О единстве теологии и философии

26 01 2011 |
Юрий Черноморец

Сегодня, в связи с принятием стандарта по теологии как дисциплине философской, возникает дискуссия о соотношении между философией и теологией. В этой дискуссии преобладают упрощенные подходы. Богословы не видят места для теологии в философском дискурсе, а философы считают богословие категорически чуждым по отношению философии как свободной науке. В этих условиях необходимо обратиться и к теоретической разработке вопроса, и к истории взаимоотношений философии и теологии. Чтобы понять, настолько сложна проблематика, необходим ряд статей, из которых сегодняшняя – только введение в проблематику.

 

О единстве теологии и философии

 

Проблема соотношения теологии и философии имеет множество аспектов. И в некоторых отношениях граница между теологией и философией – это граница внутри единого целого. Сегодня больше принято говорить о разграничении философии и теологии, о постфилософском пути развития современной теологии. Но нужно помнить и об аспектах единства.

 

Теология зависит от философии 

 

Исторически теология (будем говорить только об ортодоксальной) постоянно зависит от философии. В эпоху патристики теология зависела от античной философии. Иустин Философ и Ириней Лионский активно использовали основные интуиции Платона. Каппадокийцы активно использовали средний платонизм. Появление неоплатонизма повлияло на теологию не сразу. Только в начале шестого века появляется собственно христианский неоплатонизм Византии, когда созданы были «Ареопагитики» и сочинения Иоанна Филопона. Эти тексты повлияли на арабскую, еврейскую и схоластическую философию средневековья не меньше, чем латинский неоплатонизм Августина. Латинская схоластика, кроме неоплатонизма испытала, влияние аристотелизма.

 

Появление немецкой классической философии сделало возможным новое влияние философии на теологию. Так, вся «русская религиозная философия» была шеллингианством, которое повлияло на «парижскую школу».

 

Появление экзистенциализма породило соответствующую теологию. Хотя экзистенциализм как философия вышел из моды, тем не менее, в теологии, особенно православной, быть экзистенциалистом – еще прилично.  Хотя скоро и это пройдет.

 

Философия как теология

 

Определение философии, взятое мною из лучшего учебника (Причепий Е.М.): «Философия – наука, которая разумом пытается постигнуть всеобщее». Всеобщее – это философское обозначение трех вещей: Бог, мир, человек. То есть философия разумом пытается ответить на вопросы: кто такой Бог? Кто такой человек? Что такое мир?

 

Эти самые три вопроса являются предметом рассмотрения теологии. В рамках естественной теологии богослов пытается ответить на эти вопросы с помощью разума.

 

Поэтому, занимаясь философией, я занимаюсь естественной теологией.

 

Следует также заметить, что в естественной теологии богослов часто пытается разумом ответить на изложенные три вопроса, сообразуясь со своим религиозным опытом, своей верой. Но тоже самое делает философ, когда, отвечая на эти вопросы разумом, сообразуется со своим духовным опытом, интуитивным постижением, озарениями, убеждениями, предпочтениями, верованиями и т. д. Об этом соотнесении мысли с духовным опытом постоянно пишут философы, начиная с Платона, который эту тему пытался промыслить систематически. Именно Платон является родоначальником таких философских тем, которые сегодня почему-то приписывают только христианскому экзистенциализму: человек ищет бесконечный смысл и не удовлетворяется конечными благами; человек имеет неосознанную любовь к Богу как Первому Любимому; человек истинно мыслит только в пограничной ситуации, перед лицом смерти.

 

Высокое призвание философии как мудрости естественного разума описано в Писании

 

Апостол Павел в первой главе послания к Римлянам пишет:

 

«18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела».

 

Здесь речь идет о язычниках и тех из них, которые называли себя мудрыми: философами. У всех язычников, и особенно у мудрецов-философов, было призвание – познать Бога из творения, познать естественный нравственный закон и жить согласно с ним, жить в благодарении Богу за собственную сотворенность. Вина язычников и философии – то, что они не познали Бога, существование которого явлено через творения.
То, что философия имела это высокое призвание, выполнение которого было задачей для всего языческого человечества, признавали и святые отцы. Об этом пишет св. Григорий Палама.

 

Особо заметим, что с этой точки зрения, если философия не выполняет своего естественного призвания, она становится вредоносной – помогает человеку в его самопоклонении, в его зависимости от мира, оправдывает человеческую греховность и безнравственность. Этим занимались софисты, этим занимаются постмодернисты.

Таким образом, бывает падение разума, падение философии, которое то же самое, что и общее падение человека. «Зло есть неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением, [чему-либо] иному помимо [естественной] цели» (Максим Исповедник, К Фалассию, Предисловие). Уклоняясь от возможного для разума познания Бога, философский разум уклоняется от своей естественной цели. Это уклонение – зло для разума. Уклонение бывает по двум причинам: или по недостатку усилий разума, или по отвращению от устремленности к этой цели.

 

Итог

 

Между философией и теологией существует единство. Философия как естественная теология является частью теологии вообще. Неудивительно поэтому, что исторически философия оказывала постоянное (существенное, определяющее, методологическое) влияние на теологию вообще (на теологию догматическую и мистическую).

 

Примечание

 

Свободна от влияния философии только библейская теология. За что я ее люблю. Но в книгах Премудрости есть тот же идеал мудреца, который есть и в античной философии. И этот идеал, по моему убеждению, не проник в Писание как чуждое греческое влияние, а является порождением самой библейской культуры, библейского мировоззрения. Философия как способ жизни, как единство теории и практики, мысли и морального поведения – вот идеал античности (П. Адо. Что такое античная философия? Духовные упражнения в античности). Такой же идеал мудреца находим в книгах Премудрости. Вырастание этого идеала из книг пророческих, из Псалмов – это тот процесс, который убеждает меня в важном тезисе: библейское мировоззрение не было настолько чуждым философии, как это принято думать. Но в целом в Библии мы обретаем свободную от философии теологию, которая, однако, сама по себе довольно близка к философии.

 

«Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
«к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.

Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда;
ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих;
все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;

все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания»

(Причти Соломона, 8:1-12)

Теги:
1508







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
16   jasvami
3 березня 2011 19:39

**Итак, философы с точки зрения богословия, это те же теологи, только не признающиеся в этом открыто**
Не признающие себя телогами, - вовсе не философы или философы лишь в собственных глазах.


28 січня 2011 00:03

Написанная недавно мною в кампании с Христокиным, но еще неоредактированная.
winked
Но про Библейское богословие то что написано - это сродни тому что Вы пишете. Зерно из которого все вырастает.
В общем Мао сказал: каждая палка имеет два конца.
А мне кажется верно и такое: каждая палка имеет два конца, но некоторые - еще больше. ТРи например. В общем, читайте РвУ и БП - далі буде...

Скоро буде статтья о различии winked
Может в феврале будет полностью готова. Там большая вещь.
Пока что можно посмотреть на БП статьи об о. Д. Станилоае. Я с ним согласен.
Ест. богословие тождественно философии (идеалистической). Догматика - уже нет. Мистика - тоже. А что? БП не читали?

Кстати, что-то Православный лет на 2,5 тысячи отстал от жизни. Среди философов есть не только теории абстрактные всякие.
Почитайте П. Адо.
http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/istorija_antichnaja/ado_per_duh
ovnye_uprazhnenija_antichnaja_filosofija/7-1-0-619
И вот еще http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/istorija_antichnaja/per_ado_fil
osofija_kak_sposob_zhit_besedy_s_zhanni_karlie_i_arnoldom_i_dehvidsonom/7-1-0-41
9

И еще http://theology.in.ua/ua/bp/theological_source/patristic/38806/
И неужели Вам неизвестно, что есть екзистенциалисты, которые не теологи, но философы. И Бог для них - не абстракция.
В общем, стремление В.Н. Лосского записать всех философов в одну кучу - смешно.
Почему рассуждения С. Крымского о Боге (а он уж извините - не хр. теолог. ОН крестился за год до смерти) - это абстракции? Почему его отношение к Богу - это абстрактная фикция? У него было очень живое отношение к Богу, личное, сердецное. И думал он о Боге - от опыта, лично и сердецно!!!


27 січня 2011 23:59

Православному. Насколько знаю, о различии есть отдельная статья. wink


27 січня 2011 18:41

Тоже логичное замечание. Философы, парируйте! smile


27 січня 2011 18:39

Различие между философией и богословием
Между богословием и философией есть существенное различие. Богословие основывается на Откровении, а философия покоится на предположениях и спекуляциях человеческого разума, своими силами ищущего истину. Богословие начинается с веры в существование Живого Бога. Для философов Бог — удобная для построения философской системы отвлечённая идея. Замечательные слова по этому поводу можно найти у В.Н. Лосского: «Бог — не предмет науки, и богословие радикальным образом отличается от философского мышления; богослов не ищет Бога, как ищут какой-либо предмет, но Бог сам овладевает богословом, как может овладеть нами чья-то личность… Бог богословия — это "Ты", это живой Бог Библии. Конечно это Абсолют, но Абсолют личностный, которому мы говорим "Ты" в молитве» .


26 січня 2011 20:30

Надо поискать. Вообще уже набралось материлов на коллективную научно-публицистическую монографию "Православние или русификация". Поэтому надо искать. Вроде бы Черноморец против монографии, но может уговорим?

Очень точное название. Совсем на днях, но не помню где (вах!) видела то ли в статье, то ли в комментах утверждение: пока к малороссийскому народу не вернется его русскость, пока они снова не станут русскими, возрождение православной веры невозможно!.. (если б знала, что пригодится - прикнопила б ссылочку).


26 січня 2011 20:14

Надо поискать. Вообще уже набралось материлов на коллективную научно-публицистическую монографию "Православние или русификация". Поэтому надо искать. Вроде бы Черноморец против монографии, но может уговорим?


26 січня 2011 19:52

Черноморец и компания писали, что учение о Русмире зависит от:
- еретической русской религиозной софиологии;
- уходит корнями в ересь стригольков, которые в свою очередь зависели от языческого культа "Матери-Земли"
;

Вау! Где??? Я что-то пропустила в творчестве Черномрца и компании??? Я говорю именно о выделенных в цитате аспектах.
Дайте ссылочку, Глебушка, плиз!

Как относиться к "философским басням"? Ап. Павле советует - не увлекаться ими. Отвергать их как и бабские фантазии.

Мы больше года назад с Черноморцем решили, что пассивность в отношении Русмира - чревата последствиями. Необходимо проводить дегазацию, а то газ по законам физики заполнит все доступные ему пустоты.
Чтобы отвергнуть то, что есть бабские фантазии (хотя нам, бабам, такая готика и на ум бы не пришла!), нужно доказать тем, кто считает это своим духовно-нравственным ориентиром, что они пагубно ориентируются на бабьи басни.
А то православные потеряли чуйку и увлекаются ветрами всяких нездоровых учений. Млин, иногда и полезно побыть в изоляции... wassat


26 січня 2011 19:22

Черноморец и компания писали, что учение о Русмире зависит от:
- еретической русской религиозной софиологии;
- уходит корнями в ересь стригольков, которые в свою очередь зависели от языческого культа "Матери-Земли";
-зависит от уваровской идеологии эпохи Николая Первого;
- умножается на постмодернистическое манипулирование;
В общем, философия и теология отвественны за идеи которыми живет человечество и за поведение человечества - о чем и писал ап. Павел. И тут разделить не прийдеться. Ересь философская порождает ересь богословскую очень быстро и незаметно. Влияние философии на богословов может ими отрицаться, но быть абсолютным. Отсюда - ответсвенность богослов за использование филсоофии. ЕГо надо осознавать, с этим надо жить. И надо учиться развивать библейское богословие - о чем тут пишет Черноморец в статье. Не метафизическое или экзистенциалистическое, а библейское. И это - верно.
Если сражаться с РУсмиром философски и богословски - это даст результат и хороший, но не достаточный. А если судить о Русмире с точки зрения Слова Божия, то тут вообще результат один - полное обличение этой "философской басни", то есть в переводе с языка ап. Павла "придуманной философами идеологической утопии". Как относиться к "философским басням"? Ап. Павле советует - не увлекаться ими. Ответрагать их как и бабские фантазии.


26 січня 2011 17:33

Попалась когда-то в далекой юности (я тогда была всеядная) в руки книжка Аристотеля на тему: философия - наука или искусство? Асилила страниц 10, после чего потеряла к философии интерес. Было впечатление, что автор пытается козла подоить. winked
А тут я гляжу, к хвилозохвии так сурьезно относятся...
Как я понимаю, философия предоставляет мыслительный инструментарий, который использует богословие?

Особо заметим, что с этой точки зрения, если философия не выполняет своего естественного призвания, она становится вредоносной – помогает человеку в его самопоклонении, в его зависимости от мира, оправдывает человеческую греховность и безнравственность. Этим занимались софисты, этим занимаются постмодернисты.

Такой вопрос к автору (кто о чем, а студент о блохах на слоне): чем, с Вашей точки зрения,является доктрина Русского мира - из сферы философии, богословия или это просто мертвый конструкт, которому пытаются придать черты философско-богословского анализа? Или это просто побочный продукт жизнедеятельности русских философов, который затвердел и в таком виде вдруг стал востребованным? Ведь кое-кто пытается заставить нас посмотреть на мир, человека, Бога именно через призму РМ...


26 січня 2011 16:48

Українське богословя або буде вселенським (універсальним), або його взагалі не буде.
Така українська ситуація. Якщо в Росії є що протиституювати до рівня націоналістично-імперіалістичного міфа про РМ та все таке, то у нас немає.
Треба виростити універсальне, і воно ж - українське. Без націоналізму та імперіалізму.


26 січня 2011 16:35

Полностью согласен с Юрием. Теология и есть философия, а философия есть теология. Это если смотреть непредвзято, широко, масштабно. Первое слово «да будет!» прозвучавшее во вселенной и есть богословие. А многие слова, которые силятся осмыслить «да будет!» есть – философия. Но, если мы разнесем богословие по национальным квартирками, «комиркам», то оно не перестанет быть от этого богословием, а философия философией, но в них будет заметен вектор на понижение, умаление. Таким образом, у нас есть русское богословие и украинская философия…


26 січня 2011 14:56

Которые сами существенно зависят от ФИЛОСОФСКОЙ антиметафизики экзистенциализма. wink


26 січня 2011 14:54

И "чистым" теологам-экзистенциалистам.


26 січня 2011 14:53

Совершенно верно! Во всяком случае философия и богословие не настолько далеки, как этого хотелось бы "чистым философам".






Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант