На откровенную тему говорили ведущий программы "Православная энциклопедия" протоиерей Алексий УМИНСКИЙ, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России раввин Зиновий КОГАН, исламский богослов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир-хазрат МУХЕТДИНОВ, специальный корреспондент "КП" Борис КЛИН и радиоведущий Антон ЧЕЛЫШЕВ.


Секс может быть просто удовольствием

Борис Клин, спецкор "Комсомольской правды": - Впервые в нашей стране два богослова - Юрий Белановский и Александр Боженов - выпустили книгу об отношении православия к сексу. Протоиерей Алексий Уминский написал к ней предисловие, и первый вопрос ему: могут ли православные заниматься ЭТИМ не только для деторождения, но и для получения удовольствия?

Алексий Уминский, ведущий программы "Православная энциклопедия": - Без всякого сомнения. То, что мы называем супружеством, имеет своей целью не только деторождение, но и, мне кажется, самая главная цель - соединение двух любящих в единое существо, как об этом говорит нам Священное Писание, и мы подразумеваем, что единая плоть - это не только супружеское соитие. Но еще и то, когда любовь, истинная и настоящая, прекрасная, делает из двух одно. И она не кончается на земле. И в вечности соделывает эту супружескую пару, соединившуюся на земле в единое целое. Поэтому и супружеские отношения служат этой цели. И прекрасны сами по себе.

Клин: - Мусульмане и иудеи тоже могут заниматься сексом не только для деторождения?

Дамир-хазрат Мухетдинов: - В Священном Коране есть аят, цитата, в которой Бог говорит: "О, люди! Мы создали вас от одного человека, от мужчины и женщины. Сделали вас народами и племенами, дабы вы познавали друг друга". И в сексуальном плане тоже. Ислам - религия, которая довольно строго регламентирует жизнь человека. Она, конечно, против, чтобы человек ограничивал деторождение. Но в период двух лет, до тех пор, пока женщина не вскормит своей грудью ребенка, мужчина может заниматься сексом. И такого жесткого ограничения в исламе, конечно, нет.

Зиновий Коган: - Вы знаете, я перерыл весь Талмуд, и секса там нет, как в СССР. Зато целые тома посвящены браку, семейному союзу мужчины и женщины. Предполагаются права и обязанности как между мужчиной и женщиной, так и относительно детей, имущества. Это очень важно.

У нас тоже сексуальные желания не являются постыдными. И понятно, что женщине лучше терпеть несчастливый брак, чем оставаться незамужней. Желательно, чтобы жених и невеста были одного возраста. Так по крайней мере раньше считалось. Одного социального происхождения.

Антон Челышев: - Ответьте конкретно на наш вопрос. Секс в иудаизме только для деторождения или для удовольствия тоже?

Коган: - Конечно же, для того, чтобы род плодился, размножался. Но при этом ты получаешь удовольствие. Без секса не было бы дома, семьи и так далее. Все, что человек делает, он делает с удовольствием и для удовольствия. В том числе и секс. Поэтому сексуальные желания поощряются. Они не постыдны. Это не порочно. Но что значит просто для удовольствия? Для удовольствия бегают по стадиону .

Клин: - Почему же все-таки сложилось такое мнение, что для верующих занятие сексом - нечто постыдное, грязное, греховное?

Уминский: - Я бы хотел немного от слова "секс" отстраниться, потому что это термин - совершенно нерелигиозный. Мне неприятно его произносить по отношению к супружеским отношениям, когда мы говорим о супружеском соитии, супружеских вещах, которые таинственны. И покров таинственности, целомудрия, нежности и бережности в отношениях мужа и жены любая религиозность будет сохранять. Потому что, если это будет раскрыто, слишком публично, тогда, конечно, мы просто обесценим сам брак. Мы должны сказать, что сами отношения супругов для нас являются ценностью.

К вашему вопросу. Дело в том, что с этим проявлением жизни человечества, к сожалению, связаны не только супружеские отношения. Но и те связи вне супружества, которые церковь считает греховными, блудными. И не только церковь. Заповедь "Не прелюбодействуй" достаточно жестко сформулирована во всех трех мировых религиозных системах. Этот процесс, эта тайна - ее надо хранить. Иногда эту тайну охраняют чрезмерно. К тому же в православии достаточно сильна монашеская линия в богословии, в церковном уставе, регламентация отношений, где человек принципиально борется со своей плотью, дает монашеские обеты. Один из них - целомудрие и девственность. Поэтому и возникает такое настороженное отношение к супружеским отношениям.

Мухетдинов: - В исламе нет таких проблем. И мы не стесняемся использовать слово "секс". Кроме людей пожилых, воспитанных в СССР, где говорили, что секса нет. Коран говорит, прежде всего употребляя слово "мовадда" - любовь. Но мы так же всегда обращаемся к жизни пророка Мухаммеда. И что же мы увидим из его жизни? Этот человек был очень любвеобильным. Мы не назовем его похотливым, потому что он выполнял свой супружеский долг. Из этого надо исходить. Если ты занимаешься сексом, любовью и не переходишь законы приличия, нормы исламского шариата, и занимаешься этим прежде всего с твоей законной супругой. Тогда все это дозволительно. И пророк Мухаммед говорит: "Все больше в этом мире мне нравился запах приятных духов и женщины. Но истинное наслаждение я находил только в молитве". Мы никогда не смотрели на занятие сексом как на что-то грязное, греховное и развратное. Но мы четко разделяем секс в браке (никах) и человека, который занимается развратной жизнью.

Коган: - Я могу только подтвердить, что с точки зрения иудаизма, чем больше секса в браке, тем лучше. Вот во время секса с мужчиной женщина получает высшее наслаждение. Когда она получает оргазм, при этом у нее, как сегодня говорят ученые, одно полушарие отключается. А вот у мужчины во время оргазма мозги вообще не работают. Он весь поглощен страстью.

Что запрещено в постели

Клин: - Ясно, что вне брака сексуальные отношения с точки зрения всех трех религий греховны. А существуют ли какие-то ограничения для супругов или, наоборот, их не существует?

Уминский: - Церковь никогда не занималась регуляцией этого вопроса дотошно. Мы не имеем канонов, которые бы говорили об этом с подробностями. Это вещь очень сокровенная, супружеская и интимная. Еще раз повторю: интимная. И поэтому у церкви есть только одно учение, которое сформулировал апостол Павел в одном из своих посланий. Он говорит, что "не муж хозяин своего тела, но жена. Не жена хозяйка своего тела, но муж. И не уклоняйтесь друг от друга, как только в период для упражнения в молитве". И поэтому у нас есть такая традиция, что во время постов, которые в нашей церкви совершаются, супружеские отношения на время поста прекращаются. Хотя нет строгих канонических правил, но традиция вековая сложилась: во время поста супруги упражняются в молитве. Христиане живут жизнью более сосредоточенной, молитвенной в этот период. Но что касается того вопроса - что можно, а что нельзя, - здесь, конечно, мое глубокое убеждение, что никто не имеет права лезть в супружескую постель, в том числе и священник. И давать жесткие рекомендации, кроме одного. Конечно, никаких безобразий, никакого насилия в этом быть не должно. И никакого извращения. Что я называю извращением? Те супружеские отношения, которые не приводят, принципиально не приводят к зачатию ребенка.

Мухетдинов: - Ислам, напротив, очень строго регламентирует даже такие отношения, как супружеская жизнь. Опять же мы возводим традицию к пророку Мухаммеду. Однажды к нему пришла женщина-мусульманка. И сказала: "Посланник Аллаха! У меня есть вопрос, но который я стесняюсь тебе задать". На что пророк сказал: "В исламе нет стеснения. Спрашивай, сестра". И она сказала: "Мы - жители Мекки, у нас была традиция во время полового сношения делать это, как традиционно принято: мужчина сверху, женщина снизу. А в Медине были иные традиции". На что посланник Аллаха сказал, что если это не анальный секс, то это ислам разрешает. То есть, есть ограничения на анальный секс. Ряд ученых считает оральный секс греховным. И, естественно, во время поста, совершения хаджа, любое соитие мужчины и женщины запрещается. Мы преподаем это во всех средних профессиональных учебных заведениях. И даже если учащиеся начальной мусульманской школы созрели и достигли полового созревания, то мусульманские книги этому всему обучают. И здесь нет никакого постыдного момента. Ислам четко и жестко все это регламентирует.

Коган: - То есть анальный секс запрещен однозначно. А по поводу орального есть разные мнения.

Уминский: - Собственно, я сказал то же самое. Только немножко другими словами.

Коган: - Мне только остается присоединиться. У нас такие же ограничения. В этом смысле мы с мусульманами очень похожи. Не зря мы лет пятьсот вместе жили. Но есть и другие ограничения, прописанные в еврейских священных книгах. Ограничения по времени, до месячных, после месячных. После беременности, причем мальчик - одно время, если девочка рождена, то на неделю больше. Потом, женщины, перед тем как заниматься сексом, обязательно должны пойти в микву (ритуальный бассейн. - Прим. ред.).

Челышев: - Ответы даны. Я бы хотел уточнить у отца Алексия. Вы говорите, что запрета на физическую близость у супругов во время поста нет, но тем не менее есть традиция. А если один из супругов говорит, что запрета нет и мы должны это делать, а другой - нет, мы не должны. Тогда как?

Уминский: - В этом смысле православие допускает определенную свободу принятия на себя ответственности самими супругами. Но мне кажется, что все-таки тысячелетние традиции имеют свое значение для каждого православного супруга. Но бывает так, что один из супругов воцерковленный человек, верующий, а другой неверующий. И наступает пост. И вот здесь возникает та проблема, когда один из супругов хочет соблюдать пост и чистоту внутреннюю и внешнюю. Хочет на себя наложить тяжесть поста с определенной целью, чтобы угодить Богу. А другой супруг совершенно этим не живет и требует исполнения супружеских обязанностей. В данном случае есть общая и совершенно очевидная рекомендация, что все-таки супруг - хозяин тела супруги. И нарушение поста не является очевидным грехом.

Челышев: - Полагаю, что вы буквально камень с плеч наших слушателей православных сбросили…

Уминский: - Брак имеет свою ценность. И если брак будет трещать по швам из-за того, что кто-то постится, а кто-то нет, то это будет неправильным. Брак сам по себе гораздо ценнее.

Челышев: - Вы говорите, что физическая близость между православными людьми - это таинство. Это должно быть сокровенным и закрытым от других. Но не кажется ли это вам чем-то вроде анахронизма? Этому еще в школе учат, в седьмом классе или в каком-то еще.

Клин: - Кстати, да. Нужно ли образование в области интимной жизни? Какова православная, мусульманская традиции? Еврейская? Кто этим занимался и занимался ли вообще? И в каком возрасте? Как это происходило?

Уминский: - Сейчас в школе учат. Но почему-то у нас благодаря такой науке первое место по разводам в мире. Мы живем в мире, который взорвали много разных революций, в том числе и сексуальная революция. И общественное сознание разрушено. И отношение к браку иное. И к интимной близости... Сейчас для многих непонятно, как до брака хранить целомудрие? Для многих людей пропагандируется со страниц гламурных журналов, что изменить супругу - "это только укрепляет семейные связи"... А раньше, до революции, папа просвещал мальчиков, а мама - девочек. По крайней мере до революции было так. Но это была культурная традиция, а не знак церковности.

Мухетдинов: - В мусульманской традиции данная программа, наверное, не смогла бы состояться по той причине, что уже в 14, 13, 15, 16 лет девушки вступали в брак. Поэтому их этому надо было учить на раннем этапе. Поэтому, конечно, в семьях прежде всего учили. Мы окончили советские школы. Меня мои родители не учили, как нужно заниматься сексом и любовью со своей супругой. Но инстинктом мы все это знаем и понимаем. И опять же для мусульманина это не является проблемой, так как в медресе он это изучает. Речь не идет об имамах. В большинстве мусульманских стран Закон Божий преподается во всех школах.

Теги: