В рамках спецпроекта «Постсекулярный мир» «Эксперт» поговорил с российскими бизнесменами о том, какое место занимает вера в их жизни

Валерий Бочаров: К вере я пришел уже непосредственно через свои научные исследования

— Как вы пришли к вере в Бога?

— На самом деле вопрос это не очень простой, потому что, как говорится, что невозможно человеку, то возможно Богу — вот Он и провел нас этим путем, в частности меня. Это было в начале 1990-х годов, мне было около 40 лет. До этого я был в Коммунистической партии, и я считал, что партия в какой-то степени стабилизирует общество и честные члены партии могут правильно решать государственные задачи, устраивать общество справедливо. Атеизма ярко выраженного у меня не было с детства, потому что моя мама была учительницей, и мы очень много ездили по историческим местам, в том числе и по монастырям, в храмах она экскурсии проводила. Все это привлекало мое внимание.

— То есть для вас это была естественная культурная среда?

— Да, она естественная не с точки зрения веры, а с точки зрения исторической преемственности культуры. А к вере я пришел уже непосредственно через свои научные исследования, когда стало понятно, что упираешься в некую стену и дальше уже двигаться без этого совершенно невозможно.

— Какой наукой вы занимались?

— У меня тема докторской, которую я, к сожалению, не доработал, была «Структурная динамика систем». И там возник ряд принципиальных вопросов о пространстве и времени. Здесь мне пришлось эту работу завершить. Но через это мне стало понятно, что без Творца, без Создателя всего сущего мир не мог возникнуть и не может существовать. Ну, а дальше пошел процесс поэтапно, постепенно — это храм, естественно, и это исповедь.

— То есть вы приняли крещение таким взрослым человеком?

— Нет, меня тайком крестили в детстве. Хотя и родители тоже были в Компартии в свое время. Тогда, знаете, бабушки крестили своих внуков. Поэтому здесь второго крещения не потребовалось.

— Что дает вам ваша вера в жизни, в работе?

— После воцерковления появилось такое правильное понимание смысла жизни, определенные духовные цели. Изменилось внутреннее отношение к людям и ко всем происходящим событиям.

— Например?

— Я стал свои действия, в том числе и по созданию каких-то проектов в бизнесе, ощущать с той точки зрения, является это богоугодным делом или нет. Стал замечать некие события, знаки, которые все время в нашей жизни присутствуют, проявляются, но теперь я уже понимаю, действовать дальше так или нет. Если говорить о «Национальной лиге содействия оценочно-экспертной, аудиторской и консалтинговой деятельности», которую я сейчас возглавляю, то создавали мы ее без каких бы то ни было материальных ресурсов, и я, так сказать, получил благословение на ее создание и принял решение, что если в течение трех лет лига выживет и займет свое место в профессиональном сообществе, то это дело нужное и Господь поможет. В общем, так оно и получается, и до сих пор это все живет.

— Ну, это вполне рациональный бизнес-подход: проект не может быть убыточным слишком долго…

— Одно дело, когда начинается бизнес с определенными ресурсами и существует проработанный бизнес-план, где прописаны соответствующие источники будущих поступлений, — здесь можно говорить о некоем рационализме. А у меня этого не было вообще. Все это делалось без каких бы то ни было финансовых вливаний. Была идея, связанная с тем, что нам необходимо создать свою национальную систему оценки и выстраивать ее не по западным образцам, а исходя из своего видения и потребностей и на основе исторического опыта российского. И конечно, это требовало совершенно другой поддержки, не просто финансовой, а поддержки свыше.

— Как вы считаете, ваша вера вам скорее облегчает ведение дел или осложняет?

— С точки зрения личностной, безусловно, облегчает. Потому что реакция на всевозможные события, удачи или неудачи совершенно другая, чем если ты не веруешь. Спокойствие такое есть в отношении всего, что происходит вокруг, и понимание, что такое неизбежность — это не фатализм какой-то, а просто без воли Божией ничего не происходит. Вот это вселяет спокойствие и уверенность. Но, с другой стороны, определенные принципы, которые ты исповедуешь, безусловно, ограничивают маневр в бизнес-среде. То, что могут себе позволить другие, мы себе позволить не можем, несмотря на то что финансовые потери при этом неизбежны. Ну, от этого хуже-то не становится в целом, даже наоборот. И я просто вижу, что у нас вокруг среда потихонечку как-то формируется из тех людей, которые так или иначе либо близки к вере, либо уже воцерковленные люди.

— Вы не всех принимаете в свою организацию?

— Нет, у нас есть определенные правила членства в лиге. Есть рекомендующие, кто несет ответственность за будущих членов лиги. То есть ограничений нет, но есть определенные процедуры, которые не все проходят. И люди, которые у нас работают, постепенно либо постепенно приходят к вере, либо уже воцерковленные. Во всяком случае, из 10 партнеров управляющих большинство верующие, а остальные, по крайней мере, не являются ярыми атеистами, не отрицают само понятие Бога.

— Что вы думаете о происходящих процессах в мире, и особенно в России, — о возврате людей к традиционным ценностям?

— Как любой верующий человек, конечно, я приветствую эти процессы. Единственное, что касается качества самой веры — здесь мы далеки от того, что было в свое время в святой Руси, безусловно. То, что вы спрашивали, как вера влияет на мою деятельность, жизнь, так вот, здесь большой разрыв есть даже у истинно верующих людей. Потому что само православие, христианство очень сложно входит в наш быт, в повседневную жизнь. Хотя раньше это было естественным, нормальным явлением. Это очень сложная проблема.

— Но этот тренд надолго, по-вашему, или это какое-то конъюнктурное явление?

— Духовный тренд всегда присутствует в обществе, и тренд на христианство как мировую религию изначально был задан Создателем. Другое дело, что были какие-то периоды...

— То есть период секуляризма был скорее временным отклонением от главной темы?

— Да, конечно.

— Чего не хватает в жизни современному человеку, как вы считаете?

— Это каждый лично, наверное, решает, что ему нужно. Мы же не можем знать, что каждому человеку необходимо. Для того и созданы все разными. Другое дело, что истинная  вера — она очищает и укрепляет дух, она дает спокойствие, правильную реакцию и уверенность в будущем. То есть, будем так говорить, что настоящий верующий человек никаких криминальных и просто критических действий по отношению к самому себе или к своему ближнему никогда не предпримет. У него это просто как бы выжигается изнутри, оно не приживается. Поэтому, чем больше таких людей было бы у нас, тем меньше было бы проблем. Меньше надо было бы создавать законодательных актов. Потому что, как вы сами знаете, в любом деле, будь то бизнес, политика, общественная деятельность, та же самая журналистика, главное — это люди. Они все решают и все определяют. И все риски и проблемы возникают именно и из-за человека, из-за его отношения к самому себе и окружающим.

Еще многие считают православие религией слабых и ни на что не способных людей. На мой взгляд, это связано не с православием как таковым, а с теми экономическими отношениями, которые выстроены. И хотелось бы пожелать всем, кто находится на пути сомнений или на пути принятия каких-то решений в отношении своего духовного пути, встать на путь истинного православия, это большое благо.

Теги: