Ряд Православных Церквей, в том числе наиболее авторитетная из них – Константинопольская, в своих обращениях к верующим напоминают, что святое причастие является "противоядием от смерти", однако способ раздачи содержимого евхаристической чаши не конкретизируется. Клирик РПЦ архимандрит Кирилл (Говорун), ранее занимавший пост главы Отдела внешних церковных связей УПЦ (МП), утверждает: в принципе "вирус может передаваться через чашу", поэтому "можно, например, раздавать Дары каждому в руки — как это у нас принято с диаконами". С ним согласен другой богослов из РПЦ – протодиакон Андрей Кураев, который приводит примеры отравления во время причастия и предлагает ряд предварительных мер против распространения вируса в храме.

11 марта 2020 г. митрополит Ионафан (Елецких), управляющий Тульчинской и Брацлавской епархией УПЦ (МП), выступил с посланием к духовенству и пастве, в котором благословил на время карантина не только заменить в храме поцелуи поклонами, но и при необходимости изменить способ причастия – по образу преподания святых даров на литургии апостола Иакова:

"Тело Христово при этом полагать на длань причастников. (В некоторых Церквах Палестины евхаристический хлеб нарезают «соломкой»,  немного омакивают её край в чашу с евхаристическим Вином и затем преподают причастникам).  Кровь Христову можно преподавать в уста из металлических или одноразовых лжиц, кои приносят с собой причастники. К сему было бы хорошо иметь им с собой одноразовые ёмкости (стаканы) для пития воды, смешанной с вином, после причастия, и чистые платы или салфетки, дабы ими осушить уста".

Клирик Луганской епархии, кандидат богословия, архимандрит Феогност (Пушков) считает возможным оставить традиционный для УПЦ (МП) способ причастия, однако дополнить его простыми способами дезинфекции. В опубликованных им рекомендациях предлагается:

"1. Чаще мыть руки, но не моющими средствами и гелями, а этиловым спиртом и хозмылом.
2. Помещения проветривать, но не кварцевать, а пользоваться ароматерапией: санировать воздух аромалампами с гвоздичным маслом.
3. Причастие:
а) Рядом со священником по правую от него руку стоять пономарю, держащему сосуд в левой руке и чайник с кипятком – в правой. После каждого причастника иерей направляет лжицу над сосудом, а пономарь обдаёт ее кипятком. После службы вода выливается в сухой колодец.
б) Служители держат между причастником и иереем плат, но не отирают им уста (плат держат только чтобы не капнула капля с лжицы). После причастия плат сразу прожаривается утюгом.
в) После причастия причастник подходит к столику с чистыми бумажными салфетками, отирает ими уста, кладет на блюдо с использованными салфетками, затем идет к столику с антидором, сам берет антидор. Салфетки после службы сжигаются и пепел спускается в сухой колодец.
г) Запивка не подается вообще, но всем рекомендуется с собою приносить из дому маленькую бутылочку чая: после причастия каждый сам из своего сосуда выпьет запивку.
4. При благословении целование рук священника не отменяется, только сам священник тщательно намащает свои руки гвоздичным маслом".

Следует отметить, что способ причастия через общую чашу и лжицу является более поздней практикой, чем та, которая сложилась в ранней христианской церкви. Известно, что примерно до 8 века в Византийской империи святые дары раздавались каждому причастнику отдельно. В настоящее время такая практика сохранилась у католиков, а также в некоторых Восточных Церквях.

Как пишет Сергей Чапнин, главный редактор альманаха "Дары", ранее занимавший пост ответственного редактора "Журнала Московской Патриархии", "в ХХ веке в Церквах греческой традиции распространилась практика, более соответствующая современным представлениям о гигиене: частицу св. Даров причастник не сам берет с лжицы, облизывая ее, а священник эту частицу «забрасывает» в рот причастнику так, что самой лжицы никто губами не касается. Кроме того, у греков нет обязательного правила целовать край чаши и диакон или алтарник не вытирает губы всем причастникам одним платом".

Предлагаемая в настоящее время Киево-Печерской лаврой УПЦ (МП) "Настольная книга священно-церковно-служителя" С.В. Булгакова рекомендует: "После причащения больного младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытирать покровцем св. лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, напр., дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении чрез лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь; в крайнем же случае больных заразною болезнью надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения".

Тем не менее, центральные власти УПЦ (МП) пока не готовы менять сложившуюся практику причащения прихожан. В официальном комментарии главы Синодального отдела по вопросам здравоохранения УПЦ (МП) митрополита Филарета (Кучерова) предлагается "рассмотреть возможность применения одноразовых стаканчиков для запивки после причастия или ограничиться, согласно греческой традиции, потреблением исключительно антидора". Об исключении общей для всех ложечки и платка для вытирания губ речь не идет.

В то же время в храмах другой православной конфессии – Православной Церкви Украины – уже начинают причащать в соответствии с прежней православной традицией и рекомендациями ВООЗ – без ложечки и с одноразовой посудой для запивки.

Фото Facebook


Теги: