Сразу после окончания операции «Литой свинец» в секторе Газа в израильской газете «Гаарец» появилась статья под названием «Взбесившийся раввинат». Автор статьи подверг жесткой критике позицию, занятую главным военным раввином израильской армии Ави Ронецким во время военных действий против ХАМАС. Военный раввинат (Рабанут Цваит) распространил среди военнослужащих брошюру, в которой, по мнению колумниста газеты, содержались призывы к насилию. Особенно журналисту не понравилась фраза: «Перед лицом врага иногда необходима жестокость». Далее упоминалось, что недавно назначенный Генштабом ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля) на эту должность генерал Ронецкий не скрывал своего намерения «содействовать распространению среди военнослужащих ЦАХАЛ еврейских ценностей и укреплению их боевого духа». По мнению газеты, главный военный раввин превысил свои полномочия.
Военный раввинат Израиля: предчувствие перемен
В последнее время военный раввинат израильской армии оказался под огнем критики не только со стороны левых политических сил, чьим рупором служит газета «Гаарец», но и так называемого национально-религиозного лагеря израильской политики. Раввины в погонах оказались в сложной ситуации, когда правительство Ариэля Шарона в 2005 году начало политику одностороннего размежевания с палестинцами. Армии отдали приказ об эвакуации поселенческого района Гуш Катиф, расположенного в секторе Газа, несмотря на сопротивление его жителей. Солдаты, среди которых были выходцы из поселенческих семей, в том числе религиозных, вынуждены были выполнять приказ против своей воли. Многие гражданские раввины призывали тогда солдат не выполнять приказ. Однако тогдашний главный военный раввин Исраэль Вайс принял решение о том, что его подчиненные примут участие в ликвидации поселений, но при этом рекомендовал освободить от участия в этой операции тех военнослужащих, которые по моральным соображениям отказываются насильно эвакуировать поселенцев.
Сложность ситуации, в которой оказался в последние годы военный раввинат, объясняется особенностями этой структуры, находящейся «между небом и землей», между религией и армией. Военный раввинат был создан в 1948 году, сразу после провозглашения Государства Израиль и формирования Армии обороны Израиля. Появление военного раввината можно объяснить особенностями иудейской религии, представляющей собой существенный элемент национальной идентификации еврейского народа. Израильское государство, созданное на основе сионистской идеологии, провозгласило своей целью собрать всех евреев мира на исторической родине и создать единую политическую нацию на основе общих исторических корней. Иудаизм оставался важнейшим связующим звеном для разбросанной по всему миру еврейской диаспоры.
Было решено, что в армии станут придерживаться основополагающих требований иудаизма: правил кошерного питания, соблюдения субботы и религиозного погребения погибших военнослужащих. Все эти функции взял на себя Рабанут Цваит. Эта структура тем не менее скорее армейская, чем религиозная. Военный раввинат подчиняется не Главному раввинату Израиля, а непосредственно Генштабу ЦАХАЛ. Даже религиозные постановления главного раввина Израиля необязательны для исполнения и формулирования позиции главы Рабанут Цваит. Армейские раввины носят военную форму, имеют воинские звания. Главный военный раввин имеет чин бригадного генерала. У него в подчинении три полковника – раввины военных округов (Южного, Северного и Центрального). Каждый род войск имеет своего раввина в чине подполковника.
К каждому подразделению ЦАХАЛ также приписан свой раввин в чине капитана. Им подчиняются раказы – координаторы религиозной деятельности в чине сержанта. Раказы выполняют функции, непосредственно связанные с соблюдением религиозных предписаний иудаизма: надзор над соблюдением субботы в частях, кашрут. Во время боевых действий в каждой дивизии выделяются роты по захоронению останков погибших военнослужащих.
Военный раввинат Израиля: предчувствие перемен Военные раввины не должны вмешиваться в процесс воспитания бойцов, в том числе воспитания политического. Этим занимаются кцин хинух («офицеры по воспитанию»). Рабанут Цваит отражает все те изменения, которые происходят сегодня и в израильском обществе, и в израильской армии. Нынешний главный военный раввин Ави Ронецкий ранее был кадровым офицером, полковником воздушно-десантных войск. Это первый случай в истории военного раввината, когда его главой стал боевой офицер. До того руководителями Рабанут Цваит, в том числе и упоминавшийся уже предшественник Ронецкого Исраэль Вайс, назначались духовные лица, прошедшие специальные офицерские курсы.
Руководитель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями Федерации еврейских общин России раввин Арон Гуревич, лично знакомый с генералом Ронецким, считает, что это назначение свидетельствует об изменениях, которые претерпевает Главный военный раввинат израильской армии.
«Когда-то Рабанут Цваит был независимой структурой, очень престижной, – говорит Арон Гуревич. – Там служили люди, связанные с первоначальной сионистской идеологией, когда существовала постоянная опасность вторжения, израильтяне могли потерять тот клочок земли, за который многие погибли. А сегодня мы наблюдаем кризис сионистской идеологии. Соответственно все то, что сделали сионисты в деле огосударствления Верховного и Главного военного раввинатов, – все это тоже подвергается сомнению. Отношение населения к «казенным» раввинам подорвано. Политические тенденции в современном Израиле не отвечают той сути сионизма как идеологии борьбы за права евреев в Палестине. Не все мероприятия политиков и военных в сегодняшнем Израиле популярны. В 1960-е годы все было ясно: арабы хотят нас скинуть в море, наша задача – закрепиться и выстоять. А сегодня правительство Израиля идет на уступки, проводит акции по выселению евреев с палестинских территорий. Выселяемые насильно люди – это соль Святой Земли. Они начинали жить на территориях в тяжелых условиях, приближенных к боевым. Вдруг приходят армия и полиция и выгоняют их из собственных домов. О чем говорит назначение военного человека на пост главного раввина ЦАХАЛ? Сделать этот институт более лояльным политическому руководству. Будучи приученным на протяжении многих лет службы к воинской дисциплине, Ровнецкий уходит от злободневных вопросов. В западных странах религия отделена от государства, и капелланы независимы от политики, а в Израиле раввинат провозгласили частью государства, и проблемы государства порождают проблемы раввината», – резюмирует Гуревич.
Главной задачей военного раввина считается обеспечение религиозных прав военнослужащих. Когда-то подавляющее большинство военнослужащих ЦАХАЛ, естественно, принадлежали к еврейскому большинству населения Израиля. Но в два последних десятилетия, прежде всего в связи с иммиграцией из СССР и постсоветских стран, религиозная картина Израиля заметно изменилась. В ЦАХАЛ приходит все больше призывников–выходцев из стран СНГ, которые исповедуют христианство. Поэтому защита их религиозных прав, отмечает Арон Гуревич, остро встала перед командованием ЦАХАЛ.
Противоречия между попытками религиозного истеблишмента активнее вмешиваться в политику Израиля, проводимую элитой, воспитанной в духе «старого», светского сионизма, происходили и раньше. Создатель военного раввината Шломо Горен еще в 1960-е годы вступал в противоречия с премьер-министром Давидом Бен-Гурионом и начальником Генштаба Моше Даяном. Поэтому в разведывательное и контрразведывательное сообщества Израиля, где решения принимаются исключительно исходя из государственной целесообразности, духовные лица вообще не допускаются. У сотрудников этих организаций не должно возникнуть противоречий между служебным долгом и религиозными убеждениями, тем более они не могут находиться под влиянием раввинов.
Однако изменяющаяся обстановка в стране диктует свою логику развития общественных и государственных институтов. Армия Израиля, как и общество, стоит перед дилеммой отказа от принципа моноэтничности или уступок сторонникам клерикализации вооруженных сил.

По материалам "Независимой газеты"

Теги: