5 июля 2019 года в мечети села Заречное сотрудники российского Центра по противодействию экстремизму МВД, прокуратуры и бойцы ОМОН провели оперативные мероприятия. «После пятничной молитвы все прихожане остались во дворе мечети, а с имамом Кантемировым провели беседу», – сообщало тогда правозащитное объединение «Крымская солидарность». «Решили, видимо, напугать, но все прошло спокойно. В августе Кантемирову стали звонить из прокуратуры Симферопольского района и приглашать для дачи объяснений, по факту проводимых им богослужений. Мы пришли в прокуратуру и сказали, что дадим пояснения только по анкетным данным, а на все остальные вопросы отказываемся отвечать по 51 статье Конституции, – рассказал адвокат Рустем Кямилев. – Через месяц его вновь вызвали в прокуратуру для дачи объяснений, он отказался. Позже его пригласили уже в мировой суд».

27 сентября 2019 года против Кантемирова российскими силовиками было начато административное производство «по факту нарушения законодательства о свободе совести и вероисповедания». По версии прокуратуры Симферопольского района, Кантемиров «осуществлял миссионерскую деятельность, которая выразилась в проведении богослужения» без регистрации «религиозной группы» в соответствующем государственном органе. Вину Кантемирова прокуратура доказывала, опросив несколько прихожан мечети, которые подтвердили, что на протяжении последних пяти лет посещают намаз в мечети Заречного. Во время заседания мировой судья Екатерина Чумаченко объявила о прекращении административного преследования.

Арсен Кантемиров был избран имамом мечети в Заречном в 2008 году и после этого не переизбирался. По словам адвоката Рустема Кямилева, община мечети была автономной, зарегистрированной согласно украинскому законодательству. После 2014 года община не стала перерегистрироваться и не переизбирала имама.

«Это лишь один из случаев преследования имамов в Крыму. До этого привлекаемые не публиковали информацию об этом, а здесь получился определенный резонанс. Отправление мусульманских обрядов, богослужения может проводить, согласно канонам ислама, любой верующий, знающий, как проводить никях и другие обряды, – отметил Кямилев, возложивший ответственность за преследование имама Кантемирова на подконтрольное российским властям Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК). – Муфтият пытается подмять все общины под себя, чтобы контролировать. Для власти это тоже выгодно – контролировать все общины. Это при том, что на сегодняшний день, муфтият – такая же община, зарегистрированная по законам России. И этот же закон не запрещает регистрировать наравне с муфтиятом другие общины. Муфтият лишь один из участников этого процесса, однако имеющий амбиции контролировать всех остальных, чему активно помогают и власти и силовые структуры». «Ґрати» обратились к пресс-секретарю ДУМК с просьбой подтвердить или опровергнуть заявление стороны защиты, однако ответа к моменту публикации не поступило.

Пресс-секретарь ДУМК Зера Эмирсуин в комментарии «Ґратам» сказала, что муфтият не имеет отношения к преследованию Кантемирова. «Муфтият не имеет абсолютно никакого отношения ни к судебному преследованию, да и на каких основаниях, если ни мечеть, ни имам в этой мечети не находятся в ведении муфтията, ни к мечети, ни к имаму», – рассказала пресс-секратарь.

Теги: