи!!!
"Ты не нашего духа!", - как говаривал один из ваших "архиереев".
Интересно, а какого???
Не надо говорить о "порядочных епископах"! Таковых по определению НЕТ! Ибо в навозной яме розы не растут! Кто не согласен "с партийной линией" - заштат, ссылка в монастырь, отстранение от всяких дел и, если не остепенится, - физическое устранение (благо, КГБ многому научило их!)...
Много можно писать, но не охота, ибо описывая нечистоту, сам чище не становишься. Так что тот, кто ищет Христа в своей жизни, в МП не останется!
Поэтому, Александр, я ОЧЕНЬ РАД за Вас! "Собаки лают, а караван идёт!" Не бойтесь убивающих тело, душе же не могущих повредить! В Матрице, делающей человека рабом, нет благодати! Нет и Любви Божьей! Поэтому не ищите причастия там, где его нет!
Молитесь Богу и Он Вам укажет Путь и Истину и Церковь Его!
"Кто искренно просит, тот и обрящет!" Помогай Вам Бог в сем! 


4 січня 2014 09:21

Очень хорошо написано. Спасибо автору за статью. На реакцию обнаглевших попов и их приспешников не реагируйте. Да и их реакция на правду очень уж предсказуема. В Ионинском монастыре много людей которые думают точно так же и даже в редакции "Отрока". Просто молчат оттого что привыкли или еще по каким-то причинам.

Цитата: Спиридон Архимандрит
И теперь, если кто-то, прочтя твою статью, будет шельмовать тех же верующих, которые просто искренне стараются быть настоящими христианами в Православной Церкви -- это будет на твоей совести. Ты это помни.


Это все на вашей совести и совести ваших друзей-священников которые живут в неслыханной роскоши и соблазняют и малых и великих.


2 січня 2014 22:38

Цитата: Кіевъ
Эти люди больны гордыней и тщеславием, и вследствие своей болезни они глупеют, и даже не понимают, как смешно выглядят со стороны...
Вы, в свою очередь, даже не понимаете, что для кого-то смешным выглядит не Саша Бойко (зная его лет пятнадцать, я могу по поводу одних его мыслей грустить, по поводу других — задумываться, и в любом случае не только любить его как своего друга, но и уважать как весьма неглупого человека), а вы со своими рассуждениями о "гей-ропейских комиссарах" и т.д. под соседней статьёй.
(Кстати, в той статье, кроме всего прочего, цитируется, как Томбинский уличает Азарова во лжи. И _этого_ никто не опроверг. Но вас, Марина, несмотря на то, что вы, кажется, пребываете в Церкви, видимо, это не очень заинтересовало, хотя то, кто является отцом лжи, вы должны, по идее, помнить лучше меня.)


33   Кіевъ
2 січня 2014 00:01

Вся эта "душераздирающая история" - типичная для творческих людей, которые себя и свое творчество ставят выше Церкви и Бога. Эти люди больны гордыней и тщеславием, и вследствие своей болезни они глупеют, и даже не понимают, как смешно выглядят со стороны: мальчик с большим самомнением грозится "назло маме отморозить уши" - уйти из Церкви. И кому от этого хуже будет?  winked


28 грудня 2013 16:26

Сергий Зуев, конечно, не против! А лучше почтой (моёимя.мояфамилия@мояфамилия.in.ua, если у тебя мой адрес потерялся).


28 грудня 2013 14:11

Kozub Maksym,
Если ты не против, отвечу в личку вконтакте, чтобы не начинать здесь сразу несколько дискуссий на смежные темы.


30   ganz
27 грудня 2013 15:51

   Очень симптоматическая статейка. Человек ушёл из церкви - из церкви дольнего мира, из церкви как социального института, из церкви как феномена исторического плана, из церкви как иерократически-клерикальной организации, но это ещё не означает, что он ушёл из Церкви Христовой - Церкви Богочеловеческой, Церкви горнего мира.

   Одна из ключевых фраз статьи: "Спасибо, впрочем, за то, что не убили до конца тягу к творчеству.", ставит вопрос - является ли христианство только лишь религией спасения или также является религией творчества, только творчества не в смысле создания "ценностей культуры", а творчества в смысле просветления и преображения человеческой природы и природы окружающего мира, т. е. творчества теургического.

Я получил богословское образование, но не хотел становиться священником.

Положение вещей в церковной структуре очень простое: “Если ты не священник - ты никто”.

Если есть прирождённые задатки к творчеству, то правильно что в попы не записался. Епископы, священники, монахи - это ангельские чины, христианство же религия Богочеловеческая, а не Богоангельская. Епископы и священники - это такие себе метрдотели и официанты, назначение которых распоряжаться и прислуживать на пиру Богочеловечества, а не восседать рядом с Господином; ежели официанты обносят или обворовывают званных на пир, то таких либо прогоняют, либо от таких уходят. Человеческие чины - это званные на пир. Человеческое достоинство выше ангельского, оно поднято до высот Святой Троицы - вторая ипостась Троицы не только Сын Божий, но и Сын Человеческий. На слова “Если ты не священник - ты никто” должен быть ответ "Если ты священник - помни своё место прислуги и посредника". Денница тоже был ангелом, но венцом творения есть человек.



27 грудня 2013 15:38

Цитата: Сергий Зуев
Что касается смирения и «пыли на сапогах» – мне кажется, ты рассуждаешь, как человек, желающий насладиться жизнью именно в этом мире, и не особо надеющийся на вечную, будущую жизнь. Если так – понятно происхождение этих мыслей. Но если ты веришь – тебя не должно смущать то, как к тебе относятся другие люди, в том числе и священники, которые, действительно, очень часто имеют обычные человеческие недостатки.
Серёжа, в данном случае стоит уточнить, что такое "надеющийся". Я, например, вполне верю во всё сказанное Богом про вечную жизнь и вечные муки. Но при этом (1) я устал жить этим ожиданием. и (2) я желаю даже не "насладиться", а просто прожить _эту_ (земную) жизнь так, как меня устраивает. Вот я в твоей терминологии "надеющийся" или не "надеющийся"? А то ведь очень многие рассуждения (не только здесь) исходят из того, что человек, _знающий_ о Боге, о вечной жизни и т.д. будет _верным_ Богу, будет жить именно ожиданием этой вечной жизни с Богом и т.д. А это _не всегда_ так. Да, я знаю, но говорю: Боже, я тебя понял, а теперь буду делать то, что считаю нужным.
Цитата: Сергий Зуев
...Только в Церкви возможно соединение со Христом. Только через Евхаристию мы имеем надежду на вечную жизнь. И нигде, кроме Церкви, этого таинства произойти не может.
А вот здесь +100500. Я понял, что заочно Саша отвечать на эти вопросы не будет, но при встрече очень надеюсь узнать у него, как получается сочетать уход из Церкви и продолжение участия в евхаристическом общении.


27 грудня 2013 09:13

<!--[if gte mso 9]> 14.00

   Очень жаль, Саш, что ты именно таким образом отреагировал на те проблемы, которые увидел в Церкви. Я имею в виду в первую очередь не статью, а твой «уход».  Не мне тебе рассказывать, что Церковь состоит из грешных людей, таких же как я и ты, людей с разными недостатками. Ты всё это знаешь не хуже меня. «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит». Неужели ты ожидал найти в Церкви рай на земле?

Разумеется, каждый человек хочет, чтобы его любили, уважали его таланты, ценили, в том числе и в достойном денежном эквиваленте  и т.п. Это естественные желания, свойственные каждому… любящему себя человеку. Но ведь не за почестями мы приходим в Церковь, в конце концов. И «отречься себя» нас призывает не корпорация «Церковь», а Христос. Чего мы можем ждать от людей? «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия». Члены Церкви тоже «сыны человеческия», пока живут на этой земле. Поэтому, чтобы не встать на ложный путь, нужно честно ответить себе на вопрос: чего мы ищем прежде всего? Царствия Божия, или удобства существования в Церкви? На всякий случай сразу скажу: я тебя не осуждаю ни за что. Я понимаю твой жест, но вижу в нем обычную человеческую слабость. Понимаю твоё чувство, но не могу посо-чувствовать.

   Ты говоришь, что Церковь накладывает узы, не дает раскрыться личности, подавляет стремления… «… не способствует жизни полной грудью. Она навешивает на обычного человека духовно-ментально-мировоззренческие гири. Отсекает у человека разум.» «Человек … начинает отсекать от себя все, что “не духовное” – музыку, литературу, поэзию, культуру» «жизнь верующего человека становится стерильной от всего мирского. Семья начинает строиться вокруг церкви. Досуг - вокруг церкви. Хобби, увлечения, интересы - объявляются неблагочестивыми».

   Но кто мешает дышать полной грудью?! Не твои ли собственные представления о «духовности»? Мне, например, никто не мешает. У меня есть вполне светские «хобби»: я люблю музыку, живопись, театр, балет, оперу. Хожу в тренажерный зал. Читаю то, что мне нравится. Никто мне не говорит, что это ужасно и неблагочестиво. Неужели мы ходим в разные «Церкви»? Больше скажу: если какой-нибудь священник начнет всерьез меня убеждать, что я должен срочно бросить все мои увлечения, и только «молиться-поститься и слушать радио «Радонеж»» - я не приму всерьёз этих слов. Я хорошо понимаю, что священники все разные, все они люди, и такая реакция – не более чем «частное богословское мнение». Церковь никого не «закрепощает». Человек создан Богом любопытствующим и восхищающимся. Адам нарекал имена животным, проникая в их сущность. Именно так я понимаю природу человека. Монах, уходя в затвор, затворяет для себя двери в мир чувственный, но это не естественно для человека, — это сверхъестественно. Но если мы не монахи, а живем в миру, никто не запрещает нам любопытствовать, любить и восхищаться. К сожалению, очень часто неофиты, «ударяясь в православие», и разбивая при этом от усердия лоб, именно так и представляют себе спасение: закрыться от всего «мирского» и только поститься-молиться, а всё остальное – в пламень огненный. Но это происходит от неразумия. И не Церковь в этом виновата. Разумный священник никогда не будет ограничивать во всем свою паству. Если ты хочешь трудиться не в Церкви, а на светской работе – пожалуйста! Христианином можно быть везде. И любое полезное для общества дело – благородно, если не нарушает нравственных законов. Даже если и не связано напрямую с пользой для Церкви.

   Что касается смирения и «пыли на сапогах» – мне кажется, ты рассуждаешь, как человек, желающий насладиться жизнью именно в этом мире, и не особо надеющийся на вечную, будущую жизнь. Если так – понятно происхождение этих мыслей. Но если ты веришь – тебя не должно смущать то, как к тебе относятся другие люди, в том числе и священники, которые, действительно, очень часто имеют обычные человеческие недостатки. Но ведь не «Церковь», учит смирению, а Христос! Не «Церкви», как ты ее понимаешь, мы должны подражать, а Христу. Пусть трижды священники неправы и несправедливы, пусть они хоть все будут властолюбивыми, будут тебя «использовать», но смиряешься ведь ты ради Христа, а не ради них, и отвечать будешь Христу (как, впрочем, и они тоже). Христос не обещал, что спасение легко дается, но «узким и тесным путем».

   И еще одно: если ты все же веришь в Христа - не можешь не понимать, что вне Евхаристической Чаши невозможно спасение. Пусть как угодно грешны ее служители, но только в Церкви возможно соединение со Христом. Только через Евхаристию мы имеем надежду на вечную жизнь. И нигде, кроме Церкви, этого таинства произойти не может. И помня слова Спасителя, мы не можем сказать, что «Бога в душе» – достаточно. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Я хорошо понимаю: то, что я говорю – это жестокое слово. Действительно, трудно видеть несправедливости в Церкви от тех, кто назвал себя христианами, и принял сан. Поверь, я вижу не меньше чем ты и я такой же слабый человек. Но я стараюсь помнить, ради Кого приходится смиряться и терпеть. Ну и, конечно, как уже заметил Юрий Черноморец, в Церкви кроме жестоких и несправедливых людей есть еще очень много достойнейших и замечательных. Их пример помогает верить.

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <!--[if gte mso 9]> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}


27   sashaboyko
26 грудня 2013 21:05

Цитата Спиридон Архимандрит:
Ну что, Саша? Полегчало? 
=Да, там есть люди, хорошие люди, но в системе они почему-то действуют организованно порочно.=
Но ты ведь не подумал о том, что после твоей публикации на них будут смотреть только с позиции "А ведь он из этих..."?
Низкий поклон тебе, Саша. Знаешь, за что? Обнажил ты наготу отца своего. Хам ты, Саша.
Да, и ещё. Как назвать человека, который бежит навстречу несущемуся ж/д составу и кричит "задавлю!"? Вот то-то и оно.
Сейчас ситуация не лучшая. Но она и не неожиданная. "Приду, и едва ли веру обрящу". (cit) Лк 18:8. Да и тебе ли это не знать?
Так что послужил ты совсем другой цели -- "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море". Мр 9:42. Не я сказал.
И теперь, если кто-то, прочтя твою статью, будет шельмовать тех же верующих, которые просто искренне стараются быть настоящими христианами в Православной Церкви -- это будет на твоей совести. Ты это помни.
Да, и маленький непрошенный совет -- поменяй фамилию на Дулуман. Самое то. Это я не к злопыхательству, а к истории. А ещё. Был правитель, который совершенно точно так же, как и ты, стремился к очищению Церкви. Ты помнишь, чем закончились его дни? Я про Юлиана-отступника. Я не призываю на тебя то же самое -- нет! Да не будет! Но историю нужно не просто знать.
Ты ушёл из Церкви. Ну что ж... Вперёд и с песней! Только одно помни, она -- мать, и ждёт, когда ты набегаешься и вернёшься.
И последний вопрос: Я-то что тебе плохого сделал? А ведь я -- сын Церкви. А впрочем, можешь не отвечать. 

Человек, который гнусным шантажом требовал, чтобы я собирал компромат на его коллегу, с которым он причащается из одной чаши, для того чтобы выдворить своего сослуживца из монастыря, - меня учит чести и достоинству...



26   Tim
26 грудня 2013 13:39

Спиридон Архимандрит,

чтото я не припомню,чтобы Юлиан Отступник ратовал за очищение церкви. изнаально. сама церковь его угнетала. хотя дилемма была : он хотел искренность христиан и их ответственность перенести на языческую религию. нихрена у него не вышло,над ним же сами языческие жрецы и смеялись, поскольку сами не верили в совершаемое ими.

 

что же касается Ваших цитат "отлуки", то... Христос время от времени общался с откровенными грешниками. и ни разу не тыкал им их грехами. ни мытарям ни блуницам. он в упор не замечал их грехов.

однако не менее часто Он общался и с представителями "истинной веры отцов,хранителями Предания"-фарисеями. и уж в их адрес Он не скупился на характеристики.

кому сказано о "соблазнит малых сих"? только или столкьо о тех,кто посмел срань показать другим? или о самих тех,кто совершает непотребство,прикрываясь наличием сана. или считая,что все остальные обязаны заткнуться и ничего не проявится.

о таких Господь наш тоже говорил---всё тайное станет явным. и никакой сам не спасёт. сам по себе. если жизнь будет не по Евангелию,а по прихотям



26 грудня 2013 12:49

Мало конкретики, на жаль, але все-таки загальна думка вловлюєтсья.
У кожної медалі дві сторони а в кожній шафі є і старий і новий одяг. Біда в тому, що автор бачить лише погану сторону церковного життя. Ну що ж, "добра людина з доброго скарбу добре виносить..."
Здається присутній у цій розповіді деякий елемент гордості. Наприклад такі твердження: "Церковь, которую я ощутил на себе, не способствует жизни полной грудью. Она навешивает на обычного человека духовно-ментально-мировоззренческие гири. Отсекает у человека разум." В церкві народжувались такі великі уми , як Лоський, Керн, Сурожський. Не можна сказати, що церква відсікла розум наприклад Кураєву, чи Алфеєву. Так,  в церкві є Агафангел, ала ж і є митрополит Володимир. Тобто слова автора бепідставні, але вони малюють його психологічний образ. Таке відчуття, що автор не був визнаний в церкві, як надзвичайно розумна і обдарована особистість, можливо не сприймались його ідеї чи думки, можливо він хотів, щоб його бачення того чи іншого питання сприймалось як правильне, а цього не було. Таке частенько буває в церкві. Коли людина приходить до віри (особливо молода людина),  буває вона хоче змінити все, до чого торкається, адже кругом всі лицеміри і брехуни, обмежені і нерозумні - одна вона правильна. Такій людині зазвичай говорять про смирення тому не дивно, що автор так часто чув ці слова. Здається він глибоко образився на те, що не він "самий красівий".
 Біда ще й втому , що оточення автора було явно ультраправославне: "
И человек все время живет в этом вечном хороводе: батюшки-матушки-службы-посты-благословения-разговоры о духовном-чтение благочестивых книжек, моральных поучений-рождение детей-крестины-посты-благословения-службы..." - так церква не живе. Точніше: вона живе не тільки цим.  Ніхто не забороняє  читати і не духовні книги, наукову суспільно-політичну ,художню, та будь-яку літературу (звичайно , якщо ти будеш читати романи в стилі "Страсть и желание" або ще щось таке, тобі скажуть , що це не корисно для душі - воно так і є). Слухай музику, ходи в кіно, театр - з розумним підходом все це можливо. Роби добро. Допомагай людям, в кінці кінців до цього закликає церква  і це робити  приємно. Так, церква закликає і до досконалості, закликає до посту і молитви, закликає і до читання духовної літератури. І якщо ти прийшов у церкву - будь готовий почути "страшну істину": деякі з твоїх уподобань, і деякі з твоїх думок не несуть коритсь твоїй душі і навіть душам оточуючих тебе людей.  І якщо ти не готовий чути цього, то можливо тобі ще зарано в церкву?

 Ця стаття  - банальність, слова ображеного підлітка, який іде шукати собі інших батьків, бо свої його "не люблять, не цінують, не поважають і з ложки не крормлять."


26 грудня 2013 10:53

Ну что, Саша? Полегчало? 
=Да, там есть люди, хорошие люди, но в системе они почему-то действуют организованно порочно.=
Но ты ведь не подумал о том, что после твоей публикации на них будут смотреть только с позиции "А ведь он из этих..."?
Низкий поклон тебе, Саша. Знаешь, за что? Обнажил ты наготу отца своего. Хам ты, Саша.
Да, и ещё. Как назвать человека, который бежит навстречу несущемуся ж/д составу и кричит "задавлю!"? Вот то-то и оно.
Сейчас ситуация не лучшая. Но она и не неожиданная. "Приду, и едва ли веру обрящу". (cit) Лк 18:8. Да и тебе ли это не знать?
Так что послужил ты совсем другой цели -- "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море". Мр 9:42. Не я сказал.
И теперь, если кто-то, прочтя твою статью, будет шельмовать тех же верующих, которые просто искренне стараются быть настоящими христианами в Православной Церкви -- это будет на твоей совести. Ты это помни.
Да, и маленький непрошенный совет -- поменяй фамилию на Дулуман. Самое то. Это я не к злопыхательству, а к истории. А ещё. Был правитель, который совершенно точно так же, как и ты, стремился к очищению Церкви. Ты помнишь, чем закончились его дни? Я про Юлиана-отступника. Я не призываю на тебя то же самое -- нет! Да не будет! Но историю нужно не просто знать.
Ты ушёл из Церкви. Ну что ж... Вперёд и с песней! Только одно помни, она -- мать, и ждёт, когда ты набегаешься и вернёшься.
И последний вопрос: Я-то что тебе плохого сделал? А ведь я -- сын Церкви. А впрочем, можешь не отвечать. 



25 грудня 2013 22:44

NEO, прочёл ваш комментарий и задумался, кому же он адресован. Начнём с конца:
Цитата: NEO
И в четвертых: "хочешь помочь церкви? Исправь себя и ты исправишь маленькую частицу в Церкви."
Вспоминается классическая фраза: "Папа, ты с кем сейчас разговаривал?". Я не "хочу помочь" (хотя и навредить точно не хочу). Я ушёл из Церкви, вроде бы достаточно ясно написал, что Церковь мне теперь "до лампочки". Но у меня осталось в ней множество друзей (как священников, так и мирян), множество близких мне и уважаемых мною людей. Среди них — и Саша Бойко, который прислал мне ссылку на этот свой материал и которого я по прочтении всё же не могу считать (в отличие от себя самого) ушедшим из Церкви. Мой комментарий был связан не с "желанием помочь Церкви", а просто с некоей логико-богословской нестыковкой, которую я увидел в Сашиной позиции. Надеюсь, эту позицию мы в обозримом будущем обсудим с ним при личной встрече.
Далее. По поводу
Цитата: NEO
Но во- первых: не судите и не судимы будете.
Я готов судить, и готов к тому, что "каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Я поблагодарю за указание на бревно в моём глазу, но независимо от этого не побоюсь указать другому на сучок ли, бревно ли в его глазу. Я же сказал: я отошёл и от Бога, и от Церкви. Как пример, я вполне готов был бы убить некоторыз людей (считаю, что есть за что). Я не считаю человеческую жизнь абсолютной ценностью. От убийства меня удерживают не заповеди Божии, и даже не страх земного наказания как такового, а то, что мои родные и близкие не выдержали бы моего пожизненного (или, во всяком случае, долгого) заключения и т.д. и т.п. Поэтому если вы пытаетесь мне что-то доказать со ссылкой на то, что "Так говорил Христос" и т.п., то действительно
Цитата: NEO
в этом нет ни какого прока.
(Кстати, "никакого" пишется слитно. Элеентарная безграмотность в сочетании со склонностью к "глубоким рассуждениям" — это тоже вполне "по-нашенски, по-церковному".) Нет его не потому, что я считаю, что Христос так не говорил. Говорил, говорил, я в это верю. Только, извините, уже не оглядываюсь на это в своей жизни.
Цитата: NEO
Во- вторых, борьба за первенство церквей Восточной и Западной началась с первых веков христианства. Борьба грязная.
Повышенное внимание к "вечной борьбе" между (хорошей) Восточной церковью и (не такой хорошей) Западной тоже вполне характерно для многих сегодняшних "ура-православных" (часто не признающих при этом, что земная борьба была грязной с обеих сторон).
Цитата: NEO
Где сегодня Константинополь?Где Православная Византийская империя? Упала. В том числе и по грехах своих.
Ну, по поводу Византии, сожалений о православной империи, да и по многим другим поводам, могу лишь посоветовать почитать "Византийское наследие в Православной Церкви" о. Иоанна Мейендорфа.
Цитата: NEO
1054 год это юридическое оформление того что фактически совершилось уже давно. Так что раскол он впервую очередь в Вашей голове, или что бы вы не обижались, в наших головах.
Опять пытаюсь понять, кому вы это говорите. В моей голове нет раскола, моей голове экклезиологические вопросы теперь интересны примерно так же, как размышления над отношениями между Китаем и Монголией: иногда можно и поразмышлять, глядя на это доброжелательно и извне.
Цитата: NEO
В третьих, вижу что Вы человек не глупый. Но не закрывайте рот тому кто мыслит не так как Вы. Это очень по комунестически, но не по христиански. Наверное вы родом из комунистической страны, но надо пройти через метанию(изменение ума и серца, оно ж покаяние)
Не понял ни того, кому я закрывал рот, ни того, почему мне должно быть важно, по-коммунистически это или не по-коммунистически, по-христиански или не по-христиански, если ни коммунистом, ни христианином (в смысле верности Христу, или хотя бы стремления к такой верности, а не в смысле знания о нём) я на сегодня не являюсь.






Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант