Американский Национальный центр исследований общественного мнения представил результаты исследования, признанного лучшим на данный момент анализом мировых тенденций в области религии.

Ученые США о мировых тенденциях развития религии
"Изменения в области религии нельзя описать какой-либо простой формулировкой вроде "секуляризации", "религиозного возрождения" или "веры без вероисповедания" ("believing without belonging", "верить, но не принадлежать" – имеется в виду, к конкретной общине)", - предупреждают исследователи.

Анализ основывается на десятках исследований американских и европейских социологов, посвященных изменениям в религиозной жизни США, Западной и Восточной Европы и, в меньшей степени, остального мира.

США остаются необычайно религиозными для развитой страны. Приблизительно 60% американцев молятся раз в день или чаще, очень значительная доля опрашиваемых говорит о чувстве близости к Богу, о чувствах, что Он присутствует в их жизни или направляет ее. Большинство указывает, что вера занимает в их жизни очень важное место.

С одной стороны, вера американцев вроде бы пошатнулась. Все больше жителей США, оставаясь верующими, признаются в сомнениях насчет бытия Божия. Растет также доля тех, кто верует в Бога, но не идентифицирует себя ни с какой религиозной группой. Среди тех же, кто отождествляет себя с конкретной деноминацией, все меньше усердных прихожан, и все больше – тех, кто в церковь не ходит совсем.

С другой стороны – сегодня тех, кто верит в загробную жизнь и молится ежедневно, стало больше, чем было в 1970-х.

Вдобавок каждое из этих изменений не однонаправлено, каждый процесс дает свои спады и взлеты, которые не складываются в единую картину. Как заключают аналитики, "религиозная жизнь в США в последние полвека в общем движется в сторону секуляризма, но процесс этот очень сложный и имеет множество оттенков".

Европа, уже и к 1970-м сильно секуляризованная, и дальше двигалась в этом же направлении, но здесь изменения во времени теряются в пестроте местных различий.
В 1997 году в Греции назвали себя атеистами 1,9% жителей, в Италии – 2,8%, во Франции - 24,3%, а в Восточной Германии – 59,7%. Число практикующих верующих варьируется от 5,5% в Дании до 51,9% в Ирландии. В этих данных можно усмотреть общее направление движения Европы прочь от религии, но водовороты и подводные течения истории разных стран проявляются значительно более явно, чем это общее движение.

Крах коммунизма в Восточной Европе 20 лет назад показал еще одно любопытное явление: "не существует единой модели религиозной жизни в пост-коммунистических странах", - констатируют аналитики. Когда гонения со стороны государства и идеологический пресс ослабевают, в одних странах это приводит к бурному росту религиозности, в других – лишь слегка замедляет отдаление от нее.

В 2005 году веровали в личного Бога (не в смысле "в собственного", а в смысле "в в Бога как Личность, а не безличную силу") 90% румын - и лишь 16% эстонцев. Исследование 2006 года показали, что ежедневно молятся три четверти поляков – и лишь восьмая часть чехов. В Польше верующих в загробную жизнь в шесть раз больше, чем в Восточной Германии.

Распространенная некогда точка зрения, что религия отступает перед модернизацией, оказалась несостоятельной – в нее явно не вписывается Америка. Аналитики признают, что некоторые основания у нее есть: религиозность общества относительно коррелирует с такими характеристиками как уровень здравоохранения, ожидаемая продолжительность жизни и уровень образования. Но тут же они делают оговорку: эти корреляции не очень сильны, многие из них статистически незначимы, и приходят к выводу: "Связь между этими показателями слабая и различается по странам".

То же касается и связи личной религиозности с уровнем образования. В целом ученые-естественники, инженеры и врачи дают меньшую долю убежденных в бытии Божьем и загробной жизни, ежедневно молящихся и посещающих церковные службы, чем другие служащие с высшим образованием. Но разница эта невелика, отмечают аналитики, - в большинстве своем они все-таки остаются верующими, относят себя к определенному вероисповеданию, молятся и ходят в церковь. "В итоге предположение, что естественные науки уводят людей вообще и ученых в частности от религии, лишь в небольшой мере подтверждается существующими данными", - заключают аналитики.

Теги: анализ статистика пост-коммунизм Восточная Европа