По уверениям Легойды, дарование Константинопольской Церковью автокефалии Православной Церкви в Украине является неправомерным и по сути обманом. "И вот в итоге дают автокефалию, которая по формальным признакам никакой автокефалией не является, что для всех очевидно. В канонической Украинской православной церкви (Легойда имеет в виду УПЦ (МП) — ред.) больше прав, чем у так называемой автокефальной церкви, которая сейчас создана. Она не может и шагу ступить без Константинопольского патриархата. Чего, сама того не желая, добилась украинская власть, так это сплочение паствы канонической церкви и духовенства в Украине перед лицом грубого давления государства и Фанарским деятелей. Бог поругаем не бывает", - цитирует ТАСС чиновника РПЦ.

Утверждение Владимира Легойды о большей независимости УПЦ (МП) от РПЦ, чем ПЦУ от Константинополя, не соответствует уставным документам УПЦ (МП), РПЦ и ПЦУ.

Так, по действующему статуту УПЦ (МП), данная церковь "является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви" (раздел 1, п. 5), обязуется "сохранять... каноническое единство с Русской Православной Церковью", осуществлять "надзор за воплощением в жизнь решений Поместных Соборов Русской Православной Церкви" (раздел 2, п. 6), Собор епископов УПЦ (МП) "действует на основании... постановлений Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви" (раздел 3, п. 5), избранный предстоятель УПЦ (МП) "представляется его Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси для получения Благословенной грамоты" (раздел 5, п. 16), "благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси" (раздел 5, п. 2), а его имя поминается "за богослужением... после имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси" (раздел 5, п. 5), сам же глава УПЦ (МП) "является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви" (раздел 5, п. 8).

Принятое в ноябре 2017 г. Архиерейским Собором РПЦ определение «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви и другие документы Русской Православной Церкви» еще больше ограничивает независимость УПЦ (МП) даже в рамках РПЦ. В частности, устав УПЦ (МП) теперь "утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси", "решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором [РПЦ]", "решения Поместного и Архиерейского Соборов [РПЦ] являются обязательными для Украинской Православной Церкви", УПЦ (МП) "получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси", "суд Архиерейского Собора [РПЦ] является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви" и т.д.

В то же время, согласно томосу об автокефалии, ПЦУ является не частью Константинопольской Церкви, а автокефальной Церковью в ряду других поместных Православных Церквей, в числе которых также Константинопольская и Русская. ПЦУ провозглашена "канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой... без любого другого внешнего воздействия", с "предоставлением ей привилегий и всех суверенных прав, принадлежащих автокефальной церковной Власти", а ее предстоятель "получил свое место после Предстоятеля Церкви Чехии и Словакии в священных диптихах и на церковных собраниях".

При этом "сохраняется право всех архиереев и другого духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей, согласно 9-м и 17-м священными канонами IV Халкидонского Вселенского Собора". В том же духе "для решения крупных вопросов церковного, догматического и канонического характера следует... обращаться к нашему Святейшему Патриаршему и Вселенскому Престолу, стремясь получить от него авторитетное мнение и твердое взаимопонимание". Такие же оговорки включены в документы об автокефалии (томосы, грамоты, послания) других Православных Церквей, в частности Церкви Чехии и Словакии, Польши, Албании, Элладской, Русской и др. Поэтому в томосе об автокефалии ПЦУ напоминается, что "Автокефальная Церковь в Украине признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели".

В томосе об автокефалии есть некоторые ограничения, касающиеся ПЦУ. Так, в титуле "Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины"... не допускается какого-либо дополнения или вычитания... без разрешения Константинопольской Церкви". Также ПЦУ "не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства" (Украины) — в этом вопросе Константинополь традиционно придерживается позиции, по которой церковные структуры национальных диаспор канонически подотчетны Вселенскому Патриархату. Кроме того, "права Вселенского Престола на экзархат в Украине и священные ставропигии хранятся непреуменьшенными" — этим закрепляется положение, характерное и для некоторых других поместных автокефальных Церквей, на канонических территориях которых, по взаимному согласию, могут иметься канонические структуры других Церквей-сестёр.

В качестве автокефальной ПЦУ "обязана участвовать в важных канонических, догматических и других вопросах в межправославных совещаниях"; получать от Константинопольской Церкви "Святое Миро, для проявления духовного единства с ней" (получение мира для таинства миропомазания не является обязательным атрибутом административно-канонической зависимости одной Церкви от другой; такое же миро от Константинополя получает ряд других поместных Церквей, в частности Элладская, Польская, Албанская, Чешско-Словацкая, Иерусалимская).

Следует отметить, что в РПЦ, в частности УПЦ (Московского Патриархата), давно не выполняются обязательства, закрепленные между Русской и Константинопольской Церквями договором (грамотой Константинопольского патриарха Дионисия 1686 г.), по которому киевский митрополит "доспоминает впервых пречестное имя вселенского патриарха, яко сущу источнику и началу и предвосходящу всех, иже повсюду при селении и епархии, потом патриарха Московского...".

Помимо искажения канонических прав и возможностей УПЦ (МП) и ПЦУ, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда также высказался за то, чтобы на "попытки захвата" храмов УПЦ (МП) отвечать в правовом поле, апеллируя к международным правозащитным организациям.

Как раз накануне Верховный суд Украины опубликовал сообщение, в котором отметил, что решение об изменении канонической юрисдикции прихода самостоятельно принимает приходское собрание, а не вышестоящие церковные инстанции (епархия, митрополия и т.д.).

Теги: