Патриарх Кирилл оказался в громком судебном споре с известным хирургом в сане священникаПатриарх Кирилл уже в ближайшее время может значительно улучшить свои жилищные условия. Его представители сумели добиться наложения ареста на квартиру в престижном московском "Доме на набережной", которая соседствует с квартирой Патриарха Кирилла и принадлежит врачу-кардиохирургу, бывшему министру здравоохранения России, священнику Юрию Шевченко, сообщают российские СМИ — Росбалт, Коммерсант, Фонтанка.

Эта история началась еще в 2010 году, когда семья Шевченко приобрела квартиру в доме 2 по улице Серафимовича ("Дом на набережной") для дочери Ксении — многодетной мамы. Весной 2010 года в апартаментах начался ремонт, который в октябре прервался из-за вмешательства Лидии Леоновой - соратницы Патриарха Кирилла, прописанной  в одной с ним квартире. Госпожа Леонова предъявила семье Шевченко претензии: мол, из-за ремонта, который ведется в квартире Шевченко, в квартире Владимира Михайловича Гундяева (мирское имя Патриарха) этажом выше оседает пыль.

Свои претензии Лидия Леонова оформила в судебном порядке, хотя Юрий Шевченко не хотел конфликта с Патриархом Кириллом, которого знает много лет, и был готов без всякого выяснения происхождения пыли возместить ущерб. Однако никакого диалога наладить не получилось, утверждают представители Шевченко.

Вскоре после случившегося с бывшим министром связался депутат. Он предложил себя в качестве посредника в улаживании возникшего конфликта с Владимиром Гундяевым. Суть предложения заключалась в дарении Патриарху квартиры, а его представителю – 500 тыс. евро. Шевченко счел такие требования чрезмерными.

Однако Замоскворецкий суд удовлетворил иск Леоновой, обязав Шевченко выплатить 20 млн рублей.

Патриарх Кирилл оказался в громком судебном споре с известным хирургом в сане священникаДанное решение было оспорено в Мосгорсуде. В кассационной жалобе представители Шевченко подняли весьма болезненную для Патриарха тему: "Специфика данного дела заключается в том, что не привлеченный к участию в деле собственник квартиры В. М. Гундяев, будучи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и одновременно монахом, по Уставу Василия Великого, в соответствии с 6-м правилом Двухкратного Собора и Уставом РПЦ не вправе владеть какой-либо собственностью… Суд первой инстанции был обязан выяснить правомерность обращения с иском Л. М. Леоновой". Проще говоря, адвокаты утверждают, что сам Патриарх, в силу вышеперечисленных обстоятельств, подобный иск подавать бы не стал. А Леонова не предъявила никаких подтверждений своих прав требовать столь крупную сумму в интересах собственника квартиры Гундяева.

Мосгорсуд не стал вдаваться в такие нюансы и в феврале 2012 года оставил решение Замоскворецкого суда в силе. Более того, Леонова потребовала, чтобы в обеспечение ее иска был наложен арест на две квартиры в "Доме на набережной": на принадлежащую супруге Юрия Шевченко и ту, которую приобрел он сам, а потом подарил дочери Ксении. Представители Патриарха сочли, что расходы по уборке пыли в его апартаментах, в том числе не отображенные в иске, стоят столько же, сколько две квартиры в одном из самых дорогих домов столицы. Замоскворецкий суд в данном вопросе удовлетворил запросы представителей Патриарха не полностью. Арест был наложен только на квартиру Ксении.

Адвокаты Шевченко сейчас готовятся обжаловать решение Мосгорсуда в Верховном суде.


Одновременно адвокаты Шевченко подали в Замоскворецкий суд иск и к самому Владимиру Гундяеву о "необоснованном обогащении". Поскольку было принято решение взыскать с Шевченко 2,6 млн рублей за испорченную мебель из квартиры Патриарха, то, согласно российскому законодательству, все пришедшие в негодность предметы должны быть переданы ответчику, то есть бывшему министру. Иначе получится, что истец получит и мебель, и полную ее стоимость, что расценивается как неосновательное обогащение. Адвокаты Шевченко требуют от Патриарха отдать 13 стульев, два дивана, кресло и три ковра.

История о пыли в апартаментах Владимира Гундяева обещает быть долгой, она охватывает все больше разных инстанций. Впрочем, как выяснил "Росбалт", у нее есть и "второе дно". Определенные недопонимания между Юрием Шевченко и Патриархом возникли еще в 2008 году, когда представители последнего попросили бывшего министра подписать покаянное письмо.

Патриарх Кирилл оказался в громком судебном споре с известным хирургом в сане священникаПрофессор, хирург с мировым именем Юрий Шевченко занимал пост министра здравоохранения с 1999 года по 2004 год. Тогда же он стал поддерживать дружеские отношения с Патриархом Алексеем II. С благословения Алексия II Юрием Шевченко были основаны медицинский Пироговский центр, Центр грудной и сердечнососудистой хирургии Святого Георгия Победоносца, который Патриарх освящал лично.

По благословению Алексия II Шевченко окончил в Ташкенте духовную семинарию, после чего был рукоположен в сан священника в Украинской Православной Церкви. У него сложились дружеские отношения с митрополитом Владимиром (Сабоданом), которого он и лечил.

В 2008 году Алексий II умер, а Патриархом стал Кирилл. По словам родственников Юрия Шевченко, вскоре после этого к нему обратились представители Московской епархии с рекомендацией подписать покаянное письмо Кириллу за то, что рукоположился без его ведома. Шевченко делать этого не стал, так как по канонам нарушений не было. По словам близких врача, в РПЦ тесные отношения между Шевченко и митрополитом Владимиром вызывали нескрываемое раздражение.

До недавнего времени Юрий Шевченко оставался практикующим хирургом, вел священническую деятельность в Национальном медико-хирургическом Пироговском центре, где выстроил храм Николая Чудотворца. Под редакцией Юрия Шевченко издана книга о святителе архиепископе Луке – хирурге Воино-Ясенецком, которая была переведена на многие языки мира. За это издание священник Георгий (Ю. Шевченко) был награжден орденом предстоятеля Греческой (Элладской) Православной Церкви. Шевченко готовился передать Московской Патриархии сформированный по крупицам собор из полутысячи редчайших мощей и реликвий христианской веры. "Дар не был принят, все попытки узнать личную позицию по данной ситуации в РПЦ натыкались на полное непонимание", — рассказали "Росбалту" близкие Юрия Шевченко.

Сейчас священник-хирург тяжело болен (у него выявили онкологическое заболевание), и единственное, чего хочет, чтобы суд был справедливым и смотрел на суть дела, а не на то, кем являются представители истца.

65-летний отец Георгий, в миру Юрий Шевченко, так прокомментировал "Фонтанке" свой спор с Патриархом: "Я серьезно болен, после обеда редко встаю с постели. Навряд ли я могу на что-то влиять. Напротив – хочу завершить все свои мирские дела. Квартиру я отписал своей дочери Ксении с четырьмя детьми, двое из которых приемные. А сейчас дарственная аннулирована. Я пытался поговорить с Патриархом, но мне не пробиться через заслоны его окружения. Думаю, если ему и говорили про меня, то какую-нибудь чепуху. А может быть, ему так надо".

Пресс-секретарь Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский заявил журналистам, что ему ничего не известно по этому делу и, кроме того, "у меня рот не раскроется задавать Патриарху вопросы по поводу квартиры".

Теги: