Куда дрейфует Почаев?

21 09 2010 |
Священник Андрей Дудченко

Духовническая практика братии Почаевской Лавры давно критикуется православным духовенством, но так и не стала предметом общецерковного обсуждения. Вместе с тем не только проходит время, но и калечатся судьбы…

 

Ситуация в Почаевской Лавре движется в сторону «ультраправого» раскола. Появились сообщения о том, что часть братии на почве симпатий к борьбе с ИНН и подобным вещам уже покинула обитель и ушла в один из монастырей на западной Украине. Однако часть сочувствующих осталась в лавре с разрешения духовного собора. Об этом пишет пользователь «Живого журнала» Евгений Дмитриев из Сум (edfridrih), ссылаясь на одного из насельников Свято-Духовского скита Почаевской Лавры. Однако благочинный Почаевской Лавры архимандрит Герман опровергает эту информацию. По его словам, несколько монахов около 5 лет назад уходили из Свято-Духовского скита, но в самой Лавре таких прецедентов не случалось.

 

Куда дрейфует Почаев?

 

Почаевская Лавра — безусловно, самое популярное место паломничества в Украине. В Киеве невозможно встретить такое количество паломников, как бывает в Почаеве в обычное воскресенье. Однако духовническая практика почаевской братии остро критикуется в блогосфере, в том числе православными священниками.

В Почаев стремятся несколько категорий верующих: (1) исповедующие народное «благочестие», недалеко ушедшее от язычества, с боязнью порчи, сглазов и пр., ищущих «вычитки» — таких людей особенно много приезжает из Молдовы, (2) зараженные «диомидовским» духом борцы с ИНН, «масонским заговором», «антихристовыми печатями», «компьютером-зверем» — кликуши, которых хватает как в России, так и в Украине, и (3) обычные верующие или еще не воцерковленные люди, слышавшие много о святынях Почаевского монастыря и стремящиеся увидеть все своими глазами, прикоснуться к святыням, помолиться, пережить благодатную Встречу… Случается, что вместо встречи со Христом они попадают в руки горе-духовника.

 

Пишет священник Андрей Сыркин из Харькова (o_andrey), побывавший в Почаеве пару дней назад: «У старосты на исповеди начали выспрашивать грехи за всю жизнь с подробностями, несмотря на то, что он сказал, что в субботу последний раз исповедовался, а кума иеромонах даже исповедовать отказался: дескать, не умеет правильно каноны читать и к причастию готовиться. При этом везде распространяются жуткие листовки с перечислениями грехов (о некоторых даже я еще не слыхал)».

 

Неверно представлять, что в Почаеве просто всё — ужас и кошмар. Есть и нормальные, вполне доброжелательные монахи, с этим соглашается и о.Андрей Сыркин. Таких же монахов встречал и я во время поездок в минувшие годы. Наместник лавры архиепископ Владимир (Мороз) — вполне трезвомыслящий архиерей. Но все же часто встречается иное.

Пишет Иван Константинович Наум-Курбанов, киевлянин (ioannko): «Мою супругу [священник в Почаеве] до слез довел, при чем ему сказано было, что она церковный человек, регулярно исповедующийся и живущий церковной жизнью уже 15 лет. Священник задавал вопросы, касающиеся ранней юности, когда супруга даже не была крещена. А вопрос о частоте половой близости подвергнул её в шок, и она просто отошла».

 

Самый популярный украинский клирик-блоггер протоиерей Александр Авдюгин (rebrik) из Ровеньков на Луганщине признаётся: «Я всегда побаиваюсь тех своих прихожан, которые в Почаев съездили». А вот признание москвички (yu_mon), пережившей исповедь в Почаеве еще 15 лет назад: «Мне молодой иеромонах такие вопросы задавал о "тонкостях" семейной жизни, с такими "терминами"...:) Я, к счастью, не робкого десятка, - спросила его прямо: батюшка, а что это такое?:))) Он сильно, помню, разгневался на меня».

Иконописец Дмитрий из Киева (bizantinum) свидетельствует, что от паломников в Почаеве требуют исповедовать ранее исповеданные грехи и заново накладывают за них епитимии, законный, но не венчанный брак вопреки Социальной доктрине РПЦ называют блудом, а если, не дай Бог, женщина пожалуется на то, что муж пьет и матерится, то это расценивается как «брак с язычником».

 

А вот игумену Серафиму из Словакии (serafim-61), приехавшему вместе со своими прихожанами в Почаев минувшим летом, не разрешили там служить, прихожан отогнали от исповеди, а в книжной лавке кричали, что словацкий игумен «не прaвoславный и противник Бога». Да, в Почаеве запросто можно купить литературу, не рекомендуемую к распространению в церковных лавках Издательским советом РПЦ, а также различные брошюрки об ужасах ИНН, «электронного концлагеря», о «еретике» Кураеве и пр.

Некоторые священники прямо не благословляют своим прихожанам исповедоваться в Почаевской Лавре, иные же рекомендуют не принимать епитимии, которыми щедро разбрасываются почаевские духовники. А есть и такие, кто сами возят в Почаев паломнические группы, при этом совершая исповедь для своих прихожан. Последний вариант наиболее «безопасен» в плане возможных последствий вмешательства «младостарцев».

 

Почаевская проблема не нова. Ситуация длится более 15 лет, и по наблюдению некоторых, лишь усугубляется. Однако ни разу эта проблема не была вынесена на открытое обсуждение в церковной печати, не стала предметом рассмотрения в общецерковном масштабе. Но если проблему замалчивать, она не исчезнет. Сколько еще судеб должно быть покалечено, сколько семей разрушено от вмешательства горе-духовников, прежде чем проблему, наконец, «заметят»?

Теги:
16285







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
10   Galicia
16 листопада 2010 00:42

Много лет езжу в Почаев, всегда стараюсь исповедаться и причаститься в Лавре. Никогда никаких проблем не возникало. Категории "стремящихся в Почаев" какой-то бред, туда ездят нормальные воцерковленные православные христиане. А "диомидовцев", кликуш, бабок и на приходах хватает с избытком.


12 жовтня 2010 07:33

В Почаеве был в 2003 году. Перед иконой Матери Божией молился, к "таинствам", аки грубый "раскольщик" не приступал. Но послушать людей довелось. Одну отлучили от причастия за короткую косу (на основании какого правила, спрашивается), другую отлучили за крашенные ногти. Любят отцы-почаевцы запрещать и отлучать. Знакомые новообрядцы, ездившие в Почаев только и говорили за странные отлучения. Однокласник мой был в Почаеве в 2006 году, его отлучили за то, что почистил утром зубы перед причастием. Так шо проблема есть.


8   afpr
11 жовтня 2010 22:06

Наша семья вчера вернулась из паломнической поездки в Почаев.Первая наша поездка была десяь лет назад и вот теперь удалось вновь попасть в эту обитель. Все мы посетили Святыни Лавры, исповедались, были допущены к причасию и причастились. У всех осталось радостное ощущение посещения духоной врачебницы.
Ни с одним из обвинений в отношнинн духовников Почаевской Лавры, мы за оба наших посещения не столкнулись. Подобного рода публикации, порочащие деятельность одного из крупнейших центров мирового православия, вызывает возмущение.
Андрей.
Владимир.
Нина.
Наталья.


7   webpadre
4 жовтня 2010 12:48

К почаевскому ответу у меня есть ряд комментариев.

1) Во-первых, статья анонимная. Значит, разговаривать не с кем. Не будешь же вести дискуссию с Почаевской горой. В отличие от анонима, моя статья подписана, и все люди, мнение которых в ней приводится, называются своими именами. А на сайте Почаевской лавры даже нет возможности комментировать публикации.

2) Почаевцы пишут: "Начинается публикация из каких-то непроверенных сообщений, которые к тому же опроверг благочинный о. Герман. Но автор почему-то верит сплетням больше, чем реальному ответу официального лица Почаевской Лавры...". В статье я как раз привожу комментарий о.Германа и не ставлю его под сомнение.

3) В защиту своей позиции (против ИНН) почаевцы приводят "тяжелую артиллерию", прикрываясь именами "признанного православного авторитета – духоносного старца Паисия Афонского, и известного каждому чаду Русской Православной Церкви старца Кирилла Павлова, и старца Рафаила Берестова, и в Боге почивших старцев Иеронима Санаксарского, Христофора Тульского, Тавриона Батозского." Надо сказать, что мнение старца Паисия по поводу ИНН - это еще не мнение Церкви, и если даже святые порой ошибались во второстепенных вопросах, то это допустимо для всех, кого называют "духоносными старцами". А вот мнение своей Церкви в Почаеве предпочитают не слышать, а ведь по поводу ИНН давным-давно высказывались и Синод УПЦ, и Синодальная Богословская комиссия РПЦ. Но с ними почаевцам спорить трудно, а вот с о.А.Дудченко - пожалуйста.



И еще (сайт не принял длинный комментарий).

4) Почаевцы говорят: "Вся исповедь батюшек на приходе, как правило, сводится только к одному вопросу «каетесь?», а то и вообще «исповедуют» по несколько человек сразу, допуская до Причастия людей со смертными грехами, о которых они даже не знают". В приходской практике есть также недостатки, но не далеко все приходы таковы, и статья посвящена не приходам, а Почаеву, куда съезжаются тысячи людей и получают там то, что описано в моей статье.

5) Почаевцы пишут, что их духовники "тайну исповеди хранят, в отличие от оскорбленных праведников, выносящих публично свои обиды". Вообще странный "аргумент". Понятие тайны исповеди приложимо только к священнику, который эту исповедь слышит, но никак не к тому, кто исповедуется. Человек свободен говорить о своих грехах не только священнику, а также и происходящем на исповеди - всем, кому посчитает нужным.

не пускает сайт весь комментарий. остальное тут: http://webpadre.livejournal.com/471330.html?


3 жовтня 2010 22:06

почитав відповідь "почаєвських старців" свящ. А. Дудченку http://www.pochaev.org.ua/?p=listok/otvet_dudchenko т.н. "старці" дуже громко образилися за натяк на младостарчество. Коли б мовчали або могли спокійно терпіти образу це викликало б повагу. А так - будь ласка, всі бажаючі до почаєвських "старців" духовно реанімуватися :)))


3 жовтня 2010 19:43

Эту статью написал человек, абсолютно не знающий Почаева. Никакие путешествия по блогосфере не заменят паломничество по святым местам и общение с живым потоком верующих. Недаром говорят Почаев - это духовная реанимация. Впрочем вчера на почаевском сайте разместили ответ на эту статью, лучше них не напишешь.


22 вересня 2010 13:55

Владыко, мне кажется, Вы излишне пессимистичны относительно массовости народного обскурантизма. Не хотелось бы, чтобы из-за этого пессимизма у всех "светильничков" опускались руки и потухали фитильки... Мол, так есть, так было, и не такое было, и так будет, а даже и еще хуже - и ничего с этим делать не надо... Есть такие нервы в организме, которые бы лучше мышьяком прижечь...


22 вересня 2010 05:38

ПОЧАЕВ - ОСНОВНОЙ НЕРВ ПРАВОСЛАВИЯ! «Моисей вошел во мрак и облако покрыло его»Исход. И не подумайте даже, что борьба с кодами, ИНН, антихристом, масонами и прочий мрак, это такая себе, благочестивая добавка к учению Православия. Никак нет! Но, основной ВИНТ его! Посмотрите сколько мыслящей образованной интеллигенции у нас в православных храмах? Ноль, ноль какого то процента… Это, тонкая пленка, которую легко снять. Но, основная толща, гуща народная, которые совершают паломничества, крестные ходы, молятся каждое воскресенье в храмах она дремучая, обскурантистская, полная самыми причудливыми, темными суевериями и она самая многочисленная, живучая, регулярно практикующая Православие. Увы. Таково реальное положение дел. Просветителей в Православии мало. Что то в академиях и семинариях мерцательно есть, да и то не во всех. Посему не будем сетовать на темноту народную, Почаевскую, пусть живет, а из ее толщи гущи будут и светильнички периодически произрастать. Так было всегда, и так будет дальше и ничего с этим не поделаешь. Это диалектика бытия…


21 вересня 2010 19:27

Почаевская проблема не нова. Ситуация длится более 15 лет, и по наблюдению некоторых, лишь усугубляется. Однако ни разу эта проблема не была вынесена на открытое обсуждение в церковной печати, не стала предметом рассмотрения в общецерковном масштабе
Почему? Это же может распространиться на всю церковь, ибо чем хуже люди живут, тем экзальтированнее их вера и апокалиптичнее психологическое состояние. На таких настроениях возникли миллериты (будущие адвентисты) и свидетели Иеговы...
Но, видимо, административные разделения волнуют РПЦ больше, чем догматические расколы и нравственные завихрения отдельных общин, которые при молчаливом потакании превращаются в неконтролируемые гетто...


21 вересня 2010 15:28

Форпост "православия" так сказать - ничего не поделаешь. Главное, чтоб против украинской ментальности. :(


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант