Кто-то назвал этот фильм «слишком агитационным», кто-то «настоящим шедевром». За этими определениями теряется очень важный момент. Фильм «Поп» фактически показывает жизнь святых людей, ставших таковыми не в монастыре или затворе, а в семейной жизни. Режиссер Владимир Хотиненко тем самым выполняет ту же работу, которую сделал Димитрий Ростовский в XVII-м веке: создает образы для подражания. И образы эти тем и замечательны, что показаны они в понятной для современников форме.

Дискуссии вокруг фильма уходят в сторону. Одни критики пишут об истории Псковской миссии, другие – об образе немцев или партизан. Все-таки, все перечисленное – лишь фон для изображения главных героев – священника и его жены. Герой Сергея Маковецкого – отец Александр Ионин  в условиях крайней бедности и немецкой оккупации решается на усыновление.

Сегодня, когда мы живем далеко не в тех бытовых условиях, в которых жили советские люди 40-х годов прошлого века, очень многие не хотят даже рожать детей, не то чтобы усыновлять. Матушка Алевтина – героиня Нины Усатовой фактически жертвует собой, чтобы не заразить детей. При этом сама матушка показана обычной женщиной, с банальной бытовой раздражительностью, готовой сорваться и накричать на одну из усыновленных дочерей. Подобные мелочи рассыпаны по всему фильму и делают его особенно правдивым. Да и отец Александр ведет себя как-то обыденно – в его взгляде нет героической искры, а в интонации – трагического пафоса, который вроде как подходит к драматическим событиям всего фильма. Режиссер очень тонко чувствует грань между изображением настоящих человеческих эмоций и дешевой театральщиной.

Почему-то многими критиками осталось незамеченной и другая важная линия фильма. Это любовь матушки Алевтины и отца Александра. Любовь, полная настоящего христианского целомудрия. В мире, где само слово «любовь» стараниями голливудских режиссеров стало восприниматься крайне приземлено, фильм показывает истинно семейную любовь. Не влюбленность, которая заканчивается после бытовых ссор, не флирт, который разрушает семьи, а настоящую любовь, которой любящие супруги достигают за годы терпения и молитв. Зрители настолько привыкли к тому, что люди, которые любят друг друга, должны целоваться на экране и делать что-то более зрелищное, что полные искренней заботы друг о друге диалоги батюшки и матушки уже не воспринимаются как «история любви». А ведь это была одна из задумок создателей фильма. «Это не только история священнического подвига, который каждый день совершали миссионеры, но и рассказ о любви отца Александра и матушки Алевтины. Такой истории любви в кинематографе пока еще не было», - говорит Александр Сегень, автор сценария фильма «Поп».

Символична концовка фильма. Под звуки песни группы Boney M возвращается из заключения отец Александр. Тот самый текст – «На реках Вавилонских», который в православии считается символом покаяния, в исполнении эстрадного коллектива становится мажорной песенкой, под которую отдыхает молодежь 70-х годов.

Советское время действительно искалечило души людей, превратив некогда православную Русь в безбожный Вавилон. И нужен такой подвижник, как отец Александр, который сможет вернуть нас из этого духовного плена в небесный Иерусалим – потому в финальной сцене он и зовет за собой молодежь. Давайте пойдем за ним, судя по всему, он точно знает дорогу.

Влад Головин.

Теги: