Впервые в полном объеме на выставке «Иван Руткович. Жовковский иконостас» представлены иконы и фрагменты декоративной резьбы иконостаса церкви Рождества Христова из Жовквы, являющегося образцом творчества выдающегося художника.

Жовковский иконостас: явление миру
Украинский художник Руткович — представитель жовковской художественной школы — 310 лет назад (всего за два года — 1697 — 1699 гг.) создал иконостас для церкви Рождества Христова в Жовкве. Это наиболее величественный сакральный памятник второй половины XVII века, который сохранился в городе — в то время крупном центре украинского сакрального искусства до середины XIX века. Впоследствии, по неизвестным причинам, иконостас перевезли в соседнее село Новую Скваряву. По одной версии, это произошло перед 1833 г., т.е. до того, как в Жовкве возник большой пожар, который причинил вред городской церкви. По другой — Жовковский иконостас попал в Новую Скваряву после уже упомянутого пожара, чем, собственно, и объясняется потеря части икон и декоративной резьбы ансамбля.

В Новой Скваряве иконостас был собран со значительными нарушениями первоначальной структуры. В 20-х известный исследователь украинских иконостасов Я. Константинович первым обратил внимание на уникальное произведение сакрального искусства.

— В Национальном музее им. Шептицкого сохранились фотографии и рисунки Константиновича, на основании которых, как утверждают ученые, уже тогда в иконостасе отсутствовали некоторые фрагменты декоративной резьбы и даже часть икон, место которых занимали другие произведения искусства, написанные в разное время, — рассказывает работник музея Роман Зелинко. — Досадно и то, что во время пребывания Жовковского иконостаса в Новой Скваряве была непрофессионально проведена его реставрация, во время которой памятнику сакрального искусства были нанесены необратимые повреждения: следы вмешательств — заметные многочисленные механические повреждения как в живописи, так и на резьбе, а на отдельных сакрально-художественных произведениях слой живописи (по большей части на ликах святых) был снят до авторского рисунка.

Со временем художественные произведения в Жовковском иконостасе потемнели, изменился колорит (хотя позолота сохранилась идеально), поэтому прихожане из села Новой Скварявы передали его в 1937 году в Национальный музей во Львове. Следует заметить, что именно с этого года никто не видел полной реконструкции Жовковского иконостаса. Реставрационные работы до выставки этого года проводились с 2006 г. и работало 23 реставратора, — из них 15 — мастера темперной живописи.

Реставрация Жовковского иконостаса проходила достаточно сложно, поскольку это монументальное сакральное произведение (10,85 х 11,87 м) с богатой колористикой, — продолжает разговор реставратор Национального музея. — Сильно разрушено, даже выгнуто было сакральное изображение «Снятие с Креста» и одна икона, которая со временем очень потемнела, нераскрыта реставраторами, хотя есть предположение, что на ней изображено усекновение головы Иоанна Крестителя. Коллектив реставраторов под руководством В. Мокрия в научно-исследовательском реставрационном отделе Национального музея им. Шептицкого провели сложную комплексную реставрацию всех икон и некоторых фрагментов декоративной резьбы Жовковского иконостаса, художникам-реставраторам удалось из-под копоти и наслоений времени восстановить цветовую гамму художественного произведения.

Жовковский иконостас состоит из семи рядов: наместного (с дьяконскими и Царскими вратами), дополнительного (с композициями Евангельского содержания), ряда недель Пятидесятницы, праздничного, ряда Моления и пророческого. Увенчивало иконостас распятие, под ним было изображено «Снятие с креста» и сцены «Страстей Господних». В работе над Жовковским иконостасом Иван Руткович проявил себя как выдающийся мастер пейзажа, непревзойденный колорист и прекрасный портретист. Кроме того, художник продемонстрировал много новаций: ряд дополнительных икон со сценами Нового и Старого Завета, в ряду недель Пятидесятницы прибавил две сцены — «Явление Христа Марии Магдалины» и «Дорога в Эммаус», использовал тему Страстей Господних. Но самое интересное его нововведение — введение в апостольском ряду, кроме императора Константина, и образа Владимира Великого — первое изображение в галицкой иконописи.

XVII век — это не только Веласкес в Италии и Рембранд в Голландии, но и Иов Кондзелевич, и Иван Руткович в Украине — работы мастеров иконостасов, которые являются всемирными жемчужинами барокко. Выставка будет продолжаться до 8 ноября. Она сопровождается научно-популярными комментариями искусствоведов, документальными материалами, а также можно увидеть мультимедийный проект виртуальной реконструкции иконостаса.

Теги: