Во время поездки по военным базам Украины на границе с Крымом белорусского журналиста впечатлило, как в помощь украинским военным включаются самые разные люди, а "в авангарде этого общественного движения находятся священники. Униаты, католики, православные. И не только православные Киевского патриархата, но и что самое интересное – Московского также", цитирует "Религия в Украине" репортаж журналиста "Львов начинается в Херсоне" в издании Новый час.

"Между представителями двух патриархатов существуют трения, факт известный, -- пишет журналист. -- Я слышал от некоторых «киевских» очень негативную оценку деятельности “московских” в армии: они якобы деморализуют военных, настраивая их на то, чтобы те, не дай бог, не стреляли по “братьям”... что бы те “братья” ни делали".

Вместе с тем, как свидетельствует журналист, протоиерей Сергий Дмитириев (на фото), который родился в Мурманске (Россия), настоятель храма св. Варвары и руководитель Отдела социального служения и благотворительности Херсонской епархии УПЦ (Московского Патриархата), возражает: да, подобные случаи были, но это единичные случаи, и их только таким образом и можно рассматривать, не перенося на всё церковное сообщество, делая из него “пятую колонну”.

«Тогда придётся записать в предатели Виталия Кличко и Петра Порошенко, поскольку они прихожане церкви Московскеого патриархата. Тогда как Анна Герман, например, когда-то близкая соратница Януковича, униатка. Некоторые храмы Киевского патриархата в Херсоне строились за деньги регионалов. Священник Андрей Калита, из «киевских», был в Херсоне духовноком СБУ, «Беркута» и т.д. Поэтому нелепо говорить про конфессиональное разделение между старой и новой властью. Оно искусственное», – говорит о. Сергий Дмитриев.

Священник рассказал, что в Свято-Екатерининском соборе, старейшем православном храме в Херсоне, где находится усыпальница князя Потёмкина, один священник, раньше очень пророссийски настроенный, бывший офицер погранвойск, пошёл теперь по призыву в армию, охраняет украинскую границу.

Митрополит Августин, глава Синодального отдела УПЦ (МП) по взаимодействию с Вооружёнными Силами, белорус по происхождению, большой москвофил, в первые же дни оккупации Крыма отправил в Москву письмо, в котором писал, что украинская церковь будет со своей армией, своим народом до конца. И любая возможная позиция Патриарха Кирилла сдвинуть её не сможет.

«Там, в армии, нашы дети, наши прихожане. Не быть вместе с ними – это просто было бы предательством... Что касается патриарха Кирилла, пока он молчит, его позиция непонятна. Но если мы на самом деле братские церкви, как священник, который родился в России, я хотел бы, чтобы мои собратья вышли с иконами к Кремлю – высказались против войны и прекращения аннексии. Иначе какое тут братство?», – говорит отец Сергий Дмитриев и сам принимает очень активное участие в помощи военным.

Он добился в Киеве, чтобы там организовали сбор средств и необходимых вещей для солдат, лично постоянно навещает воинские части на Херсонщине. Правда, говорит, что когда приехал в первый раз, у него спросили, кто он, греко-католик или священник Киевского Патриархата, а когда военный услышал, что он Московского Патриархата, рефлекторно поднял автомат. Впрочем, о. Сергий довольно быстро стал там желанным гостем.

«Приезжая, я не начинаю с солдатами сразу же богословские проповеди. Кто сам захочет про Бога поговорить – подойдёт и поговорит. У них есть насущные вопросы, на которые некому им дать ответ – кому-то бородавку надо вывести, у другого грибок на ноге. Честно говоря, я не знаю пока, как выводить бородавки, буду учить матчасть (смеётся), -- рассказывает священник. -- В нарды как-то играли, привезли кеды, погоняли с ними в футбол. Сегодня трапезничали с ними, разговаривали в курилке, я им анекдоты церковные рассказывал. Например, про атеиста, который попал в рай и просит ап.Петра, чтобы тот провёл его к Богу. А Бог говорит Петру: скажи ему, что Меня нет. Потом парни со Львовщины, которые тут служат, звонят домой: “Послушайте, нас обманывают, на Херсонщине нормальные люди, даже священники Московского патриархата классные есть”. Понимаете, само наше присутствие, без навязчивой церковной агитации, положительно влияет, снимает напряжение. Ребята тогда стыдятся, например, матом ругаться, конфликтовать между собой».

Священник рассказал, как у духовенства УПЦ (МП) меняется представление о России после ее вторжения в УкраинуНа вопрос о психологическом состоянии украинских военных, ведь им нужно противостоять армии братского народа, священнослужитель ответил: «Общее настроение такое: ты мне, конечно, брат, но, извини, это моя земля. Я не люблю пафосное выражение “высокий боевой дух”. Но когда я увидел у ребят флаг с надписью “Звягель стоит за жизнь свободной Украины на смерть”, я понял, что вот он, тот самый высокий боевой дух. При этом нет ненависти. Мне это очень нравится в украинцах – боевой дух без ненависти».

Отец Сергий подчеркивает, насколько опасны теперь любые «заборы» между украинцами, в том числе – конфессиональные. «С ним случилось то же, что и со мной, -- пишет журналист, -- он находился в воинской части, когда прозвучала команда “к бою!”, но там был налёт российских вертолётов, ситуация на самом деле опасная, не учебная тревога. Священник рассказывает про дурацкие мысли, которые лезли ему в голову – про машину, что её испортят, а как он будет пешком добираться и т.д.»

«Потом до меня дошло, -- цитирует о. Сергия журналист, -- что это, возможно, уже война. Раненые, убитые. И что, я греко-католику, мальчишке, который будет там умирать, откажу в последнем Причастии? Буду ходить по полю боя и кричать: ”Эй, тут православные Московскго патриархата есть? Нет? Ну, так я пошёл..” Какое тут может быть конфессиональное разделение, смешно!.. Что касается разговора про то, что вроде всё это не наше дело, наше дело – молиться, молиться и молиться, как завещал великий Лен… Простите, оговорился. Хорошо, Александр Пересвет у нас кто? Александр Пересвет, я напомню, это монах, который бился с Челубеем на Куликовом поле, у нас святой. А вот Украину любить, видишь ли, грех. Вот как получается».

Отец Сергий Дмитириев рассказал про комичный случай, когда он, сильно взвинченный после посещения военных, увидел на дороге роскошную чёрную машину с российскими номерами, тонированными стёклами, “всю в антеннах, как ёжик”, которая "как-то странно себя вела". Решив, что это шпионы, он начал на большой скорости преследовать её, пробовать прижать к обочине, позвонил на блокпост, чтобы остановили для проверки. В конце концов выяснилось, что там ехала мирная семья.

«Немного неловкий момент, но они должны понимать, что теперь любые россияне будут тут под подозрением. Потому что они граждане страны-оккупанта. И пусть все знают, что Львов начинается с Херсона», – говорит о. Сергий, мурманчанин, сын радиста атомного ледокола, бывший, как он себя называет, «белогвардеец с имперскими замашками».

Теги: