В преамбуле Конституции говорится: "Украинский народ... преисполненный ответственности перед Богом, предыдущими, нынешним и грядущими поколениями, принимает эту Конституцию – Основной Закон Украины".

В 2013 году киевский журналист Руслан Кухарчук, руководитель ассоциации "Новомедиа", в своем блоге процитировал воспоминания экс-парламентариев Юрия Болдырева (из Донецка) и Ивана Попеску (из Черновицкой области), которые в 1996 году принимали участие в работе над проектом Конституции, а позже рассказали журналисту историю появления в преамбуле Основного Закона Украины слов: "Осознавая ответственность перед Богом..."

«Была создана парламентская комиссия, которая пыталась согласовать текст Конституции и вынести его на сессию Верховной Рады, – вспоминал экс-депутат Юрий Болдырев. – Главой этой согласительной комиссии был Сирота Михаил. Я был тогда во фракции МДГ – Межрегиональная Депутатская Группа, - которую на этой согласительной комиссии представлял и ныне действующий депутат Попеску Иван Васильевич. Мы как верующие люди проводили свою политику. И должен сказать, что тогда клерикализацию Конституции поддерживали как раз те, кто сегодня находится в оппозиции – для честности надо сказать. Иван Попеску был главным инициатором того, чтобы при роботе согласительной комиссии в преамбулу Конституции попало слово «Бог». А во время голосования в комиссии ключевую роль в этом сыграл Миша Сирота. Потому что у него как у председателя было два голоса, поэтому если он голосовал «За», было большое преимущество. Коммунисты страшно сопротивлялись, но голосами депутатов греко-католиков, и Вани Попеску, и Миши Сироты, само слово «Бог» попало в проект преамбулы Конституции».

Корреспондент портала "Религия в Украине" выяснил, что Иван Попеску являлся мирянином УПЦ (МП), Михаил Сирота – симпатиком этой конфессии, а депутат Юрий Болдырев впоследствии стал заместителем председателя организации «Путь православных» в поддержку УПЦ (МП).

«Вечером 27 июня все знали, – продолжал Юрий Болдырев, – что если мы не примем Конституцию, Кучма выбросит ее на референдум. Но при этом парламент, сталкиваемый по политическим мотивам, никак не мог сдвинуться вперед и не мог проголосовать даже преамбулу. Сложилась такая ситуация, что я пересел на первый ряд и предложил спикеру Морозу Александру Александровичу проголосовать этот вопрос рейтинговым голосованием. Я выступил и сказал: как бы мы ни проголосовали, атеисты останутся атеистами, верующие останутся верующими, поэтому наличие или отсутствие слова «Бог» в преамбуле Конституции никак не повлияет ни на тех, ни на других. Поэтому давайте проголосуем по рейтингу. В итоге проголосовали по рейтингу и за то, чтобы слово «Бог» попало в преамбулу, было на 12 голосов больше. И как только за это проголосовали, сразу после этого произошел перелом, и стали голосовать и остальные статьи. В итоге к утру приняли закон. И это яркое подтверждение того, что с Богом все получается, а без Бога нет. Кстати говоря, поляки принимали Конституцию позже нас. Так вот они тоже вставили в преамбулу слова «осознавая ответственность перед Богом», ссылаясь именно на Украину, у которой такой прецедент уже был».

Вместе с тем опубликованная в журнале "Людина і світ" (№9, 1996, стр. 2–8) стенограмма заседания парламента Украины свидетельствует о том, что на ключевом заседании парламента Юрий Болдырев выступил за то, чтобы упоминание о Боге не включать в Конституцию, "чтобы не упоминать его всуе, потому что Конституция — это все же не Библия". Против включения "ответственности перед Богом" выступил в парламенте и лидер коммунистов Петр Симоненко.

Депутат Иван Попеску о том событии вспоминает: «На уровне временной комиссии надо было 15 голосов из 28, чтобы включить преамбулу слова «усвідомлюючи відповідальність перед Богом». И эти голоса у нас были. Но потом за каждую поправку нужно было набрать в сессионном зале 300 голосов. И вот именно эти слова не набирали 300 голосов. Например, коммунисты из-за партийной дисциплины не голосовали ЗА. Тогда Александр Мороз ко мне обратился: «Я понимаю, что вы – верующий человек, но видите, что поправка не проходит. Может, просто снимите ее». И тогда я вспомнил легенду, когда турки предложили христианину сменить веру под угрозой смерти для него и его детей. Он отказался и был казнен со всей семьей. И тогда я ответил Морозу: «Если кто хочет отказаться от веры во Христа – может это делать, но я не буду отказываться». Тогда было предложено, чтобы эту поправку голосовали не в поименном режиме. Так и сделали. И в итоге она набрала необходимое количество голосов. Это означает, что кто-то именно из коммунистов в тот момент проголосовал так, как им подсказала совесть. Без них большинства мы бы не набрали».

Недавно бывший парламентарий Андрей Бондарчук из Волынской области рассказал, что ему в свое время пришлось уговаривать владыку Агафангела проголосовать за законопроект о церковных праздниках. Депутат Алексей Саввин, ныне известный как Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский УПЦ (МП), избирался в парламент еще советского периода.

Теги: