К 900-летию пещер киевской «Церковщины» открылась уникальная музейная экспозиция15 ноября в одном из подземных сооружений Гнилецких Свято-Феодосиевых пещер урочища «Церковщина» открылась экспозиция иллюстративно-текстовых стендов, посвященных богатой и самобытной истории этой святыни Православия на Киевской земле, сообщает Православие в Украине.

С 1991 г. уникальные 900-летние пещеры, заброшенные в советское время, исследуются археологической экспедицией Музея истории Киева, и с 1992 г. находятся в ведении этого Музея. Согласно договору, заключенному в 1999 г. между Музеем и мужским монастырем «Свято-Покровская Голосеевская пустынь», в пещерном храме в честь преподобного Феодосия Печерского начали совершаться богослужения.

А в 2000-2001 гг. Голосеевской пустыни было передано расположенное у пещер здание недостроенного храма в честь святого Николая Мирликийского, и тогда же в кельях при нем открылся монашеский скит, который в 2010 г. обрел статус самостоятельного монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Комментируя нынешнее событие, заведующий отделом «Киев подземный» Музея истории Киева Владислав Дятлов сообщил: «В 1991-1999 гг. Музеем была проделана колоссальная работа по восстановлению исторического прошлого «Церковщины». В археологическом «культурном слое» урочища и в архитектуре пещер, а также на страницах многих и разнообразных письменных источников проступала на свет подлинная и удивительная по насыщенности судьба святыни – гораздо интереснее, чем бытовавшие прежде слухи и мифы. А наше последующее соработничество с Голосеевской пустынью способствовало возрождению в «Церковщине» монастыря: в частности, именно наши сотрудники разыскали документы, свидетельствовавшие о том, что под советской облицовочной плиткой на стенах одного из наземных зданий в урочище скрыты фасады недостроенного Свято-Николаевского храма. Кстати, во времена закладки этого храма братия обители слышала пророчество, что он будет достроен. Пророчество сбылось – храм достроен силами возрожденной обители. Что примечательно: он, в общей сложности, строился по частям в течение целых 100 лет – с 1905 по 2005 гг.! Итоги наших исторических изысканий были описаны в объемной книге, изданной в 2001 г. по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира. Но еще до ее выхода в свет нам хотелось поделиться с паломниками, посещавшими пещеры, полнотой добытых сведений: ведь оказалось, что с «Церковщиной» связаны имена многих святых и многие события общекиевского и общеукраинского масштаба. Например, игумен Мануил укрывал здесь от большевиков будущего священномученика Иоасафа Могилевского – в миру князя Владимира Жевахова, возродившего в Киеве Зверинецкие пещеры...»

Из истории известно, что в 1062-1074 гг. в уединенной пещере на территории «Церковщины» часто уединялся преподобный Феодосий Печерский, на стыке XI-XII вв. здесь возник пещерный Гнилецкий Пречистенский монастырь. Со временем, как и в Киево-Печерской Лавре, иноки этой обители переселились на поверхность, а пещеры стали местом погребения усопшей монашеской братии. Гнилецким постриженником был прп. Герасим Вологодский (†1178), основавший в 1147 г. в Свято-Троицкий Кайсаров монастырь в г. Вологде и ставший одним из первых подвижников Русского Севера.

На рубеже XII-XIII вв. гнилецкие иноки возвели каменный храм, похожий на знаменитую Пятницкую церковь в Чернигове. После монгольского нашествия обитель снова переместилась в пещеры, а к началу XVI в. – запустела. В 1835 г. ее пещеры с прекрасной сохранностью древней обстановки, а также впечатляющей протяженностью и многоярусностью открыл для посещения паломниками святой Иннокентий Херсонский (†1857) – в то время ректор Киевской духовной академии. В 1900-1902 гг. в «Церковщине» был учрежден «Скит Пречистой», начальником которого стал игумен Мануил, в схиме Серафим (Ковш, †1920) – ученик преподобного Ионы Киевского (†1902).

Теги: