Как сообщалось, 10-11 ноября на базе богословско-философского факультета Украинского католического университета (Львов) состоялась международная конференция «Академическая теология в постсекулярный век», организатором которой выступили Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея (Москва, Россия), Институт экуменических студий (Львов, Украина) при поддержке программы «Kerk in actie» (Уттрехт, Голландия).

Во второй день конференции профессор Волоской академии (Греция) Пантелис Калайцидис представил доклад на тему «Теология в пост-секулярную эпоху между публичной и приватной сферами: встречая вызов религиозного фундаментализма и “фундаментализма” современности». Проф. Калайцидис отметил, что по отношению к окружающему миру мы сегодня занимаем, скорее, защитное отношение. Мы живём, по его мнению, в глобализированном мире, где угрозы нашим традициям, странам весьма велики, и мы уверены, что вера – этот тот самый сильный фактор, который поможет выстоять против глобализации. Именно это защитническое отношению, по его мнению, является тем, что определяет современную идентичность, однако же, на самом деле, не является христианским отношением к действительности. Проф. Калайцидис отметил, что если мы принимаем, что живём в постсекулярном обществе, то должны признать, что живём и в постхристианском обществе. Пост-христианское не означает - анти-христианское. Однако мы должны делать различие между культурным уровнем и уровнем веры.


Профессор Франк Бестебрёйрте прочитал доклад на тему «Границы разума и границы веры. Герменевтические размышления об академической теологии». Он отметил, что одним из вызовов академической теологии может быть разделение границ разума и веры, и предположил, что наиболее правильным принципом определения границ может быть пересмотр научной герменевтики, поскольку и теология, и наука определённым образом разделяют герменевтические предпосылки. Теология, полагает Ф. Бестебрёйрте, должна быть дисциплиной, которая занимается методологической рефлексией о границах, устанавливаемых человеческим разумом в постижении божественного. С одной стороны, это сделает возможным сущностное, а не формальное возвращение метафизических вопросов в академическую сферу. С другой стороны, понимание божественного как такой силы, что не поддаётся схватыванию и выражению, ведёт к тому, что теология должна учитывать специфику собственного разговора о Боге. Ключевым положением Ф. Бестебрёйрте стало следующее: критическая герменевтическая рефлексия относительно исторической парадигмы может служить общей почвой для признания границ разума по отношению к Богу и границ веры по отношению к знанию, и именно разработка этих границ может стать общим проектом Западной и Восточной теологии в отношении теологии академической.

Павел Смыцнюк, руководитель проектов и программ Программы экуменических студий, в докладе «Академическая теология и экуменическая формация» предложил своё видение того, каким образом экуменизм включается в академических институциях. Он отметил необходимость более глубокого включения студентов разных конфессий в совместный образовательный процесс. Кроме того, был представлен анализ воззрений митрополита Иоанна (Зизиуласа) на то, каким образом можно преодолеть конфессионализм в теологическом исследовании и преподавании.

В докладе «Теология в переводе Библии сегодня» Андрей Десницкий, сотрудник Института перевода Библии (Москва), напомнил, что те, кто профессионально занимаются процессом истолкования Библии, и те, кто могут назвать себя теологами, лишь недавно осознали важность взаимного сотрудничества для адекватного перевода Библии, и по-прежнему работают над созданием пространства для позитивного сотрудничества. Исследователь считает, что постмодернизм привёл к переосмыслению значимости личной позиции переводчика при работе с текстом. По его мнению, после десятилетий секулярных методов переводов переводчики обращаются к некоторым вопросам, которые имеют, скорее, теологическую природу.

Доклад «Ситуация и перспективы теологического образования в Украине» Виталия Хромца, доцена кафедры культурологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова вызвал оживленное обсуждение. В. Хромец отметил основные официальные документы, которые составляют законодательную базу для введения теологии в академическое пространство, а также предложил путь пунктов, которые, по его мнению, должны быть выполнены для полноценного включения дисциплины в университетское образование: 1. Человеческий ресурс; 2. Учебно-методический ресурс; 3. Согласование учебных программ с официальными представителями тех или иных религий; 4. Разработка более широкого спектра специализаций; 5. Создание Учёного Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. Виталий Хромец также сообщил, что зачастую высказываются опасения относительно того, что теология воспримет академичность и потеряет в теологичности, однако редко высказываются о том, что теологи также могут влиять на науки. По его мнению, кампанию по введению теологии в академическое пространство следует основывать на том, что наличие в университете теологов предполагает определённый моральный образец.

Закрывая конференцию, ректор Библейско-Богословского института св. ап. Андрея (РПЦ) Алексей Бодров отметил, что к формальному заключению или же определённому пресс-релизу, подытоживающему мероприятие, прийти не удалось, однако было обеспечено место для открытых, весьма продуктивных дискуссий. Одним из консенсусов, которых удалось достичь, стало положение, что академическая теология не может быть включена в научное пространство без диалога с современной культурой, учитывая многообразие её форм. С точки зрения А. Бодрова, основным понятием здесь будет понятие диалога – теология родилась в диалоге и без диалога не может быть в целом. Кроме того, А. Бодров отметил необходимость "защиты" академической теологии от Церкви. Академическая теология может быть полезна тогда, когда она оказывается способной предоставить основания для разговора о борьбе с предрассудками, фундаментализмом и тому подобными негативными феноменами. В заключение ректор ББИ выразил надежду, что последующие конференции продолжат развивать диалог и кооперацию между теологией и другими сферами знания.

Теги: