Экс-спикер УПЦ отличает московский «Русский мир» от киевского «Руського мира»Протоиерей Георгий Коваленко, который до недавнего времени был спикером УПЦ (МП), продолжает оставаться в мейнстриме общественного мнения Украины, выражая свои суждения по злободневным темам церковной и гражданской жизни, сообщает корреспондент портала "Религия в Украине".


В недавнем интервью для сайта Украинского института стратегий глобального развития и адаптации священник остановился на доктрине
« Русского мира», которую систематически проповедует Патриарх Кирилл.


"Относительно этой доктрины я свою позицию высказал еще в начале 2010-го и повторял ее много раз. Нам не стоит отказываться от первородства. То есть, у нас должна быть собственная концепция «
Руського мира» ("руський" в украинском языке издавна означает "относящийся к временам Руси или к населению Руси... или их потомков украинцам" ред.), потому что Русь - она ​​Киевская, и не стоит от этого отказываться. Мы должны понять собственную традицию благодаря обсуждению этой темы и построить Мир Руси, который был бы одновременно миром современной Украины, потому что мы потомки Киевской Руси. И не стоит отдавать кому-то свою историю, мировосприятие. «Киев - это мать городов русских», - говорит летопись. Как раз эту киевскую модель, киевскую традицию, концепцию - мы тоже ее должны развивать, сказал протоиерей Георгий Коваленко. А относительно московского «Русского мира», то я не специалист в этом вопросе и никогда не принадлежал к адептам этой концепции, последствия которой мы уже видим на том же Донбассе, где создавали «Русскую православную армию». Это не имеет никакого отношения к православию или христианству. И, к сожалению, заявления об этом мы можем услышать только из Украины, потому что я не слышал, чтобы кто-то в России осудил сам факт существования такого вооруженного формирования на Донбассе".

На вопрос, не получится ли так, что доктрина московского «Русского мира» будет отрицать возможность существования не только «Руського мира», который ведет свою историю от Киевской Руси, но и возможность существования УПЦ, священник ответил:


"Пока был жив Блаженнейший Митрополит Владимир, из его уст ни разу не звучало словосочетание «Русский мир» или что-то подобное. Он был носителем киевской идеи. И, кстати, даже в определенных научных текстах это отражено. Поэтому, насколько я знаком с упомянутой концепцией, я вижу, что это определенный идеологический, политический конструкт, в котором религия, к сожалению, используется не в присущем ей смысле, а в том, чтобы быть прикрытием, флагом или вывеской для имперских или иных политических идеологий. В итоге концепция «Русского мира» может привести к тому, что произошло, например, в Сирии с Исламским Государством".


Также о. Георгий Коваленко во время интервью согласился с тем, что иерархов можно критиковать за определенные политические взгляды, потому что "это вопрос разговора о политике, а не разговора о богословии". Главное, чтобы политика не доминировала в Церкви: "Во времена Блаженнейшего Митрополита Владимира было официально, на уровне церкви осуждено так называемое политическое православие - попытка использовать христианскую риторику и символику для достижения политических целей. Так же были сняты благословения с нескольких организаций, которые были носителями этой идеологии. Как ни странно звучит, но это было в 2007 году, одна из организаций называлась... «Народно-патриотический союз Новороссии». То есть, церковь опасность всех этих вещей видела заранее. Что будет сегодня, мне трудно говорить".


Он напомнил, что во время Революции достоинства в Киеве религиозное сообщество страны выступило в роли миротворца и посредника (очевидно, имеется в виду общая позиция Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций
ред.) и выразил сожаление, что в современной ситуации (аннексия Крыма и война на Донбассе) то же религиозное сообщество "не может выполнять эту посредническую функцию, поскольку оно не является авторитетом для всех сторон конфликта".


Отвечая на вопрос о поведении нового Предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Онуфрия, когда он не встал во время чествования памяти погибших героев АТО в парламенте, а также грубо высказывался о жертвах Голодомора, протоиерей Георгий Коваленко сказал: "Во-первых, если бы я был тогда в Верховной Раде, я встал бы, и это было бы также действие человека с УПЦ. Во-вторых, если говорить о Голодоморе, то Блаженнейший митрополит Владимир называл его геноцидом задолго до прихода даже Ющенко к власти. У нас была издана книга «Пост от дьявола», где в предисловии Блаженнейший называл Голодомор геноцидом. И это не было политическое заявление - это определенное отношение".


Экс-спикер УПЦ оправдал поведение митрополита Онуфрия тем, что тот "избран недавно, он имеет собственное видение, воспитание... входит в курс дел, и то, что я могу предложить, - это искренне помолиться, чтобы его решения не вызвали волн и возмущений ни вне церковной ограды, ни внутри церкви ".

Теги: