Звезда «Чародеев» и «Бумбараша» рассказала нам о том, как на несколько лет ушла из кино и театра в монастырь, а потом по благословению батюшки вернулась, почему называет сына отченька, как плакала из-за роли бабушки Герман и своих капризах.

— Екатерина Сергеевна, ваш сын — священник. Выходит, вы должны его величать батюшкой. Неудобства вам это не доставляет?

— Ну что вы, какие могут быть неудобства! Обращаюсь так к нему с необыкновенной легкостью. К тому же он уже так давно батюшка, что мне привычно. Но чаще я называю его отче — отченька. А сейчас — Димитрий. Хотя светские знакомые продолжают называть сына по мирскому имени, что мне уже кажется странным.

— Меня всегда интересовало, как актер может совмещать в себе веру и лицедейство?

— А кто как может, так и совмещает. Да, церковь не одобряет этот вид деятельности. Более того, профессия актера — штука страшная. Ведь по сути, что такое лицедейство? Один сплошной обман... А отец лжи — сатана. Или знаете как еще говорят: «У Бога есть церковь? Да! А у дьявола? Да, театр. И священники в нем — актеры». Разве можно еще страшнее сказать? Я как вспоминаю эту фразу, так у меня руки и ноги отнимаются... Думаю: «Господи, помилуй. Что же я делаю такое? Куда бежать? Куда податься?»... Но мой духовник говорит, что профессия актера — это дар проповеди, то есть дар воздействия на души и на общество в целом. И вот если верить и делать так, то не совершается греха против церкви.

— Вы когда уходили в монастырь, то на несколько лет оставили кинематограф. Что заставило вас вернуться?

— Жизнь заставила. Шучу. На самом деле мой уход и мое возвращение — все это было по благословению батюшки. Причем мое отречение от мира кино и театра — там не было никакого пресса со стороны церкви. Я уставала от работы. Я плакала. Более того, долго умоляла батюшку, чтобы он благословил меня не играть больше. Но он, как человек мудрый, понимал, что я не готова это бросить, что это никому не нужно — ни мне, ни людям... Потому и вернулась. Как мне тогда сказал духовник: «Нужно вам еще немного поработать. Помочь семье — у вас она ведь большая. Вам это уже не опасно».

— Не опасно что?

— Честно говоря, не знаю, что он имел ввиду. Много думала над этим. Возможно, подразумевалось тщеславие. Хотя я его и так за собой не нахожу. Он благословил мое возвращение и попросил лишь об одном: «Быть осторожнее с выбором материала — не соглашаться на все подряд». То есть материал — сценарий фильма — должен быть нравственным. Нести в себе христианские идеалы, которые могут пробуждать в душах людей что-то светлое и правильное. Главное — никому не навредить.

— Кстати, в последнее время, вышло много фильмов на христианскую тематику: «Поп», «Чудо», «Остров»...

— Кино на христианскую тематику я смотрю. Но я категорически не выношу картины, где дерзают изображать святых или даже самого Спасителя... Я не понимаю, как это можно снимать и как надо смотреть! Стоя что ли?

— Знаю, ваши корни — родом из Украины. В Киево-Печерской лавре бываете?

— Обязательно! Когда бываю в Киеве, всегда посещаю Лавру. Правда, не так часто получается, как хотелось бы. Обычно только когда съемки какие-то. Но когда бываю — стою там на службах. У меня в Лавре есть знакомые монахи. Есть еще одно место в Киеве, где я очень люблю бывать, — это Покровский монастырь. Я там и исповедаюсь, и причащаюсь.

— Екатерина Сергеевна, мы много с вами говорили о вере и душе, а материальные ценности для вас важны?

— Знаете, мне бы, конечно, хотелось так лихо сказать: «Нет, не важны!». Но это было бы откровенной неправдой. Деньги... Они ведь всегда нужны — их никто не отменял.

— У вас не так давно был день рождения (15 августа актрисе исполнилось 66. — Авт.). Что для вас этот праздник?

— Это день когда Господь даровал тебе жизнь. То есть это великое событие. Но мой день рождения... Я к нему отношусь спокойно. Это просто еще один новый год. При этом мой возраст меня не печалит. Сколько мне отмерено еще, поживу-увижу.

— Вы сейчас снимаетесь в Крыму в картине «Анна Герман» производства Star Media, где играете бабушку певицы...

— Ой, мне эта роль дается нелегко! Я так мучаюсь, передать не могу. Давно себя так закомплексовано не чувствовала. Одно дело сыграть просто какую-то бабушку, а другое — бабушку женщины, которую все любят, помнят. А ведь я на ее бабушку похожа, как на китайского императора! Она же маленькая была такая, сухонькая, в очочках. В общем, лучше бы я не видела ее фотографии — легче было бы. Я же полная ее противоположность! И меня это крайне мучает. Я всегда люблю быть на своем месте, а здесь себя так не чувствую. Меня успокаивали, мол, никто не знает, как та бабушка выглядит, чего печалиться. А я отвечаю: «Еще как знают! Карточек ее полно сохранилось. Кто захочет — найдет и сличит». А мне в ответ: «Не переживайте, будете такой себе собирательно-сказочной бабушкой». Почему сказочной? Наверное, потому что у меня у самой семь внуков!

— По фильму бабушка Герман — человек очень верующий...

— Я бы сказала, что это основное, что меня греет. Для меня это крайне важно. Правда, она была другой веры, но это уже не столь важно. Ведь все держится на молитве. Я, наверное, потому и согласилась сниматься, что плакала, когда читала сценарий. А я, поверьте, редко плачу над такими светскими вещами. Но, скажу я вам, сниматься мне тяжело еще и потому, что страшно жарко — это же Крым. А мы еще и по горам на машинах трясемся. Так что я капризничаю, я ворчу (смеется). Ненавижу себя за это, но мне и, правда, тяжко. Ругаю себя, что не выдерживаю, что срываюсь. И от этого расстраиваюсь еще сильнее. Кроме того, я такой человек, что во время съемок совершенно не умею отдыхать. Море рядом — можно покупаться, позагорать. Но я не делаю этого. Внутри меня все настроено на волну работы. В общем, не умею расслабляться. И устаю очень — наверное, пора завязывать с работой.

АКТРИСА И ПОСЛУШНИЦА В МОНАСТЫРЕ

Имя: Екатерина Васильева

Родилась: 15.08.1945 в Москве (Россия)

Карьера: актриса

В 1967 году окончила ВГИК и была принята в труппу в театр имени Ермоловой, в которой проработала до 1970 года. Позже перешла в «Современник», а оттуда — во МХАТ. Самые известные картины с ее участием: «Бумбараш» (1971), «Соломенная шляпка» (1974), «Двадцать дней без войны» (1976), «Экипаж» (1979), «Чародеи» (1982), «Мой нежно любимый детектив» (1986). В 1993 году актриса решила оставить и сцену, и кинематограф, и ушла послушницей в Толгский монастырь (где была казначеем). Через 4 года — в 1997 году — Васильева вернулась в кинематограф, сыграв в телесериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». Была женой режиссера Сергея Соловьева и драматурга Михаила Рощина. Крестная мать умершего Владислава Галкина. Сын — Дмитрий Рощин — священник.

Теги: