Уход митрополита Ионы: отпуск или отстранение от дел?

28 02 2011 |
Марк Стокоу

Как сообщала «Религия в Украине», 21 февраля Предстоятель Православной Церкви митрополит Иона (Паффхаузен) был отстранен от дел решением Синода ПЦА, и временным управляющим назначен архиепископ Детройский Нафанаил (Попп). Поздно вечером 25 февраля, уже после публикации новости на нашем портале, официальный сайт ПЦА oca.org, наконец, сообщил, что сам митрополит Иона обратился к Синоду с просьбой дать ему отпуск «для духовного обновления», и Синод предоставил ему на это 60 дней. В то же время сайт объединения «Православные христиане за подотчетность» (ocanews.org), считающийся приближенным к официальным источникам Церкви, разместил статью своего главного редактора Марка Стокоу, в котором прослеживаются причины отстранения от дел Предстоятеля ПЦА. Предлагаем читателям «Религии в Украине» перевод этой статьи.

 

Уход митрополита Ионы: отпуск или отстранение от дел?

                             

Как это произошло?

 

Синод ПЦА, состоящий из шести епархиальных архиереев и двух управляющих епархиями (участвующих без права голоса), собравшихся на ежегодное заседание перед Великим постом, принял шокирующее, но отнюдь не неожиданное решение просить Предстоятеля освободить пост. С момента своей интронизации около 26 месяцев назад, Митрополит Иона испытывал всё более возрастающие трудности в своей собственной епархии, отказывался от советов и профессиональных рекомендаций официальных комитетов Церкви, всё чаще отвергал сотрудничество с органами управления ПЦА (включая сотрудников в Сайоссете и Митрополичий Совет), оттолкнул несколько Православных Церквей-сестёр, и в конце концов бросил вызов самому Синоду. Многочисленные попытки его подчинённых, Митрополичьего Совета и его членов, отдельных епископов, и, наконец, самого Синода, по отдельности, или же совместно повлиять на Митрополита, за последние 18 месяцев не имели ощутимого успеха; так и не удалось убедить его изменить свой стиль руководства, решений, деятельности, которые в глазах многих ответственных руководителей ПЦА наносили непоправимый вред её структуре и статусу.

 

Битва с Сайоссетом – и за него

 

Три события в январе-феврале 2011 привели этот проблематичный стиль руководства к критической точке. С наступлением нового года Митрополит, уже давно публично провозглашавший, что атмосфера в Сайоссете стала «токсичной», выразил желание заменить канцлера отца Александра Гарклавса своим собственным избранником, а потом быстро перенести резиденцию ПЦА в Вашингтон, округ Колумбия. (Митрополичий Совет ранее единогласно голосовал не финансировать любых действий, связанных с переездом в столицу в ближайшее время, и даже не рассматривать подобное до осуществления Стратегического плана, разработанного на Всеамериканском Соборе в Сиэттле в ноябре 2011.) Продолжительная неприязнь Митрополита к отцу Гарклавсу (которая постоянно подогревалась его заявлениями Митрополиту, что желания Ионы не могут быть выполнены сиюминутно из финансовых, уставных и юридических соображений) была широко известна. Митрополит часто упоминал имя отца Давида Брума (бывшего секретаря Митрополита Феодосия и Митрополита Германа, кого отчёт СРК причислил к «ближайшему окружению» Кондратика (отец Роберт Кондратик – бывший управляющий делами ПЦА, отстраненный от должности в марте 2006 и запрещенный в служении весной 2007 по обвинению в финансовых злоупотреблениях. – Ред.)) как возможную замену Гарклавсу, также как и имя отца Джозефа Фестера (бывшего секретаря отца Кондратика), которого Иона недавно назначил Деканом собора в Вашингтоне.

 

Однако назначение исполнительной власти ПЦА (канцлера, секретаря, казначея) по Статуту ПЦА возлежит на “...Синоде, по рекомендации Митрополичьего Совета” – но не на самом Митрополите. Сообщается, что члены Синода пытались разубедить Митрополита в необходимости таких резких мер, мотивируя это тем, что Митрополичий Совет не одобрит таких изменений сейчас, когда переезд в столицу и даже его обсуждение отложены в долгий ящик. И отстранение отца Гарклавса, особенно в свете конфликта, будет критическим ударом по ПЦА, всего через 7 месяцев после Всеамериканского Собора. Ионе было предложено дождаться следующего Собора, чтобы там, следуя традиции, Митрополит мог в обусловленном порядке назначить новых исполнительных лиц на следующее трёхлетие.

 

Несмотря на это, в середине января Митрополит публично созвал Специальный комитет Синода, чтобы «встретиться 3 февраля в округе Колумбия», что, по словам пресс-релиза ПЦА, имело целью обсудить «многие вопросы, связанные с возможным переездом Канцелярии Православной Церкви в Америке в Вашингтон». Произошла также личная встреча Митрополита, епископа Вениамина (члена Специального комитета Синода) и отца Гарклавса с кандидатом, предложенным Ионой в качестве замены для отца Гарклавса.

 

Для Митрополита эти встречи прошли без успеха. Вскоре новый пресс-релиз ПЦА огласил: «Отчёт (об осуществимости переезда в округ Колумбия) будет подготовлен после окончательного и тщательного изучения», чтобы потом «быть предоставленным Священному Синоду и Митрополичьему Совету для рассмотрения и принятия решения. Точных сроков по изданию отчёта не предусмотрено». Плюс ко всему, кандидат на должность канцлера, ещё один священник из близкого круга Кондратика, отозвал свою кандидатуру.

 

Отчёт Консультативного комитета по политике против сексуальных злоупотреблений

 

Второе событие было потенциально ещё более серьёзным. Со времени своего основания в 2009, что было частью урегулирования дела чтеца Пола Сайдботтома, в начале работ Комиссии равных возможностей в сфере занятости по урегулированию событий на Аляске (подробности этой истории здесь), Консультативный комитет ПЦА по политике против сексуальных злоупотреблений (ККПСЗ) работает над созданием новой политики и введением улучшенных правил и инструкций в ПЦА по решению вопросов о половых злоупотреблениях. Членами Комитета, назначенными Митрополитом Ионой, являются его Председатель, отец Александр Гарклавс; отец Эрик Този – секретарь ПЦА; отцы Теодор Бобош (Митрополичий Совет) и Михаил Мацко (судебный следователь по сексуальным преступлениям); протодиакон Питер Данильчик (Митрополичий Совет); доктор Никита Айк (специалист по клинической психологии); и эсквайр г-н Джеймс Спенсер – юрист, представлявший г-на Сайдботтома.

 

От близких к Комитету источников стало известно, что как минимум дважды за последний год члены Комитета обсуждали возможность массовой отставки в знак протеста против действий – а точнее бездействия – Митрополита Ионы по данным вопросам. В обоих случаях отец Гарклавс отговаривал Комитет от подобного курса, который называл «вредоносным» для Церкви. Вместо отставки последние две недели Комитет провёл за составлением секретного отчета о действиях и бездействии Ионы, чтобы донести свои опасения до Синода.

 

10 февраля 2011 года этот многостраничный отчёт, подписанный членами Комитета, включая отца Гарклавса и Тоси, был отправлен Синоду по электронной почте. Среди освещённых тем были: обвинения против архиепископа Серафима Оттавского (Сторхейма – Ред., см. публикацию «Религии в Украине»); проблема отца Симеона Харона, который вместе с группой монашек из Греции был доставлен к Митрополиту, чтобы основать монастырь в округе Колумбия; вопросы, касающиеся архимандрита Исидора (Бритэна); беспокойство по поводу единолично назначенного Митрополитом следователя по сексуальным злоупотреблениям клира, недостаточно квалифицированного, по мнению Комитета; и другие взаимосвязанные вопросы. Однако остро критикующий ситуацию отчёт не предлагал Синоду никаких конкретных действий, но предупреждал, что ПЦА ожидают проблемы пастырские, юридические и профессиональные, если действиям – и бездействию – Митрополита будет позволено бесконтрольно продолжаться.

 

Конфронтация в Сайоссете

 

Митрополит получил отчёт, когда он был в Далласе с российским митрополитом Иларионом (Алфаевым) на концерте «Оратории» Алфеева. Получив отчёт ККПСЗ, разъярённый Иона покинул архиепископа Иллариона и полетел в Нью-Йорк ночным рейсом, чтобы встретиться с отцом Гарклавсом лицом к лицу, полагая, что именно он «стоит за» критикой Комитета, и обвиняя его в «предательстве», так как он не предоставил ему лично этот конфиденциальный отчёт, прежде чем отправлять его всему Синоду. Посреди ночи Иона приказал закрыть отцу Гарклавсу доступ к его компьютерам и электронной почте в Сайоссете. На следующий день, в пятницу 11 февраля, взяв в свидетели епископа Михаила (Дахулича), Иона отправился в Сайоссет и пытался уволить отца Гарклавса за «неповиновение». Отец Гарклавс отказался принять увольнение и покинуть пост, опираясь на соответствующие пункты Устава, с чем и воззвал к Синоду. Синод сообщил Гарклавсу, что ему будет позволено посетить епископальное собрание в Санта Фе через 10 дней, чтобы объяснить свои действия, как это обязан будет сделать и Митр. Иона. Загнанный в тупик Иона восстановил доступ Гарклавса к компьютерной сети Сайоссета. 

 

 

Гнев Ионы не утихает

 

Однако, Иона не успокоился. Он выступил также против епископа Вениамина, которого подозревал в росте критических настроений Синода. Иона приказал отцу Йенсену, новому инспектору по сексуальным злоупотреблениям в ПЦА (тому самому, к квалификации которого ККПСЗ отнёсся с недоверием), немедленно начать расследование против епископа Вениамина на основе обвинений, содержащихся в письмах, приписываемых дискредитированному епископу Николаю Ситковскому – письмах, которые до этого момента попросту игнорировались, так как изначально появились в интернете, причём несколько месяцев назад. (OCANews.org никогда не публиковал этих писем, так как их подлинность не могла быть проверена и поскольку епископ Николай никогда не признавал их своими. Более того, если у епископа на покое были серьёзные канонические обвинения против епископа Вениамина, он знал, как и где он мог бы подать жалобу соответствующим полномочным представителям Церкви. Он этого никогда не делал.)

 

Узнав о совершённом митрополитом Ионой акте возмездия против отца Гарклавса, ККПСЗ стал обсуждать возможность обвинения Ионы в нарушении этических норм согласно «Положению осведомителей», под всеми пунктами которого Иона самолично подписался. Некоторые члены Митрополичьего Совета начали аналогичные приготовления, чтобы предложить их на встрече через две недели.

 

Отчёт Ионы из России

 

Эти события – попытка Ионы переехать в Вашингтон, отчёт ККППЗ, попытка уволить Гарклавса, расследование против епископа Вениамина – мутили воды Синода ПЦА, но не только они. Для многих в правящих кругах ПЦА отчёт Ионы о своей деятельности во время поездки в Москву в январе 2011, предложенный Синоду в начале февраля, обещал столь же много проблем, как обсуждаемое в ККППЗ его же бездействие.

 

Архиепископ Иона изначально называл эту поездку «официальным визитом», имея в виду, что был официально приглашён Русской Церковью. Когда встал вопрос о возможности приглашения его в Россию в третий раз через 18 месяцев, Иона повторил свои слова с оговоркой, что этот визит был «полуофициальным», поскольку он планировал встретиться с митрополитом Иларионом и Патриархом. Позже он признал, что Патриарх вовсе не приглашал, но скорее согласился принять его по настоятельной просьбе. Москва же в собственном пресс-релизе назвала этот визит «частным».

 

Синод выразил беспокойство ещё одной «частной» встречей трёх официальных лиц, особенно в свете последних заявлений Митрополита о том, что ПЦА стоит «пересмотреть» автокефалию и с «максимальной автономией» воссоединиться с Русской Церковью. Тогда Синод приказал епископу Мелхиседеку из Питтсбурга сопроводить Митрополита в Россию, чтобы быть «глазами и ушами» скептического Синода, желавшего убедиться, как они выразились, что Архиепископ Иона не «сдаст весь товар задёшево».

 

Он не сдал, но в своём отчёте Синоду о поездке Архиепископ Иона расписал, каким он видит свой «товар» (ПЦА) в будущем.

 

• Митрополит заявил, что сказал Патриарху Кириллу что «величайшими проблемами», перед которыми стоит сегодня ПЦА, являются «экклезиологические сложности: внутренняя проблема, в свете экклезиологии, понимаемой через призму Собора 1917 года и академического богословия, демократическое понимание соборности, совмещённое с сильными анти-епископальными конгрегационалистическими настроениями».

 

• Митрополит заявил, что получил одобрение Патриарха для идеи о том, что «единственной повесткой дня» в ПЦА должна быть «воля Митрополита», и что «долг» Синода – поддерживать его.

 

• Митрополит описал свои надежды на появление монастыря в Вашингтоне, «целью и смыслом существования» которого станет «подготовка епископов и других церковных лидеров» благодаря сотрудничеству с Патриархийным Отделом внешних связей и аспирантурой в Москве. По словам Ионы, это будет «величайшей возможностью для сотрудничества с Москвой».

 

• Митрополит завершил отчёт заявлением, что он «вправе» самостоятельно назначать своих старших сотрудников, чтобы «его окружали преданные молодые люди».

 

Естественно, отчёт Ионы не столько ответил на вопросы, сколько поставил новые.

 

• Какова истинная цель создания монастыря, предложенного Ионой, в округе Колумбия? Значит ли это, что создание монастыря в Вашингтоне при содействии Отдела внешних связей Русской Церкви нацелено на лидерскую подготовку молодых русских монахов в среде ПЦА? Значит ли это, что подготовка епископов и других церковных лидеров ПЦА теперь будет происходить и в Москве? Каково тогда будет значение трёх ныне действующих семинарий ПЦА для будущих лидеров, и будут ли они вообще иметь какое-то значение? Или же возможности для будущего лидерства в ПЦА останутся только для монахов в том виде, к которому стремится Иона?
• Правильно ли говорить, что «единственной повесткой дня» в ПЦА должна быть «воля Митрополита», и что «долг» епископов – поддерживать его?

 

• Мудро ли для любого лидера, не говоря уже о Предстоятеле Православной Церкви, требовать «права» на окружение себя «верными молодыми людьми», гарантирующими «безусловную поддержку»? Что значила бы такая «безусловная поддержка» в его плане от 2009 года слить воедино Св.-Тихоновскую и Св.-Владимирскую семинарии? Или для его заявления в 2010, что автокефалия ПЦА «относительна», и что ПЦА следует «пересмотреть» её в сторону «максимальной автономии» в составе Московского Патриархата? Или предпринятая уже в 2011 году попытка замены высшего руководства и переезда Канцелярии ПЦА в Вашингтон без одобрения или совета Синода?

 

• Думает ли в действительности Иона, что Всеамериканские Соборы представляют «конгрегационализм», или что епархиальные соборы, или приходские советы безумствуют под властью «анти-епископальных» чувств? Действительно ли он так несведущ в истории, традициях и политике ПЦА?

 

• Что случилось с человеком, храбро заявившим в 2008, что Церковь «изнасиловали» два последних Митрополита, и что «власть – это ответственность», и пообещавшим церкви новый день? Оказалось, что в душе он вынашивает всё те же автократические взгляды, как и его предшественники – без каких-либо обязательств перед независимой ПЦА. 

 

 

Решительная схватка в Санта Фе?

 

Вместе взятые оба появившиеся в начале февраля отчёты, а также попытка Ионы уволить Гарклавса, и расследование епископа Вениамина, наконец, заставили Синод заняться «делом» Митрополита Ионы, а не заявленными в повестке дня вопросами, включающими идею Ионы о реструктуризации епархий.

 

Хотя нельзя сказать, чтобы Иона впервые стал центральной темой беседы. За последние два года Митрополичий Совет уже провёл две встречи с Митрополитом, метко названных одним из членов Совета «вызыванием на ковёр», касательно действий/бездействия Митрополита. Источники, близкие к Синоду, утверждают, что таких случаев было больше.

 

И вот ещё один. Этот вопрос уже касался не столько слабых решений Ионы, для которых он постоянно находил оправдания, и объяснял в случае конфронтации «недостатком опыта» или «недостатком обучения», сколько постоянным отказом учитывать советы, замечания, или даже налагаемые на его действия ограничения, кроме удобных ему самому.

 

Например, во время Великого поста 2009 года Митрополит сделал противоречивые замечания по поводу Вселенского Патриархата в Далласе во время воскресной православной службы. Комментарии привлекли внимание широкой общественности через YouTube и серьёзно повредили отношениям между ПЦА и Константинопольским Патриархатом, да так, что запланированная поездка нового Митрополита в Стамбул была отменена, участие ПЦА в Епископальной Ассамблее было урезано, а саму ПЦА принудили извиниться за сказанное Митрополитом.

 

На вопрос о том, почему он себе позволил подобное, Митрополит сообщил, что ничего непристойного он не сказал, а на требования объясниться, заявил, что его не так поняли, и что он не имел в виду того, что все услышали в его словах. Хотя фактически это было точно то, что он намеревался сказать. Позже стало известно, что Митрополита неоднократно предостерегали от подобных ремарок, угрожая как раз тем, что и произошло. Он получил свою повестку дня, и ничто не могло отменить её. Из-за многих причин: отказ от присутствия в Сайоссете большую часть 2009-2010 гг., планы по переезду в округ Колумбия, планы на монастырь в этом округе, одностороннее подписание Манхэттэнской декларации, и прочая, и прочая.

 

В руководящих кругах ПЦА рос страх не того, что Иона не захочет измениться, а того, что он просто не может. И этот страх укреплялся фактами.

 

Синод принимает решение

 

И вот, 21 февраля Синод собрался в Санта Фе, на спа-курорте в отеле класса люкс, выбранном Митрополитом (La Fonda, с видом на Плаза), чтобы решить судьбу Гарклавса, а также судьбу Ионы, а с ним и судьбу всей ПЦА. Иона осознавал, летя в Санта Фе, что его митрополия под угрозой. На прошлой неделе в Епархии Юга на Пастырской конференции в Миссисипи Митрополит открыто заявил собравшимся клирикам и мирянам, что «небольшая группка» людей ищет возможности «заменить» его*.

 

Этой «небольшой группкой» оказался Синод ПЦА.

 

----

 

* На той же встрече Иона предупредил всех собравшихся, чтобы они не посещали «порнографические» веб-сайты, «вроде OCANews.org». Фактически, повторённое им слово «порнографический» использовалось для эмфазы. Говорят, «Как ни меняйся…»

 

Марк Стокоу

OCANews.org

Перевод Любови Иноземцевой, специально для «Религии в Украине»

Теги:
4772







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
3   adminos
28 лютого 2011 18:56

Намедни читал, что Марк Стокоу является членом Митрополичьего совета ПЦА.


2   ortoca
28 лютого 2011 17:49

К сожалению, в этом тексте (как и в большинстве текстов своего сайта) Марк Стоко с удовольствием смешивает правду с ложью. В этом деле у него личный интерес. Что же касается правды: Смотрим текст выступления митрополита Ионы вчера в Вашингтоне:
митрополит Иона НЕ отправлен в отставку (канонически это невозможно - он не совершил никакого преступления) Он изменил свое расписание(будет меньше едить в другие города) но остается митрополитом и епископом ПЦА
Ссылка:
http://vimeo.com/20435460


28 лютого 2011 11:26

Як завжди нюх мене не підвів! Таки виявляється що по коготку побачив знайомого тигра! wink
Стаття - супер!
Висновок: в МП немає ні канонів, ні богословя, ні політики. Є лише інтереси, і заради них вона вертить усіма церковними "абсолютами" як циган сонцем.


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант