Монах иль бес?

24 10 2016 |
Александр Ворсин

Отзыв на фильм-открытие кинофестиваля «Покров»-2016

 

Завершился очередной фестиваль православного кино «Покров». Обычно этот форум открывается лучшими работами, которые, по мнению организаторов, не нуждаются в конкурсном рассмотрении. В этот раз фестиваль начался фильмом «Монах и бес». Однако признавать его эталоном православного кинематографа – большая ошибка.

Среди ценителей православного кино в последние годы часто слышу возгласы разочарования – мол, перестали снимать кино в церковной ограде. Да так, чтобы главный герой – добрый батюшка с окладистой бородой, да чтобы свечи и купола из кадра не выходили. Дескать, всё норовит режиссёрская братия про христианские добродетели окольными путями рассказывать.

 

И вот, наконец – дождались! Главный герой – монах, действие происходит в монастырской ограде, а название «церковнее» и не придумаешь – «Монах и бес». Заявленный жанр – комедия – обещал не только полезное, но и весёлое зрелище.

 

Однако сразу после просмотра фильм оставляет крайне неприятное «послевкусие». Попробуем разобраться – почему?

 

Автор фильма Юрий Арабов. Он создал более 20 сценариев полнометражных игровых лент. Ведёт мастерскую драматургии во ВГИКе, с 1994 года возглавляет кафедру кинодраматургии.

 

В качестве режиссёра и автора идеи, в титрах фильма фигурирует не менее известный мэтр кино – Николай Досталь. Среди актёров – Борис Каморзин, Роман Мадянов, Тимофей Трибунцев, Никита Тарасов, Георгий Фетисов. Все актёры без исключения – с немалым опытом и обширной фильмографией. Съёмки проходили в России и в Иордании. Добротности декораций можно только порадоваться. Среди них – копия фасада Иерусалимского храма Воскресения Христова в натуральную величину. В общем, «матчасть» – на очень приличном уровне.

 

Для того чтобы фильм отвечал церковной тематике, авторы проанализировали жития нескольких святых и из них составили «мозаику». Этот приём для православного кинематографа не нов. Вот в этой компиляции авторы и допустили ряд непростительных ошибок. Поговорим о них.

 

Основная канва событий фильма «Монах и бес» вращается вокруг путешествия главного героя в Иерусалим верхом на демоне. Этот случай взят из жития святителя Иоанна Новгородского. Силой крестного знамения святитель связал беса, спрятавшегося в рукомойнике, а потом заставил везти себя на Святую землю. После этого паломничества демон жестоко мстил святому. Но именно последний факт и опущен создателями фильма. Вместо этого нам предлагается аналог сказки про Старика-Хоттабыча, в которой герои путешествуют, ведут философские беседы, вместе попадают в приключения, и в общем, ведут себя панибратски.

 

Однажды демон Легион всё же вспоминает о том, кто он, и в приступе покаяния спрашивает у Ивана – что ему делать, чтобы Бог его простил. И Иван – Семёнов сын – учит демона: «обратись лицом к востоку, стой три года на одном месте, взывая к Богу: "Боже, помилуй меня – злобу древнюю! Помилуй меня – прелесть помраченную! Помилуй меня – мерзость запустения!»

 

Этот диалог взят из жития преподобного Антония Великого. Демон не мог сломить его ни силой, ни кознями, а потому изобразил покаяние и попросил научить молитве. Здесь-то и прозвучали процитированные слова. После этого демон с хохотом удалился, прокричав преподобному Антонию, что если бы он захотел назвать себя злобою древнею, то уже давно бы это сделал и был бы спасен, однако бесы уже не могут покаяться. Вопреки житийной версии, герой нашего фильма Легиоша (имя-то какое дивное!) ведёт себя по-другому. Он кается!

 

Мы негодуем, когда из контекста Священного Писания вырываются цитаты и их используют как заблагорассудится. Почему же здесь никто не бьёт тревогу, ведь извратили житие основателя монашества! Почему создатели фильма отбросили реальное развитие диалога? Думаю потому что оно пошло вразрез с художественным замыслом. Ради эффектного сценарного хода авторы использовали подлог.

 

Кстати, Паисий Святогорец тоже пытался молиться о покаянии бесов и во время этой молитвы ему явился демон, который стал передразнивать старца. Этот перечень можно продолжить, поскольку в Священном Предании о покаянии демонов сказано много.

Достаточно было бы вспомнить Иоанна Дамаскина: «Падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти».

 

Можно было бы возразить, что пространство фильма – это не «Точное изложение православной веры». Дескать, в кино позволителен вымысел, даже если он является ересью.

 

Но и при такой смелой натяжке фильм «Монах и бес» нельзя назвать православным. Более того, он – антиклерикален. Монастырская жизнь в нём изображена в традициях советской сатиры. Карикатурно тут всё: шествие монахов в трапезную, исповедь, богослужение, беседа игумена с архиереем. Если картину «Монах и бес» называют «православным кино», то прошу в эту же рубрику включить «Сказку о Попе и его работнике Балде» – ведь там тоже есть герой в рясе.

 

Можно оправдать режиссёра как художника: для выделения «луча света» всегда нужно «тёмное царство». Но этим «тёмным царством» в фильме стала Церковь.

 

Кстати, этот контраст дал нужный эффект. Положа руку на сердце, скажите – кто из героев ленты наиболее симпатичен? Правильно – бес Легион. Он блещет эрудицией, изысканно одет, великодушен – в общем, позитивен ещё до начала своего покаяния. А окружающие его людишки злы, трусливы, надменны, алчны. Самыми глупыми и жестокими выглядят монахи. По приказу игумена они связывают своего собрата по рукам и ногам и отправляют на плоту по реке. Кстати, факт позаимствован из жизни уже известного нам святителя Иоанна Новгородского, вот только светлый житийный эпизод создатели фильма опять извратили. В общем, говоря словами главного героя фильма: «Всё у твоего брата вверх тормашками».

 

То, что такие фильмы снимаются – не плохо и не хорошо. На просторах интернета много всякого контента, который анализу не поддаётся и весь его нам никогда не пересмотреть. Ну, снята очередная нелепость про Церковь – что нам до того? Но ведь нет – из всего многообразия фильмов уважаемые организаторы фестиваля «Покров» вытащили на свет именно эту ленту и наградили её по четырём номинациям! Почему? Отсутствие вкуса или злой умысел? Первое представить трудно, а второе страшно.

 

Что сделано – то сделано. Фильм снят и о нём уже сообщили все церковные СМИ. Смотреть ли его после этого? Думаю, что да. Хотя бы для того, чтобы потом, на контрасте, узнать настоящее, светлое кино.

 

Александр Ворсин

Теги:
2088







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
8   Tim
27 жовтня 2016 20:40

Кабан,

для нормального троля немає аксіом, це підтверджує життя.
ідіть в народні депутати і щось там змінюйте. наодинці, поки інші 449 будуть робити те, що робили і до Вас.
то Ви пацан конкрєтний, чи хочете здаватись розумною людиною? схоже ні те ні інше


27 жовтня 2016 20:39

якщо сам нічого не зможеш робити , то і других не критикуй, якщо вони погано роблять. я так розумію це аксіома для нормального пацана.


6   Tim
27 жовтня 2016 20:29

Кабан,

и в третий раз он закинул невод.

Вы , простите, пластинку сменить пробовали?
Вы идите и на своём примере покажите, что если платить заявленные в епархии налоги , то на приходе хоть чтото останется.
нет, не хотите, пусть это ктото делает другой?
Вы идите и покажите, что если на приходе священник будт пытаться говорить с бабушками о богослвоии(особенно с западенскими бабушками)-это чтото даст.

но Вы сами тут всех скрытно поучаете -какими должны быть законы, каким должен быть устав и членство , каким должы быть увжающие себя украинцы, как надо отстаивать свои права в нифига не работающем церковном суде --так вот Вы идите и покажите, что всё , о чём ы говорили -работает.

я утверждаю, что вся система нынешняя нерабочая. и поэтому тратить своё время на это никоим образом не собираюсь.
а дти тутда ради честолюбия ил ради наживы -мне не позволяет моя совесть.

 


27 жовтня 2016 17:08

тут проста аналогія - не можна воїнам давати совіти, якщо сам не воював.

рукополагайтеся і наставляйте людей. не "верхушку", як ви виражаєтеся, а простих людей. виберіть собі прихід по далі, вчасно платіть взноси і ніхто до вас не матиме претензій. а вже в себе на приході все будуйте згідно ваших ідеальних поглядів як має бути.



4   Tim
27 жовтня 2016 14:37

Кабан,

Проблема в том, что слишком много троллей развелось.

 

Я Вам уже раз десять говоил -прекращайте троллить. Вы сами прекрасно осознаёте, что в нашей УПЦшной системе невозможно никого перевоспитать. Верхушка верит  в чёрта лысого и русское единство и гораздо сильнее в наполнение своего кармана, иногда для видимости говоря о Христе.

 

Уже вчера вечером в соседней ветке приводил слова одного священника, который по пунктам описал картинку "я против системы".

в сети(и уже в бумажном виде) ходит книга на 50 глав, которая детально описывает состояние монашества(в частности -женского) в современной РПЦ. это что угодно, но никак не христианство. но это не прорсто терпят -это превозносят как единственно возможный вариант.

 

Вы , при всей своей многозначительной обизнанности в законодательстве и юриспруденции так и не удосужились (по факту - не смогли) ответить на простой вопрос, который сами же и произнесли -как можно каноническим путём показать епископу или клирику, что он поступает не по канонам, хотя сто раз в день о канонах говорит.

каков был Ваш ответ? я напомню "кому треба -хай розбирається", хотя настойчиво советовали идти в церковный суд. (я уже молчу о всей той пурге, которую Вы предлагаете вносить в уставы общин УПЦ, как кому за что платить--то есть поучаете других гораздо более моего, но этого отчегото в упор не замечаете. )

 

то есть как всегда -трусами об асфальт. когда сказать нечего,а хочется.

 

в РПЦ/УПЦ всегда есть ответ на те вопросы, которые не нравятся начальству:

1. Да кто ты такой , чтобы критиковать Церковь Божию, если к ней не принадлежишь?!

2. Да как ты посмел выносить сор из избы? это удел внешних -нападать на Церковь Божию!

и оправдана премудрость чадами ея©

 

меньше троллинга и меньше фраз, которые сразу выдают в Вас совершенно некомпетентного человека -и оно както сразу проще станет.

будете вести миссию, среди непросвещённых жидобандеровцев, среди тех глупцов, которые не понимают, что совершая некие обрядовые действия у всевозможных раскольников они смертно вредят своей душе и делу ея спасения! обращайте миллионы (или хотя бы пару) раскольников в лоно Церкви.

 

а тогда поговорим laughing

 

А хотите рукополагаться(раз советуете это мне) -рукополагайтесь. а я крепостным быть не собираюсь.



27 жовтня 2016 12:47

Тут знов -таки : рукополагайтеся і виховуйте людей по-другому. В чому проблема. Просто критикувати не ефективно, треба показувати приклад.


2   Tim
27 жовтня 2016 11:32

Владислав Головин,

ключевым, в понимании этой рецензии, является предисловие:

Среди ценителей православного кино в последние годы часто слышу возгласы разочарования – мол, перестали снимать кино в церковной ограде. Да так, чтобы главный герой – добрый батюшка с окладистой бородой, да чтобы свечи и купола из кадра не выходили. Дескать, всё норовит режиссёрская братия про христианские добродетели окольными путями рассказывать.

если человек хочет видеть лишь лубок в православном обличье -Серафимушка кормит медведя, Борис Николаевич с Патриархом Алексием на лужайке в окружении всех лесных зверей  - то всё остальное для него греховно и непонятно.

увы, тут проблема не в уровне критика. тут проблема в том, что можно назвать "Система". Людей так воспитывают, внушают им, что "вот это" - и есть вера Отцов...



27 жовтня 2016 10:51

Александр Ворсин, вы меня, конечно, извините, но более ужасной рецензии я в жизни не читал. Искусство - это искусство, а не миссионерский отдел УПЦ или РПЦ. Художник искажает действительноть в угоду своему художественному замыслу. Он никому не обязан воспроизводить жития или создавать какие-то позитивные образы. У него своя задача. Создать произведение искусства. Режиссеру этого фильма это удалось. Предъявлять ему претензии в том, что там какая-то ересь (да и еще и на ваш взгляд) - это просто смешно.  Картины Тициана или Рембрандта написаны строго на нашим житиям? Литургия Чайковского или Веделя соответсвует канону? Очевидно, что нет. 
Вы пишите, что авторы "использовали подлог". Стесняюсь спросить - вы слышали на уроках литературы в школе такое понятие как "художественный вымысел"? Или такое понятие как "собирательный образ"? Вы знаете, что Шекспир сильно исказил легенду о датском принце Гамлете, как и историю Ромео и Джульетты и короля Лира? Художник на то и художник, чтобы создавать новые образы и сюжеты. Из любого материала, который ему кажется пригодным. Он никому - в том числе и вам - не обязан делать фильмы по сценариям житий Димитрия Ростовского. 
И потом, ваше восприятие карикатурности и антиклерикальности фильма - слишком уж субъективное. Мне он таким не показался.  Тем более, что жанр фильма - комедия. 


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант