16 февраля 2012 года исполняется 100 лет со дня кончины святителя Николая Японского. Архиепископ Николай (Касаткин) обратил в православие более 20 тысяч человек, перевел на японский язык Новый Завет и основные богослужебные книги, построил православный собор в Токио, сообщает Рravoslavie.ru.

Святитель Николай Японский (Иван Дмитриевич Касаткин, 1836-1912) – крупнейший миссионер 19-20 вв., епископ Русской Церкви; более тридцати лет самоотверженно трудился в Российской духовной миссии; основал Православную Церковь в Японии. Прославлен РПЦ в 1970 году в лике святых как равноапостольный.

Первые годы своего нахождения в Японии о. Николай самостоятельно изучал японский язык, культуру и быт японцев и занимался организационными вопросами для открытия подворья РПЦ. Первым крещенным японцем в 1868 году стал синтоистский священнослужитель Такума Савабэ, бывший самурай, пришедший в дом к о. Николаю, чтобы убить его, так как считал, что религия — средство, используемое другими государствами для захвата Японии. Но святитель остановил его, сказав, что нельзя судить о каком-либо предмете, не зная его. Это высказывание заинтриговало синтоиста. Впоследствии он часто беседовал с о. Николаем, с большой любознательностью впитывал в себя неведомое для себя учение, а затем принял православие и в конце концов стал священником.

К 1870 году православная община насчитывала свыше 4 000 человек, а к 1912 году — около 33 тысяч человек и 266 православных общин. В настоящее время Церковь насчитывает около 36 000 человек. Регулярно издаётся журнал «Сейкё Дзихо» («Православный вестник») на японском языке. Действует православное сестричество и общество православной молодёжи. До сих пор благодарные японцы в память о свт. Николае называют освященный им в 1891 г. кафедральный собор "Николай-до".

Во время русско-японской войны святитель Николай остался со своей паствой в Японии, однако лично в общественных богослужениях участия не принимал, так как согласно чинопоследованию богослужений (и благословению самого свт. Николая Японского), японские христиане молились о победе своей страны над Россией: «Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране».

Интересно, что несмотря на торжества, приуроченные ко дню памяти Николая Японского, взгляды святого во многом контрастируют с заявлениями нынешнего главы Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла. Так, в 2011 году Патриарх Кирилл приятно удивил российскую общественность, заявив, что «Россия никогда не вела захватнических войн». Между тем известно, что святитель Николай Японский критиковал военное ведомство Николая II за захватническую политику на Дальнем Востоке, вторжение в Маньчжурию и предвещал закономерное поражение России в русско-японской войне.

В феврале 2011 года на Архиерейском соборе РПЦ Патриарх Кирилл призвал епископов не забывать, что они «представляют не только 22 страны, из которых они приехали, они представляют русский православный мир, который присутствует более чем в 60 странах мира». Также 1 февраля этого года Патриарх Кирилл встретился с председателем правительства Российской Федерации В. В. Путиным, во время которой премьер напутствовал Патриарха заявлением, что его деятельность «на так называемом постсоветском пространстве» — это «безусловно, один из очень важных элементов нашей внешней политики».

На всё это святитель Николай Японский ответил еще в начале 20 века: «Здесь не русская Церковь, а вполне японская», «Я здесь не служитель России, а служитель Христа», «потому что дело Христа — не как дело России» (Дневники святого Николая Японского. В пяти томах. Том 5, стр. 30).

Теги: