Издательство Сретенского монастыря выпустило книгу протоиерея Владислава Цыпина «Каноническое право». В ней говорится, что древний Юлианский календарь сохранили Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви. Остальные автокефальные православные Церкви в ХХ веке перешли на Новоюлианский стиль, который совпадает с Григорианским календарем.
Григорианский календарь ввели в 1582 году, чтобы возвратить неподвижные праздники на то астрономическое календарное время, в которое они праздновались в эпоху I Никейского собора. Реформаторы исключили из церковного года 10 дней. Кроме того, начали вычеркивать по одному дню в определенные годы. В результате разница между Юлианским и Григорианским календарем составила в XX и XXI веке 13 дней. В XXII столетии она составит 14 дней.
«В системе Григорианского календаря одни и те же даты удерживаются в течение значительно более длительного времени, чем в Юлианском календаре, в астрономически тождественное время года, – пишет протоиерей Владислав Цыпин. – Юлианский же календарь допускает смещение дат: так, через несколько тысяч лет 1 января по Юлианскому стилю будет приходиться не на зимнее, а на весеннее время».
Однако для Церкви Новоюлианский (Григорианский) календарь хуже традиционного. Его введение повлекло за собой выпадение из литургического года 13 дней. Кроме того, вычисление празднования Пасхи у всех православных происходит согласно с Александрийской пасхалией. Начало Петрова поста определяется Александрийской пасхалией, а конец солнечным календарем. Поэтому этот пост заканчивается в Церквях, перешедших на новый стиль, на 13 дней раньше, чем в других. А в случае поздней Пасхи этот пост вообще исчезает.
«Причем в последующие столетия, с нарастанием расхождения между календарями, это сокращение Петрова поста будет увеличиваться, пока он совершенно не исчезнет из церковного года», – пишет протоиерей Владислав Цыпин.
Теги: Владислав Цыпин, Петров пост, Юлианский календарь, Григорианский календарь, Новоюлианский календарь
Упомянутые им Церкви перешли на новоюлианский календарь только частично. Пасхалию же рассчитывают по юлианскому.
Достаточно пасхалию перевести на новоюлианский календарь, чтобы не возникало проблем с Петровым постом. Что будет, кстати, исправлением существующего нарушения правил Первого Вселенского собора, постановившего Пасху отмечать в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.