Православно-патриотическое интернет-издание "Русская линия", в целом лояльное нынешнему священноначалию РПЦ МП, чрезвычайно пафосно сообщило о понижении статуса профессора протоиерея Георгия Митрофанова: о его исключили из состава Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП. Не Бог весть какое событие, тем более, что в общецерковной Синодальной комиссии по канонизации священник остался, и в целом его статус нисколько не пострадал. Но в свете постоянных попыток дальнейшего огосударствления Церкви есть в этой новости своя прелесть.

В развернувшейся общественной и церковной дискуссии о сталинизме о.Георгий занял слишком недвусмысленную позицию. Вслед за новым главой ОВЦС архиепископом Иларионом он назвал врагов Церкви и исторической России их настоящими именами и увидел святость не только среди последователей митрополита Сергия (Страгородского) ("сергиан"), но и в других юрисдикциях Российской Церкви. Батюшка занял независимую позицию церковного историка, не желающего подыгрывать кремлевской идеократии. Особенно после подписания президентом Медведевым распоряжения об усилении борьбы с фальсификацией отечественной истории. Ученый в сане позволил себе свободные, в духе Александра Солженицына, размышления о судьбе генерала Власова, командующего Русской освободительной армией, и тут же подвергся критике со стороны государственных СМИ.

Мне неизвестны причины, вызвавшие уход маститого протоиерея из комиссии. Может быть, они сугубо личные. Но "Русская линия" преподносит это событие как победу "патриотов" (они же – сталинисты?) на идеологическом фронте: "Нет никакого сомнения, что человек, не способный отличить подвиг от предательства, не должен принимать участия в таком ответственном деле как канонизация святых". Если следовать логике издания, то такой человек не может и преподавать в Духовных школах, да и вообще стоять у престола Божия, произносить проповеди. Очень советская логика, когда государственное и церковное валится в одну корзину. Следуя ей, например, в Советском Союзе верующих учителей выгоняли с работы. И смотрели при этом на "отщепенцев" кристально чистыми глазами: "Мы не позволим вам калечить детей!".

Есть явный советский след и в цитируемых "Русской линией" рецензиях на последнюю книгу о. Георгия Митрофанова "Трагедия России. Запретные темы истории XX века". Не знаю, видят ли редакторы (а если видят, то почему печатают, а не бегут на исповедь, не каются в грехе убийства словом), что приводимые критиками о. Георгия суждения написаны в жанре политического доноса. Но это так. Приведем слова диакона Владимира Василика: "Выступать клирику с такой книгой тогда, когда принимается положение о комиссии по борьбе с фальсификацией истории России, значит ссорить Церковь с государством и вносить раскол в церковно-государственные отношения".

Мне приходилось читать подобные речения клириков в адрес правящих архиереев в 40-е – 50-е годы. По смыслу они очень совпадают с претензиями отца диакона. Вот, например, строки из доноса протоиерея А. Архангельского уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви на епископа Чкаловского Мануила (Лемешевского) и его окружение: "Мною в Никольской церкви велась оживленная патриотическая деятельность, я инструктировал все духовенство периферийных церковных точек в патриотическом воспитании верующих. Но враги мои решили освободиться от меня, их деятельность направлена не к укреплению и процветанию церкви в патриотическом духе, а к развалу последних ее устоев, т. к. непрерывно слышны антисоветские проповеди" (ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 41, лл. 35, 37).

В свою очередь уполномоченный докладывает наверх: епископ Мануил "в первом выступлении в Никольской церкви гор. Чкалова (нынешний Оренбург – Б.К.) нашел нужным сказать только о том, что он при Советской власти пробыл в тюрьмах и лагерях 13 лет, как великомученик… С момента приезда епископа начался было упадок патриотической деятельности церквей. Перестали слышаться патриотические проповеди с амвонов. Но в связи с победой над Германией патриотическая деятельность стала возрастать" (ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 41, л. 29).

Патриотизм советского извода разрушал Церковь изнутри, не давал ей вести нормальную патриотическую деятельность, связанную с помощью сиротам и инвалидам войны, с организацией касс взаимопомощи, с раздачей бесплатных обедов и т.п. Все это, открывшееся при оккупации, советская власть быстро запретила.

Патриотизм советского образца продолжает и сегодня влиять на Церковь. "Патриоты" уже договорились до того, что ужасы сталинизма якобы лучше воровства 90-х годов. Да, они готовы официально склонить головы перед новосвященномучениками, но почему-то не говорят о геноциде целых сословий: дворян, купечества, крестьянства. Получается некий урезанный формат памяти. Разговор сразу переводится в политическую плоскость: кому это выгодно? И вместо трезвого, ответственного, церковного взгляда на собственную историю получается какое-то перетягивание каната между политиками. Вот спорят "государственники" России и Украины: был Голодомор? сколько погибло? кто виноват? Одни готовы при этом придать страшной беде исключительную "этническую" окраску, другие же отрицают или нивелируют ее. Но все эти разговоры – спекуляция на трагедии.

О. Георгий Митрофанов – один, может быть, из немногих людей в РПЦ МП, сохраняющий нам живую память об императорской России, о ее непростой духовной жизни. И атаку на него "Русской линии" хочется сравнить с атакой патриота уполномоченного на "антисоветчика" епископа Мануила.

В Церкви не должно быть левых и правых, советских и постсоветских, потому что все верующие призваны быть гражданами небес. Представления о патриотизме товарища уполномоченного в получении этого гражданства явно не помогут.

Теги: