В эти дни Патриарх Кирилл находится с визитом в Нижегородской области, где выступает с патриотическими проповедями. Одновременно разгорается скандал вокруг заявления Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за рубежом о том, что генерала Власова и его Русскую освободительную армию следует считать патриотами России, а вовсе не предателями. В дискуссиях вокруг заявления Синода РПЦЗ уже прозвучали опасения о намечающихся разногласиях внутри русского православия по поводу спорных вопросов истории Второй мировой войны.

Визит в Нижегородскую епархию Патриарха Кирилла связан с празднованиями дней памяти святого благоверного князя Александра Невского. Вчера Патриарх побывал в Городце, где, возвращаясь из Орды, упокоился князь, защитивший Северо-Западную Русь от Тевтонского ордена.

Сегодня вечером Кириллу предстоит встреча с молодежью в Нагорном дворце спорта Нижнего Новгорода. Эту встречу Предстоятель Церкви, по его словам, ожидает «с нетерпением». Очевидно, в сегодняшней проповеди, рассчитанной на молодых нижегородцев, речь пойдет о патриотизме, пример которого подает Александр Невский. Но затронет ли в своем выступлении Патриарх «горячие» темы из более близкого к нам периода отечественной истории? Как он выстроит ясную концепцию патриотизма, если князь Александр оборонял от крестоносцев Новгород и Псков, где через семь столетий православные священники Псковской духовной миссии сотрудничали с потомками тевтонов, стоявших у стен Ленинграда?

Генерал Власов расколол иерархов
Повод к замешательству подал Архиерейский Синод РПЦЗ, поддержав своим заявлением попытки некоторых представителей Московского Патриархата реабилитировать коллаборационистов из среды военнопленных и православного духовенства во время Великой Отечественной войны. «Зарубежники» заявили, в частности, что в русской эмиграции, частью которой стали и уцелевшие участники Русской освободительной армии, генерал Власов «был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения исторической России». Синод РПЦЗ просто вынуждает высказаться на эту щекотливую тему главу РПЦ, самоуправляемой частью которой с мая 2007 года является Зарубежная Церковь.

По иронии судьбы, Патриарх Кирилл сейчас находится в родных местах Андрея Власова. Более того, будущий генерал-изменник два года, до революционного 1917-го, отучился в Нижегородской духовной семинарии, а уже весной 1919 года записался добровольцем в Красную армию.

На выступление Синода РПЦЗ уже начали отзываться известные представители духовенства РПЦ. Мнения разделились. Протодиакон Андрей Кураев подверг критике «слишком радикальное обеление власовских мундиров». Духовник российского монархического движения «За веру и Отечество» иеромонах Никон (Беловенец) признал, что среди русской эмиграции есть «те, кто либо был угнан в Германию и чудом сумел выйти из лагерей, находившихся на немецкой территории, либо был участником русских антикоммунистических формирований, – для них, конечно, это все живая боль». Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин предостерег верующих от того, чтобы спорные вопросы истории вели к разделению «единой веры и единого тела Церкви».

Когда в среду за океаном собирались на Синод архиереи РПЦЗ, Предстоятель РПЦ посетил в рамках нижегородского визита Саровскую пустынь, расположенную на территории Российского федерального ядерного центра. «Даже после закрытия и разорения монастыря Саров стал играть огромную роль в деле обеспечения безопасности нашей страны и сохранения мира во всем мире», – сказал Патриарх, обращаясь к верующим с амвона Серафимовского храма Саровской пустыни. По его мнению, ученые теперь находятся под «благодатным влиянием» обители и своим трудом содействуют «дальнейшему процветанию нашей нации, сохранению ее свободы и суверенитета». Подобные мысли о роли ракетно-ядерной мощи России в сохранении православной цивилизации Кирилл высказывал в августе на архангельском оборонном предприятии «Севмаш».

Возможно, именно эти попытки Патриарха идеологически связать державное наследие советской эпохи и интересы Русской Церкви вызывают недовольство «зарубежников» и определенных кругов в РПЦ. Последние не приемлют компромиссов с «безбожной большевистской властью», даже если военное наследие этой власти делает и страну, и русское православие сильнее. Величие для них связано прежде всего с дореволюционной империей и династией Романовых.

Отмечаются свидетельства того, что в Церкви нет полного единства и по другим вопросам. Так, в тот же самый день, когда Синод РПЦЗ объявлял Власова патриотом, а Патриарх Кирилл отмечал патриотизм ученых-ядерщиков, в Почаевской лавре в Тернопольской области собрался другой Синод – Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Украинские архиереи решили возобновить контакты с Украинской Автокефальной Православной Церковью и начать диалог с Киевским Патриархатом. Цель – преодолеть раскол в украинском православии. Между тем Почаевская лавра еще помнит недавнее скопление тысяч паломников, встречавших здесь Патриарха Кирилла и его речи о том, что с «раскольниками» не будет диалога и другой Церкви, кроме УПЦ МП, украинским верующим не нужно.

Теги: