"Мы наш, мы Русский мир построим..." А зачем?

17 03 2010 |
Владимир Мельник

Не утихают споры и обсуждения вокруг концепции «Русского мира», озвученной Святейшим Патриархом Кириллом на Ассамблее Русского мира в ноябре прошлого года. Стиль публикаций поляризован до абсурда: или хвалебные оды прекрасной и конструктивной идее, или же огульное охаивание подлой идеи и обвинения в деспотизме и шовинизме. Дискуссии же по вопросу, озвученному в церковной среде, зачастую переходят и вовсе в брань, обмен репликами типа«сам дурак» и выяснением, кто больше христианин, а кто – политик.  Стоит ли напоминать, что сведение полемики в подобное русло недостойно христианина в принципе, не говоря уж об отсутствии конструктивизма в подобного рода дискуссиях.

Сейчас мне бы хотелось остановиться на некоторых моментах концепции «Русского мира», к моему удивлению, не нашедших должного осмысления в СМИ до сих пор.


1. Появление идеи «Русского мира» и ее предпосылки

Оппоненты Патриарха Кирилла зачастую утверждают, что сама концепция была разработана в недрах Кремля, а Патриарх всего лишь стал её рупором. Признаюсь, я далёк от этой мысли. Утверждать подобное означало бы умалять таланты Патриарха и самостоятельность его творческого мышления. Но ведь именно креативностью и прекрасным даром слова известен Святейший даже среди своих оппонентов. В том же, что предложенная концепция согласуется с геополитическими настроениями именно Российской Федерации нет ничего удивительного или предосудительного. В конце концов, Патриарх вырос и живёт не в Китае или еще где-то, а в России, и вполне естественно, что идеи соотечественников, как и российская культура в целом, ему ближе, чем культура иных народов и стран.

Каждый народ и каждая нация хранит идеи, не вызывающие симпатию соседей, но тем не менее, являющиеся родными и близкими для их носителей. Например, многие греки, убеждены, что практически всё доброе и конструктивное в мире родом именно из Греции, а Македония была и остаётся неотъемлемой частью Греции. При этом зачастую вспоминают идею Великой Греции времён Александра Македонского. В Румынии жива идея «Великой Румынии», предполагающей «возвращение» своих земель в Венгрии, Молдове, Болгарии и Украине. Можно вспомнить об идее XVI века «Москва – Третий Рим», так часто ныне озвучиваемой, в том числе в церковных кругах России. Подобная идея двумя веками ранее была провозглашена в Болгарии. Напомню, что в XIV веке сербский царь Стефан Душан и болгарский царь Иоанн-Александр, имевшие родственные связи с византийской династией, объявляли себя наследниками Рима. В болгарских рукописях встречается мысль, что новым Константинополем является Тырново, тогдашняя столица болгарского государства. Концепция Третьего Рима озвучивалась и в… Риме Первом. Итальянский философ и политик Джузеппе Мадзини пропагандировал идею республиканского Третьего Рима в период объединения Италии. По его мнению, первый Рим императоров и второй Рим пап должен был сменить Третий Рим, народный, и призывал народы объединяться вокруг Рима. В XX веке возникла идея построить Германский мир, объединив страны германской культуры, в которых используется немецкий язык как язык общения… Причём исторически Германия пыталась воплощать концепцию  как относительно мирными, так и силовыми методами.

Приводить примеры призывов «сплотиться в дружную семью» и построить тот или иной «новый мир» можно бесконечно. Все они разные, однако имеют три черты, их объединяющие. Во-первых, страна-провозгласитель идеи, как правило, всегда исходила из благих побуждений укрепления сотрудничества, общей культуры. Во-вторых, страны-адресаты призыва «почему-то» никогда не стремились к осуществлению этих идей. Наконец, в-третьих, страна-провозгласитель искренне не понимала отсутствия такого энтузиазма (или даже наличие сопротивления), ведь идея представлялась не просто естественной, но и конструктивной – «вместе мы сильнее». К тому же, как правило, противники идеи объявлялись маргиналами.

То же самое касается и идеи «Русского мира». Её авторы недоумевают: «что плохого?», а оппонентов называют незначительной кучкой националистов и маргиналов, не способных видеть дальше своего носа. Однако, полагаю, недоумевают вполне искренне, уж точно без помышления какой-либо пакости.

В статье проф. Игоря Лосева «Украина как фактор российского политического единства»  (1) во многом раскрываются предпосылки, благодаря которым такая идея вообще стала возможной. А также объясняются причины упомянутого недоумения. Основополагающий тезис таков: Русский народ един и существует в трёх ипостасях: «великороссы», «малороссы» и «белорусы», при этом первая считалась базовой и основной, а две другие – дополнительными.

И не стоит набрасываться на думающих схожим образом, обвиняя их в агрессивном шовинизме или украинофобии. Активных и сознательных украинофобов, к счастью, действительно крайне мало. Просто для последователей упомянутой идеи она вполне естественна, и исходит вовсе не от злого умысла (или украинофобии), а из отсутствия знаний и интереса к культурам «малороссов» и «белорусов». Точно так же, как житель Киева с лёгкостью поставит знак равенства между жителями, например, Полтавской, Житомирской и Ровенской областей: традиции и культура которых «почти одинаковы». Однако, если углубиться в традиции, поинтересоваться у самих жителей, то можно найти много самобытного и исключительного. Впрочем, зачем интересоваться различиями, ведь «и так всё понятно!». Так срабатывает принцип упрощения. Увы, происходит это очень часто. И, разумеется, отличий (порой недоступных ленивому взору), между странами и народами гораздо больше, нежели между жителями соседних городов и областей.

Об этом, увы, очень часто забывают, упрямо проводя знак равенства и обращая внимание лишь на схожие черты, отвергая отличия как «случайные», «единичные» или вовсе «нежелательные». И не только в контексте Россия-Украина. Можно вспомнить параллели «Германия — Австрия, Люксембург, Нидерланды» (кстати, немцы длительное время считали (а иные считают до сих пор), что австрийцы, и голландцы – один народ, по сути, те же немцы, которые никогда не должны забывать об общих корнях; «Англия – Шотландия, Ирландия» (англичане на протяжении веков настолько освоились в роли большого брата на Туманном Альбионе, что до сих пор воспринимают как анекдот самоидентификацию шотландцев, ирландцев и валлийце, как отдельных наций или даже государств: «что за глупости? Оставьте вы свой национализм! Мы же все англичане!»).

Кстати, утверждение о «едином немецком народе» (и австрийцы, и немцы, и голландцы с люксембуржцами исторически имеют германские корни), можно было бы дополнить словами Святейшего Патриарха, оставив их практически неизменными: «Изначально германская культура формировалась как культура, имеющая стыковочные узлы для соединения с другими национальными традициями. Истинной германской культуре чужд дух ксенофобии и шовинизма, а также подавления других культур. Если бы это было не так, то никогда из множества германских племен не возник бы единый народ и до сегодняшнего дня не сохранились бы самые малочисленные языковые группы и народности».

Возвращаясь к концепции русского мир: реалистичность тезиса Патриарха о сохранении самых малочисленных языковых групп и народностей можно проиллюстрировать на примере Беларуси, где белорусский язык фактически умирает, всё четче обретая статус латыни. Или тот же перевод татарского языка на кириллицу, безо всякого обсуждения и выяснения мнения самих татар, в результате чего татарская культура утратила значительный  культурный и исторический слой.


2. Равноправие – декламации и реальность

Многие возразят, что концепция «Русского мира» не содержит русского национализма или даже намёка на какое-то превосходство России и российской культуры, но даже противоречит этим «преступным идеям, о которых христианин и помыслить не может», и всецело опирается на равноправие участников. Но насколько это утверждение соответствует действительности?

Обратимся к первоисточнику, словам Патриарха Кирилла: «страна относит себя к русскому миру, если в ней используется русский язык как язык межнационального общения, развивается русская культура, а также хранится общая историческая память и единые ценности общественного строительства» (2).

Во-первых, «используется русский язык». Очевидно, что речь идёт не о равнозначном сосуществовании трёх языков в странах-участницах, но о доминировании одного языка. «Хотел бы напомнить, что русский язык стал плодом совместных усилий тоже людей разных национальностей. Он возник как средство общения между разными народами. Поэтому необходимо прилагать усилия по сохранению и распространению этого общего достояния. Прежде всего важно создавать условия для изучения многочисленными соотечественниками, проживающими в дальнем зарубежье, русского языка и их знакомства с русской культурой» (3). Отмечу также, что аналогия с английским, немецким и французским языками, предлагаемая апологетами концепции, не вполне уместна в данном контексте. И вот почему. Да, голландцы, бельгийцы, люксембуржцы, щвейцарцы, имея свои национальные языки, как правило, свободно говорят на всех трёх: английском, немецком, французском. Однако немыслимо предположить, что представитель другой страны (Германии или Франции) выдвинет идею ввести язык своей страны для межнационального общения. Это, по меньшей мере, некорректно.

Во-вторых, «развивается русская культура». Непонятно, почему при декларации абсолютного равноправия культур и неприятия выделения одной из них нет ни слова об обмене и взаимном познании культур трёх народов, но предлагается та же асимметрия.

В-третьих, что именно на деле означает «общая историческая память»? На фоне открытых требований правителей РФ унифицировать историю трёх народов, интерпретацию и оценку исторических событий согласно именно российской позиции, «единственно верной и объективной» , такой лозунг Патриарха вызывает, по меньшей мере, удивление. Как быть с событиями, которые изначально имеют различные интерпретации, потому что участники их были «по разную сторону баррикад»? История ведь никогда не была точной наукой и по определению всякое историческое событие или эпоха неизменно преломляются сквозь призму конкретной нации. И, по меньшей мере, наивно (если не кощунственно) требовать общей исторической памяти и единого («правильного») взгляда на историю.

Необходимо отходить от двухцветного, чёрно-белого восприятия мира («кто не с нами, тот против нас») и стремиться развивать полихромное видение, переживая трагические моменты истории, с пониманием относиться к тому, что для кого-то иного (например, для стороны, одержавшей победу) это событие является светлым или радостным. И, наоборот, празднуя собственную победу, осознавать, что кто-то может воспринимать её, как поражение и трагедию.

Честно говоря, непонятно, почему «необходимо прилагать усилия по сохранению и распространению этого единого общего достояния». Ведь с точки зрения распространения плодов культуры было бы эффективнее и лучше, если бы каждая из славянских ветвей: русские, украинцы, белорусы, болгары, словаки и др. показывала бы, как смогла сохранить и приумножить Богом данные таланты, а не предъявлять со словами: «я, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф.25:25). Однако цель построения «Русского мира» – не распространение разнообразия славянских народов, но «самобытные способы и форма выражения ценностей, исторического опыта народа Руси». Единого народа. Что ж, один талант получил – один талант и отдал.

"Мы наш, мы Русский мир построим..." А зачем?

Кстати, в контексте декларируемой равноправности позволю себе задаться вопросом. Если завтра Болгария предложит создать «Кириллический мир», куда бы входили страны, возводящие древность письменности к святым равноапостольным Кириллу и Мефодию и использующие болгарский язык как наиболее приближённый к церковнославянскому, а оттого универсальный, и добавит: «вот почему в указанном смысле мы и Молдову считаем частью Кириллического мира». Интересно, будет ли сия концепция братства и единства воспринята в Москве с таким же энтузиазмом?..


3. О форматах содружеств

В защиту равноправия участников «Русского мира» приводят пример Британского Содружества наций во главе с Великобританией, озвученный патриархом. Должен признать, что этот пример свидетельствовал о неравноправии. Напомню, что Содружество было создано в 1887 г. в Лондоне на колониальной конференции, где были задекларированы основы новой колониальной политики Соединённого Королевства. А целью концепции было, признавая политическую независимость бывших колоний, удержать их в сфере идеологического влияния Великобритании, сплотить Британскую империю и действовать вместе в глобальной международной политике. Подтверждением политической компоненты служат заключительные слова Патриарха: «Верю, что только сплоченный Русский мир может стать сильным субъектом глобальной международной политики, сильнее всяких политических альянсов. Кроме того, без координации усилий государства, Церкви и гражданского общества мы не достигнем этой цели». Но что делать, если стратегические интересы одного государства не согласуются или даже противоречат интересам другого? Ответа нет. А нет его, полагаю, именно потому, что даже мысль о различиях — не только культурных, но и стратегических — не допускает (вполне искренне!) сознание последователя триипостасного единства.

Безусловно, у империи, как и у всякого явления, есть свои преимущества, так же, впрочем, как и недостатки. Однако же, пример Британского Содружества наций четко демонстрирует именно изначальное НЕравноправие, заведомое «равнение на старшего брата», прежде всего в идеологическом смысле. Что до иных примеров – Франкофония (создана в 1970 г.) или Содружество португалоязычных стран (в 1996 г.), то они не вполне корректны, хотя бы потому, что ни одно из содружеств не предполагает «общей исторической памяти» и обретения статуса «субъекта в глобальной международной политике». Отмечу также, что и пример Британского Содружества наций не предполагает «общей исторической памяти». В этом контексте полезно вспомнить о том, что в Шотландии день победы шотландцев над англичанами (битва при Баннокберне 24 июня 1314 г.) отмечается, как национальный праздник, и никто не говорит об «общей исторической памяти».

Впрочем, можно вспомнить пример иного содружества, предполагающего участие в международной политике и экономике, но подчёркивающего именно равноправие участниц – не только декларативное, но вполне реальное. Это пример Европейского Союза, где все страны имеют равные права. Где, несмотря на то, что большинство его жителей говорят по-английски, официальными языками общения являются 23 языка, включая язык такой крохотной страны, как Мальта. Где, несмотря на то, что почти все страны имеют романские или германские корни, а большинство стран в то или иное время входили в состав Pax Romana, никто не предлагает «прилагать усилия по сохранению и распространению этого общего достояния». И уж понятно, что никто не говорит об «общей исторической памяти». Однако не эта модель была предложена в качестве примера.


4. О чудесах патриотизма

Недавно в одной дискуссии довелось услышать следующий аргумент. «Я как русский считаю украинофобию, русофобию, вообще национализм, в какие бы одежды он не рядился, не просто заблуждением, но грехом. Смею Вас уверить, что таких, как я, среди русских тоже много, полагаю, даже больше, чем представителей противоположного лагеря». Это замечательные по своей выразительности слова. Да, безусловно, нет этой живой украинофобии. Однако при исповедании «триипостаснoго единства одного народа» всякий украинский патриотизм является злом, ибо является любовью не к общему, а к особенному и уникальному. А, следовательно, патриотизм по определению может быть только русским. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить основные составляющие патриотизма: (1) любовь к своему Отечеству, (2) отстаивание территориальной целостности своего государства, (3) любовь к традициям своего народа, (4) любовь к языку своего народа, (5) любовь к своей истории (даже, если те или иные интерпретации событий не устраивают соседей).

Именно таким видится российский патриот. Любящий Россию как своё Отечество (а не часть, например, глобальной славянской или более древней Киевской культуры) отстаивающий целостность России, её традиции, язык, смотрящий на историю именно Российскими глазами, а не глазами, например, наполеоновской Франции, Швеции или Речи Посполитой. И не согласиться с этим невозможно.

Как ни странно, но в абсолютно зеркальной ситуации, то есть: если человек (1) любит Украину именно как своё Отечество (а не как часть глобального Отечества); (2) отстаивает территориальную целостность Украины, противясь её расчленению и возмущаясь призывам к тем или иным частям «идти к нам»; (3) любит украинские традиции, видит их отличие от традиций соседних народов, и говорит об этом; (4) любит свой язык и предпочитает говорить и читать именно на нём; (5) любит свою историю и рассматривает её именно сквозь призму своего Отечества Украины, а не под углом политкорректности… Такой человек по определению является националистом, маргиналом и исповедует какие-то глупые мифы, и, самое главное, отрицает триипостасное единство одного народа!


5. Цели построения «Русского мира»


В конце концов, цели построения такого мира мне не совсем понятны. Зачем строить что-то новое? Да, безусловно, всегда существует потребность в добрососедских отношениях со всеми (!!!) соседями и родственниками. На Востоке Украины более актуальна связь с российскими соседями, на Севере – с белорусскими, на Буковине – с румынскими, на западе Украины – с польскими, венгерскими, словацкими и т.д. Но зачем, образно говоря, делать перепланировку, выбивать стенки этажа с одной стороны, делая огромную коммунальную квартиру с общим входом и одним ключом под тем предлогом, что в этой части живут люди с одной фамилией, родственники и братья? Практика семейных отношений свидетельствует, что, как правило, наиболее благополучными являются те семьи, и отношения с теми родственниками, которые живут независимо, принимая самостоятельные решения, когда никто не требует какой-то общности и действий в унисон. Именно тогда возможно реальное взаимо-уважение и реальное равноправие и взаимо-поддержка.

Почему для «органичного и оптимального, творческого и взаимовыгодного развития и благоденствия» нужно что-то новое возводить, и во главу угла ставить непременно общность культуры и «единой истории», «прилагать усилия по сохранению и распространению этого общего достояния». Общность, унификация культуры, истории, стратегических интересов в экономике и политике возможна в случае с сиамскими близнецами. В действительности, это абсолютная утопия, не реализуемая на практике, а призывы к общности по меньшей мере наивны.

 

 

Примечания:

 

1. http://www.religion.in.ua/main/analitica/3263-ukraina-kak-faktor-rossijskogo-politicheskogo.html#comment
2. http://www.patriarchia.ru/db/text/928446.html
3.  http://www.patriarchia.ru/db/text/928446.html
4. Можно вспомнить, что позиция эта предполагает, в частности, отказ от критики советской эпохи и таких фигур, как Ленин, Дзержинский, Сталин (он рассматривается как «эффективный менеджер», и призыв к акценту на достижения. Призыв этот также предполагает и категоризацию любых стремлений Украины к независимости как «антипатриотических», «предательских» или даже «фашистских».

Теги:
1615







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
23 березня 2010 12:54

Путе
Значит надо перейти к другому способу стучания в двери: например, не 2 письма офоицальных и пару статей, а 3 письма и триста статей. Чтобы уже всем стало все ясно - книга большая типа "Неправды московских анафем". "О практике перекрещивания": предисловие Филарета, письма, коментарии на письма, статьи експертов. Уже из имеющегося материала можно набрать такую книгу. Книга вышла - реклама, презентации ее, публикации в газетах о проблеме и о книге.
И так системно надо работать все время. Тогда и будет результат, будет видно кто есть кто. А единичными выстрелами нельзя добится ни одного из желательных результатов: изменения позиции МП; очевидности кто есть кто.
И так в каждой сфере. Помню была передача на ящике и ГОворун вещал, что МП - она каноническая для всех, она универсальная и вселенская, а не русская. А раскольники типа нацики. И тогда никто не сказал из украинцев: это Вы - нацыки, а мы универсальны. Не привыкли отвечать правильно. Выдавили: да мы нацики и это хорошо. В общем работать надо над своей идеологией, вырабатывать разные варианты ведения полемики и постоянно это делать, а не время от времени.


14   ПУТЯ
22 березня 2010 17:37

Дмитру.
Коли "канонічні" проповідують таку дурню як то: "русмір", "єдіноє царствіє брацкіх народаф", "славянскіє цивілізаци"ї тощо. І ті ж самі "канонічні" кажуть:" Чому ви нас не критикуєте? Бачите як гарно ми самі себе критикуємо? От вчіться у нас." Хоча крім отця Андрія Дудченка, котрого випхали з "ПвУ", ніхто і не наважився щось зауважити. Стадо зомбованих сектантів. Крапка. Але коли до "канонічних"надходить лист (і не один) про їхню ПОВНУ ДУРНЮ про "перехрещування", то ніхто на ці листи не звертає уваги. Так само мовчки реагують Свідки Єгови на якісь зауваження щодо їхньої діяльності.
Я звертаюся до Чорноморців-Кузьменків та до ВСІХ КАНОНІЧНИХ.
Ваше священноначаліє проповідує відверту єресь триіпостасного царства "русміра", ставить його вище усіляких догматів та вчення Церкви, це вчення є чужим християнському духу та Християнству взагалі. Перед вами стоїть вибір: чи залишатися вам насправді Православною Церквою чи бути "вєрнимі русміровцамі" міліардера Гундяєва.
Ні УПЦ КП, ні УАПЦ, ні хто інший, а тільки ви є тією силою, яка може щось змінити у СВОЇЙ церкві. Ми не можемо вплинути на ваших Агафангелів ніяк. Це ваша справа.


22 березня 2010 15:24

Вы что призываете общество и власть давить на Церковь (МП) - чушь.
А то что КП никто не слушает - правда. Единственную газетку КП "Голос православия" мало кто читает даже на парафиях самой КП. Патр. Филарета при новой власти похоже будут не слушать а игнорировать или вовсе обплевывать, как обплевали на инагурации Яныка - мол типа недоразвитый какой то, "пил коньяк и закусывал бужениной во время поста".

Зачем строить "русмир"? Вопрос не актуальный. Правильная постановка - почему его строят? Потому что это продолжение апостасии в РПЦ. Истинное, евангельское христианство нерационально, антиномично. Христианство - юродство. Любить врагов с рациональной точки зрения - юродство. Христос отверг рациональные пути распространения Своей религии во время искушения в пустыне. Он отверг искушение земной властью, и предложение сатаны превращения камней в хлебы. Мир был побежден юродством креста. Сатана не мог предположить это, он верил что его полная победа близка. Неплохо это изображено в фильме "Страсти Христовы". Сатану там изобразили этаким типом, заглядывающим через плечо персонажам и предчуствующим свою победу. Но Бог победил смирением до смерти.

Руский мир же наоборот абсолютно рационален и логичен. Абсолютно целесообразно для людей с руской идентичностью обьединится на принципах общности своей культуры и общих моральных и социальных христианских ценностях. Обьединится не для служения другим, а для своей выгоды и против других - Запада, католиков, американцев, глобалистов, раскольников и т.д. Причем обьединится с помощью кнута (власти Росии и Московского патриарха) и пряника (обещанием чисто земной, экономической, финансовой, эстетической выгоды). По сути это предательство христианства, принятие искушений, которые отверг евангельский Христос. Людям предлагают "власть и хлеб" и они продают Христа.
С точки зрения руских "русмир" необходим для спасения в их субьективном понимании. Русмир уже строится и обязательно будет построен.


21 березня 2010 22:35

Путя, так якраз покищо найбільш серйозна, аргументована і чисельна критика Русского міра лунає з самого МП.

Київський патріархат повинен не на МП орієнтуватися в своїй критиці, а на українське суспільство, нашу владу, по можливості на інші помісні Церкві (якщо його хтось з них слухає).


11   ПУТЯ
20 березня 2010 16:44

Черноморец кивает на УПЦ КП, мол вам надо - сами и занимайтесь. Подождите, а емпешники что автоматически в безмолвных баранов гундяевского стада записались? Или как? Что некому возразить?
Юрий Павлович. Назовите хоть одного представителя УПЦ КП, разговор котрого в ключе критике Гундяева всерьёз воспримут в УПЦ МП. Правда смешно, да?
Вот письма, например, канонически обоснованые, продуманные, о "перекрещивании" сколько посылали... И что? НОЛЬ РЕАКЦИИ!!! О каких прениях Вы говорите. Вы же даже сами себе не верите.

Татьяна о моде "от кутюр" верно подмечено. Точнее аналоги и не подобрать. Когда дурной тон становится модой, то и Русский мир становится реальностью.


20 березня 2010 16:01

Татьяна!
Вы меня не совсем правильно поняли. Я не говорил, что УПЦ КП сама должна критиковать. Должна организовать такую критику через "независимые" каналы. Об этом я уже писал: http://www.religion.in.ua/main/analitica/2684-ideologichni-vijni-u-pravoslavnij-

ukrayini-ch-i.html
И вторую часть перейдите еще раз почитайте. Все рецепты есть. И эта очевидность как и что надо делать. И потому УПЦ КП виновато - в первую очередь перед украинцами, во вторую перед русскими. К-е попадают в ловушку подмены христианства какой-то очередной странной утопией. Так что если кому-то нужно это все оценивать, то шевелитесь. А я же написал, что с этим Русмиром и так все ясно: богословски оценить - это предательство христианства; философски - это манипуляция сознания; политологически - информационная война. И больше "пяти минут" (пары недель) об этом говорить нечего просто так, ибо все ясно. Так что если кому-то нужно дальше о русмире говорить - то давайте не требуйте от богословов дискуссии, а организовывайте ее.


19 березня 2010 18:23

Приветствую! Благодарю за комментарии.

1. Да, полагаю, что должно быть рассмотрение вопроса в богословском ключе. Но по всем законам логики и здравого смысла обоснованием идеи должен заниматься её автор, сторона предлагающая. Если идея предлагается иерархом Церкви, то именно богословское обоснование представляется первоочередным. Увы, именно этого и не достаёт, зато слишком много говориться о политической целесообразности (для кого?).

2. Что касается противопоставления Руссмира Царству Небесному, то всё несколько сложней. В отрицании роли «царств земных» можно дойти вовсе до отрицания роли национальных и местных особенностей. В статье поставил вопрос. Если есть стремление построения чего-то наднационального, притом беспристрастного, почему не взять за основу действительно равноправные модели (напр, ЕС) и чем Руссмир хуже мира, например Кириллического.

3. А вообще действительно очень печально, что большинство занимает выжидательную позицию: нет переосмысления концепции в принципе ни в её поддержку, ни против неё, нет своего мнения. Подобно бургомистру в «Драконе» Е. Шварца, у нас модно прикидываться сумасшедшими («Потом разберутся кто прислуживал, а кто болел душой, не жалея здоровья своего»).


19 березня 2010 17:09

От яка в нас тепер пісенька: Петро киває на Івана, Іван киває на Петра. "Це ваша відповідальність" - "Та ні, ваша!"
Ну, неужели не понятно, что выступление КП против Русмира (даже и через мирян) - это вода на колеса как раз Русмира! "Раз раскольники против - значит, для нас, каноничных, идея от Бога!" Ну, как в "Служебном романе": хорошие сапоги, надо брать, раз для Калугиной они вызывающие. А шо мы, безблагодатные сатанопоклонники (или как там выражался владыка А.), можем толкового сказать вам, благодатным? Ну, ничё ж!
Вообще интересная позиция: нет вины на допустивших гонения, вся вина - на их жертвах. Интерес УПЦ МП как раз будет соблюден, в случае поддержки у ваших все будет в шоколаде.
Ну, хуже чем при Нероне для УПЦ КП вряд ли будет. Гонения - вообще естественное состояние Церкви. Фавор (от слова "фаворитизм")- неестественное.
Начала почитывать о.Григория Лурье. Как я его понимаю...
Значит, Русмир - болезнь московского православия, но сами МП-шники не считают нужным свою болезнь обозреть, поставить диагноз и вылечить. Им это не надо, видите ли! Пусть ее лечат все, кому потом придется от МП и пострадать!..
Ну, просто ничего не понимаю...


19 березня 2010 16:50

Уважаемая Татьяна. Раз Вы из УПЦ КП, то Вам открою страшную ОЧЕВИДНОСТЬ: кампанию против русмира должна была бы вести УПЦ КП. Не официально, а через СМИ основанные мирянами, симпатизирующими идеи укр автокефалии. И что? Где работа в этом направлении? Нигде. А всякие черноморцы должны еще и за УПЦ КП пахать? Где это видано? У меня лично есть чем заняться, раз УПЦ КП нет дела до русской информационной войны против украины и упц кп - в результате которой погибнуть должны как раз украина и упц кп. Так что при встрече с Вашими шишками попробуйте им что-то объяснить. Сейчас не 1995, сейчас будет хуже. Шапками не закидаешь, народными протестами не запугаеш. Раздавят и поедут дальше. И вся моральная вина будет не на богословах молчаших, а на тех, кто мог организовать немолчание, и не организовывал. Ладно, это все очевидно.


19 березня 2010 15:21

Уважаемый Юрий Павлович! Есть такое понятие - "вызов времени". Вот если б не скандал с раздачей хлеба вдовам в апостольской церкви (фу ты, ну ты, мелочь какая!), не было б у нас диаконов.
А когда в прямом смысле родина в опасности, потому что некоторые не просто лялякают про Русмир, а начинают его тихой и не очень сапой вполне реально строить - в это время брезгливо морщиться и уходить в свой привычный мирок - это просто бегство от реальности. Несмотря на то, что именно Вы мужественно положили начало украинской полемики на тему Русмира, за что спасибо огромное.
Понимаете...между модой "от-кутюр" и тем, что мы носим на улице - всего шаг. Хотя со стороны может показаться, что показы "от-кутюр" - это что-то дебильное для полных фриков. Но это "дебильное для фриков" проходит нужную трансформацию и адаптацию, народную рецепцию и потом получаем гульфики между коленями и сапоги "маленький Мук", которыми при наклоне тела ненароком можно выколоть глаза. А все сторонники классики автоматически считаются как раз "дебильными фриками". Вот это же может произойти и в случае с Русмиром.
Богословие реагировало на ереси. Само по себе в тепличных условиях оно не сильно развивалось. Почему же тут - полное молчание, хотя опасность подобной концепции (болезни, симптома) - налицо?


18 березня 2010 13:14

На вопрос почему нет богословской оценки Русмира ответим цитатой: "Пятигорский любил рассказывать об отношении к диссидентам Мамардашвили, говорившего: «Не надо быть особенным человеком, чтобы понимать, где ты живешь. Достаточно в этой стране прожить внимательно двадцать минут. Достаточно двадцать минут внимательно посмотреть на то, что происходит в стране, и все станет понятно. И хватит, надо закрыть тему». Поэтому диссидентство – это неинтересно. Надо думать о главном". http://www.religion.in.ua/main/daycomment/2328-on-tak-zhil-igraya-svoyu-zhizn-pa

myati-a.html
Вот кто автор Ареопагитик? В чем различие между теологией каппадокийцев и Григория Паламы? Кто больший еретик/христианин - католики или православные?Это интересные вопросы. А русмира - это не концепция. ЭТО СИМПТОМ неилечимой болезни руссправославия и кажется всего православия: национализм+империализм+утопизм+ксенофобия+услуживание "своему" государству. И вообще - читайте "Легенду о великом Инквизиторе" Достоевского.


18 березня 2010 11:52

Путя, у Вас лично есть возможность и время встретиться с кем-то из маститых богословов из указанных Вами академий, да так, чтобы к моменту Вашей с ними беседы у них было сформировано четкое богословское представление о феномене Русмира? Я точно знаю, что у нас в КП этой проблемой не заморачиваются именно потому, что "к нам это не относится". Мы к Русмиру в пожизненной, или как говорят политики, "природной" оппозиции.


3   ПУТЯ
17 березня 2010 18:38

Да, Татьяна, согласен с Вами. Но от Вас лично, или от Владимира я не требую того чего Вы не можете дать. Или вы думаете, что журналист, который пишет в новостях об адронном коллайдере Можно ведь в любое время встретиться с каким-нибуть маститым богОсловом из КДА и С или из КПБА (а лучше и с тем и с тем), побеседовать на диктофон и, ссылаясь на их мнение, поискать что об этом говорят Отцы и Учителя Церкви и что-то да накрапать.

Простите, что говорю об этом. Но я думаю именно так.


17 березня 2010 17:59

Путя, о том, что богословскую оценку концепции Русмира должны дать, в первую очередь, не учителя физкультуры или водители трамваев (или такие самоучки как я), а священнослужители-богословы, я говорила с самого начала. Ну, Черноморец должен быть в курсе. Ему я точно говорила. И священники из УПЦ МП в первую голову.
Сапоги должен тачать сапожник, а печь пирожные - пирожник. Один "сапожник" нашелся - о.Андрей Дудченко. И все. Глухо как в танке. Некому в нашей "православной" стране защитить Христа. Никому эта головная боль не нужна. Они улицу Мазепы переименовывают да с государством переписку ведут на тему "как нам обустроить рабкрин".
Так что, боюсь, Ваш глас вопиющего в пустыне не ко мне и не к Мельнику. А к тем, кто по долгу своего призвания Христа ради должен это делать. Непредвзято, безэмоционально и профессионально. Если они молчат - то за свое молчание сами знаете в свое время где ответят.


1   ПУТЯ
17 березня 2010 14:58

Владимир Мельник как всегда точен и блистателен. Но перечень вопросов, которые он затрагивает, неполный. Хотелось бы чтоб он поднял вопрос, задаваемый мною раньше, О НУЖНОСТИ и НЕОБХОДИМОСТИ построения "русмира" в свете церковной проблематики Восьмого Дня, или вообще в разрезе соответсвия переспективы создания "русмира" и призванию Церкви строить Царство Небесное, а не земное. Эта прблема не раскрыта вообще. Было бы неплохо, если бы Вы написали продолжение этой публикации, раскрывая эту часть проблемы и в следующей статье описали бы богословское оправдание (или осуждение) даной идеи.
БОГОСЛОВЫ МОЛЧАТ.
Концептуально Вы правы. Что касается Ваших утвержений, то я целиком и полностью Вас поддерживаю. Но богословская часть дискуссии опущена с самого начала обсуждения: начиная с Кирилла, продолжая Татьяной и Тарасом, и, оканчивая Вами. Потрудитесь, пожалуйста. Заранее благодарен.


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант