Константинопольский собор и украинский вопрос

31 08 2011 |
Глеб Коваленко

Патриарх Константинопольский Варфоломей созывает синаксис (собор), на который приглашены православные Патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима, а также архиепископ Кипра. На встрече, которая пройдет в Стамбуле 1 и 2 сентября, планируется рассмотреть 2 вопроса: положение христиан на Ближнем Востоке и нынешнее состояние отношений между Православными Церквями в преддверие намечающегося Всеправославного собора. Цель встречи – сдвинуться с "мертвой точки", на которой сейчас находится комиссия, занимающаяся подготовкой собора. Патриарх Варфоломей считает необходимым ускорить созыв Всеправославного собора с участием всех поместных Православных Церквей.

 

Подготовку собора начали еще в 1960-е г. г. Ему предшествуют заседания Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий. Длительный перерыв в работе подготовительных комиссий был вызван осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами из-за разногласий по вопросу церковного устройства в Эстонии. Встречи иерархов Православных Церквей в 2008 г. в Стамбуле сделала возможным возобновление сотрудничества в подготовке собора.

 

Для созыва Всеправославного собора необходимо было достигнуть договоренности по трем спорным вопросам: об окормлении диаспоры, о процедуре провозглашения автокефалии, о диптихах (порядке поминовения Предстоятелями других Предстоятелей Церквей).

 

Первые два вопроса удалось разрешить путем компромисса. Московский патриархат настаивал на том, что диаспоры должны делиться по национальному признаку. Патриарх Константинопольский считал всю диаспору сущей на своей канонической территории. В результате компромисса достигли такой модели: национальные разделения временно сохраняются, но в каждой стране, где есть диаспора создаются конференции епископов, председательствуют на которых представители Константинопольского патриархата. Эти как-бы синоды с их председателями – во многом лишь символы, но церковь в целом живет символами. И такое единство – не самый плохой вариант. Тем более, что есть большой позитивный опыт сотрудничества у рамках национальных епископских конференций.

 

В вопросе о процедуре провозглашения автокефалий был достигнут еще более интересный компромисс. Константинополь настаивал, что только он может давать томос об автокефалии любой церкви. Москва категорически заявляла, что только церковь-мать может давать такой томос. В результате торжества здорового компромисса принята такая процедура: томос подписывает Константинопольский патриарх, но при согласии матери-церкви и всех остальных предстоятелей Поместных православных церквей. По этой процедуре Украина попадает дважды в ловушку к Москве: даже если не признавать Московский патриархат Матерью-Церковью (а таким исторически был Константинопольский патриархат), то согласие Предстоятеля РПЦ должно быть в числе остальных предварительных одобрений автокефалии.

 

Вопрос о диптихах может быть разрешен тоже только путем компромисса. Сама проблема такова: все согласны, что первое место в диптихах должно принадлежать Константинопольскому патриарху, второе – Александрийскому, третье - Антиохийскому, четвертое – Иерусалимскому. А вот о дальнейшем порядке уже разгорелись споры. И версий дальнейшего порядка поминовения так много, что выработать единый список невозможно, даже если заседать сто или двести лет.

 

Какой возможен компромисс? Например, объявить, что первые четыре места закреплены в канонах эпохи Вселенских соборов. Тогда Римскому патриархату принадлежало первое место, Константинопольскому патриарху - второе, Александрийскому - третье, Антиохийскому - четвертое, Иерусалимскому - пятое. Но поскольку Рим уже не принадлежит к Православной Церкви, то все позиции сместились на один номер. И сегодня есть каноническое закрепление первых четырех позиций в диптихах. Об этом и надо написать: «В каждом диптихе первым должно поминаться имя патриарха Константинопольского, вторым – Александрийского, третьим – Антиохийского, четвертым – Иерусалимского». А далее можно сделать записать: «Дальнейший порядок поминовений – свободный, но в целом диптих должен включать всех предстоятелей Поместных церквей». То есть не важно кто на каком месте будет поминаться после Патриарха Иерусалимского – главное чтобы поминались все Предстоятели.

 

Этот свободный порядок второй половины списка в диптихах – элементарный компромисс, который открывает путь ко Всеправославному собору.

 

Но православные Предстоятели как малые дети не находят в себе мужества выйти на этот путь компромисса, пройдя через гораздо более болезненный компромиссы в вопросе об диаспоре и автокефалии. Каждому хочется быть в списке «повыше» - хотя от этого реально вообще ничего не измениться.

 

Обнаружив полный тупик, Константинопольский патриарх решил созвать собор Древних Патриархатов Востока. Согласно с экклесиологией и каноникой Константинопольской патриархии, именно Константинопольский патриарх, в согласии и вместе с тремя Древними Патриархами Востока, является высшей властью в церкви в перерывах между Вселенскими соборами. Конечно, перерыв затянулся. И конечно, нарабатывались и новые формы межсоборной власти: например, совещание Предстоятелей.

 

С точки зрения Константинополя это совещание полномочно вынести любые решения возникших проблем с диптихами. Даже может предложить перекроить всю карту православных поместных церквей. Например, выдвинуть Киев на позицию Москвы. Или, например, вписать его в диптихи.

 

В общем, Москве есть от чего паниковать. Патриарх Кирил начал свой понтификат с неофициальной договоренности с патриархом Константинопольский Варфоломеем. Оба хотят войти в историю как церковные деятели, сумевшие провести Вселенский собор после тысячелетней паузы. Проведение такого собора – это возобновление полноты Православной идентичности. Это – лучший в мире пиар. Это – гарантированное место в любых учебниках. В общем – слава на веки веков.

 

Патриарх Варфоломей мечтает и о возобновлении единства первого тысячелетия, о возвращении Рима в единую Церковь. Ведь и на этом направлении уже нащупан путь к историческому компромиссу. Но Москва считает такое продолжение фантастичным, и вообще пытается почему-то изобразить себя отдельной Церковью с отдельным мнением. Хотя патриарх Варфоломей всячески подчеркивает: Православная Церковь – едина, а не есть конфедерация поместных церквей. А потому общая богословская позиция должна быть найдена Православной Церковью – и как целое Православная Церковь может вести переговоры с Римом о возобновлении единства.

 

Кроме того, Всеправославный собор нужен, чтобы раз и навсегда лишить перспективы Украинскую Церковь – если она не успеет войти в диптихи и стать автокефальной. Ведь если процедура предоставления автокефалии будет закреплена – то получить ее будет нереально. До сих пор каждая автокефалия доставалась в борьбе, которая оправдывалась тем, что процедура предоставления автокефалии в канонах отсутствует. А теперь бы можно было «закрыть украинский вопрос» с помощью такой канонической процедуры, которую Киеву не пройти никогда.

 

А закрепление Украинской Церкви в составе МП – это условие выполнения особого заказа Кремля: построения Русского мира. Патриарх уверил Владимира Владимировича, что может за пару лет присоединить Украину – а тут проблемы с удержанием Киевской митрополии не нужны.

 

Впрочем, геополитический фокус не удался. Может, не хватило патриарху харизмы. Может, Русский мир – вообще невоплощаемая фантазия. И потому во многом вставить палки в колеса Украине – уже самоцель. Так же, как и пиар двух патриархов.

 

Итак, достижение компромисса необходимо Москве, поскольку ей необходим Всеправославный собор. А собственно собор нужен, чтобы навсегда связать украинское православие, лишив его перспектив иметь автокефальный статус. Поэтому к украинскому вопросу весь процесс движения навстречу Всеправославному собору имеет самое прямое отношение.

 

Но не менее интересным является и обсуждение положения христиан на Ближнем Востоке. Ясно, что есть глобальные проблемы с выживанием в зачастую агрессивном мусульманском окружении. Но есть и проблемы с нарушением канонической территории Древних патриархатов Востока. Без разрешения Иерусалимского патриархата на его территории строят свои храмы Румынская и Русская Церкви. А это – прямой повод поставить очень много вопросов. Например, о статусе самих этих церквей: их автокефалия постоянная или может быть отменена, раз она не зафиксирована канонами? Если они пришли к нам, то почему Константинополю не прийти в Украину?

 

В общем, что будет дальше – неизвестно. Потому что возможно буквально все. Вплоть до решения украинского вопроса – как ответ на московский отказ согласиться на условия Константинополя в процессе подготовки к Собору Всеправославному и Православно-Католическому. В любом случае ситуация интересна, потому что на кону – судьбы Православия и всего Христианства. Не говоря уже об Украине.

Теги:
8571







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
64   ПУТЯ
5 вересня 2011 22:30

Дуже дивні коментарі. неначе патріархи збиралися заради України.

Я переконаний, що ті патріархи зібралися не заради України, а заради Росії.
Постійні демарші, підкилимні ігри, інтриги та безкінечні претензії на першість у Світовому Православ’ї змусили зібратися представників цих древніх церков.
Україна лише елемент тієї великої гри, котру грає РПЦ.


5 вересня 2011 19:19

Дуже дивні коментарі. неначе патріархи збиралися заради України. У кого, що болить, той про те й говорить. Треба згадати про те, що у Східних патріархів без України проблем з територіями аж по горло. Статтю написали в Україні, натягуючи чужу панчоху на свою голову.


62   Ensiat
4 вересня 2011 23:24

http://fanarion.blogspot.com/2011/09/blog-post_03.html

Кто бы перевел? Кто знает греческий?


61   annaa83
4 вересня 2011 22:19

Брусиловскому Александру
но я не талантлив, т.к. болтлив

Вы ещё и СКРОМНЫЙ smile Человек в большой буквы!
Как приятно, что в нашем расчётливом и циничном мире, ещё можно встретить такого человека.


4 вересня 2011 20:50

И пока устраняюсь на время от разговора - начинается тяжелая рабочая неделя
Благослови Господи всю Вашу неделю! Очень хорошо понимаю Вас, поэтому желаю благословения Божия и сил все сделать.


4 вересня 2011 19:33

Ребята, извините пишу тут,
http://www.donor.org.ua/index.php?module=arpages&act=show&c=1&id=1700
т.к. тут разалка..
(Краткость - сестра таланта, но я не талантлив, т.к. болтлив) smile
И пока устраняюсь на время от разговора - начинается тяжелая рабочая неделя. Возможно, смогу писать здесь, но очень урывками..

Спаси Господи!


58   Svitlana
4 вересня 2011 16:21

по акцентам комментариев 44-49-50-57.

Олександре ......... Не варто Вам лізти в Догматику, це не Ваш "коньок".


Ну почему ?? Я бы просила об обратном, причем в виде максимально развернутой статьи по ключевым спорным моментам (православно-католическим, КП-МП, более остро - межрелигиозным ...), что представляют живой интерес в формате комментариев.
Причем именно потому, что человек не претензиозным прозелитизмом заморочен и не есть "писатель-статьи-кропатель",
А РЕАЛЬНО СВЕТЛЫМ ДЕЛОМ ЗАНИМАЕТСЯ, поскольку ведь не каждого и неспроста


Промисел Божий привів ... до тієї справи, якою Ви можете служити людям і Богу. Завдяки Донору ......


C глубоким уважением!!! :)


4 вересня 2011 12:34

Позволю себе ПРИСОЕДИНИТЬСЯ к комментариям 49(svitlana), 50(chornomorets), 55(bartsimpson).

А также - ко всему ком.44, а особенно p.s. (brusilovsky)


4 вересня 2011 11:12

Тобто в тих межах, котрі вказані в Томосі.
Тогда им надо собраться и "сверить часы". У кого что в Томосах записано. Результат, думаю, будет забавным. С того же 1689 г. столько воды утекло и народу поменялось!...


4 вересня 2011 07:30

Олександру. Знаєте, Господь до Вас дуже милостивий. Промисел Божий привів Вас до тієї справи, якою Ви можете служити людям і Богу. Завдяки Донору до цієї справи долучитися можуть зовсім різні, незнайомі між собою люди. Пам"ятаєте батюшку з КП, з яким зустрічалися на Контрактовій? З Вашого сайту він бере синодик з іменами дітей і щонеділі в храмі моляться за їх одужання. В карнавку збирають пожертви, останніх пів-року можуть допомагати цими коштами 4 річній хворій дівчинці.

Олександре, робіть СВОЮ роботу, вона у Вас, слава Богу, рухається. Не варто Вам лізти в Догматику, це не Ваш "коньок". А от справами милосердя зможете дійсно будувати Церкву Христову. З повагою! :)


54   ПУТЯ
4 вересня 2011 00:52

географічних кордонів своїх юрисдикцій "в тому вигляді, як вони визначені священними канонами та Томосом про заснування цих Церков
Тобто в тих межах, котрі вказані в Томосі. Я так думаю
Якщо так, то Москва нервово курить рідний тютюн, та не менш нервово поглядає на годинник "Бреге" за 35 тисяч еврів. Бо час невблаганний, а тютюн міцний, що аж у горлі дере...


53   Ensiat
3 вересня 2011 23:23

Нашел... Да, мило...

http://gasloff.livejournal.com/1177461.html


3 вересня 2011 23:11

Путя, поясните, плиз. Речь идет что, не о нынешних географических границах? ПО состоянию на какой год эти границы признаны как очерчивающие каноническую территорию той или иной ПЦ?
И что такое "географические границы"??? Границы есть только политические,и никакие иные.


51   ПУТЯ
3 вересня 2011 22:54

Ну що ж. Повертаючись до початку. Саміт Пентархії відбувся. Українське питання розглянули дуже обережно.
Цитата з Кредо
"З огляду на події, що нещодавно мали місце в Православній Церкві" Собор наголосив на необхідності для всіх православних Церков поважати і суворо дотримуватися географічних кордонів своїх юрисдикцій "в тому вигляді, як вони визначені священними канонами та Томосом про заснування цих Церков". Ці слова експерти сприйняли як натяк на невизнання канонічного статусу УПЦ МП в якості "невід'ємної частини" Московського патріархату, оскільки в Томосі про автокефалію Православної Церкви в Польщі, наданому в 1924 р., Константинопольський патріархат констатував, що ніколи законним чином не відмовлявся від своєї юрисдикції над Київською Митрополією. Стосовно ж всієї Московської патріархії та її канонічних кордонів Константинопольський Собор дотримується Томосу 1589 р., згідно з яким територія нинішньої Україна не входить до складу Московського патріархату.
Думаю, що для початку непогано. Я взагалі думав, що обійдуть питання кордонів та Томосів. Але ж ні. Дали Москві зрозуміти, що діди хоч і без грошей і влади, але все одно щось таки можуть.


3 вересня 2011 18:36

Так він і робить той сайт.
Саша - найкращий! wink






Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант