Блажен, кто верует, что в современной РФ происходит духовное возрождение, возвращение к традиционным ценностям, к истокам и т.п. Правда, таких верующих в современной РФ не очень много, и постепенно становится еще меньше. Увы. Но зато на их стороне – сила. Ведь их вера теперь вроде как официальная государственная идеология.

Но сегодня на их улице нет обычного для нее праздника. Не звонят колокола храма Христа Спасителя, на Красной площади нет концерта, не перекрыт крестным ходом центр Москвы. Сегодня, хотя Пасха еще не закончилась, "печальный" день, как выразился один из них. Поколебался столп "вертикали власти", точнее - ее сакральное основание в лице благоверного, благочестивейшего Правителя В.В. Путина. Оставаясь как бы гарантом спасения России через союз с Патриархом Кириллом (Гундяевым), В.В. Путин демонстративно совершил греховный и недопустимый, с точки зрения православных вероучения и морали, поступок. Он развелся с не менее благочестивой женой после девяти лет несовместной жизни, которые, как дала понять распавшаяся первая семья России, жена провела в основном на богомолье. Под Псковом. Причем развелся В.В. Путин без "вины прелюбодеяния", что еще как-то можно было бы объяснить с христианской точки зрения. А просто так: потому что жена – не публичный человек и не любит пользоваться авиационным транспортом. Но сказал Сам Господь Иисус Христос, в Которого веруют и Путин, и его жена: "Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние… тот прелюбодействует" (Матф., 19:9). Что же, у нас теперь прелюбодейная власть?

Сразу хотел бы оговориться для тех, кого все это смущает. Пресс-секретарь Песков вроде бы попросил нас не копаться в личной жизни президента. Не будем копаться и оставим темы Алины Кабаевой, 7-летнего сынишки, мальчика Никиты, поцелованного в живот, отдыха на секс-вилле Берлускони и многие им подобные "за скобками". Это, пожалуй, и в самом деле "желтизна". Сосредоточимся на том, что непосредственно затрагивает само бытие "духовной скрепы", само возрождение "традиционных ценностей" и "симфоническую музыку" между Церковью и государством, несущуюся из Кремля.

Итак, Развод Правителя: что он значит для русского религиозно-политического сознания вообще и для современной путинской идеологии в частности? Вообще, развод Правителя на Руси, мягко скажем, не приветствуется. Первый пример подобного рода, который приходит на ум, это преподобная София Суздальская, то есть великий князь Московский Василий III, который насильно отправил свою законную жену Соломонию Сабурову в суздальский Покровский монастырь, где она и просияла в лике святых. Причина была более-менее уважительной: за 20 лет брака великая княгиня так никого и не родила. Несмотря на это, предстоятель Московской Церкви того времени Митрополит Варлаам развод не признал, князя осудил, за что и сам был сослан. Обличал князя и ныне почитаемый в лике святых преподобный Максим Грек. А инок Вассиан (Патрикеев), также репрессированный за неприятие этого акта, сравнивал поведение Василия III с поведением Ирода, которого обличил Иоанн Предтеча.

До полного гротеска тему царского развода довел, понятно, Иван Грозный, который поменял семь жен. Но и обернулось это для Руси почти полным фиаско: тысячи невинно умученных по всей стране, опричнина, реки крови, скорое падение династии, Смутное время, распад государства… Из советских правителей развелся вроде как только Сталин, чья личная жизнь вообще окутана туманом недоброй таинственности. И снова – реки крови, мировая война, вопрос о выживании государства… Нет, не приемлет русская традиция развода Правителя – она видит в этом очень зловещий знак.

И это не "вмешательство в личную жизнь". Дело в том, что на Руси господствует восточно-деспотическая модель отношения верховной власти и народа. Сувереном может быть лишь один человек (отсюда и все эти современные разговоры о неприемлемости парламентаризма, "суверенной демократии", национальном лидере и т.д.), а весь остальное народ – его подданные, в большей или меньшей степени обласканные милостью царя. Соответственно, и жена Правителя в этой модели олицетворяет весь народ, как, например, в христианской модели, описанной апостолом Павлом, она олицетворяет Церковь. Желательно, чтобы образ жены при этом был подходящим: максимально безмолвным, раболепным и "близким народу". Из последних образцов такого рода под этот идеал не подходит Раиса Максимовна Горбачева – властная и самостоятельная, за что народ и не полюбил ее "подкаблучника" Горбачева. Зато подходит Наина Иосифовна Ельцина, только там имя с отчеством немного подкачали, хотя в большинстве случаев на это не обращали внимания. Подходила, в общем, и бывшая жена Путина, которая как бы была, но при этом как бы и нет – полная покорность и самоуничижение почти до самоуничтожения образа. Такова подобаше жена истинному диктатору-тирану. Альтернативная кандидатура, которую я выше пообещал больше не упоминать, на роль Жены Русскаго Правителя не подходит: молодость, спорт, гламур, роскошь – страшно далеко это от народа, не олицетворяет его.

С другой стороны, надо признать, что на Руси никогда не было и пуританства в чистом виде. Особенно яркое тому подтверждение – куртуазный XVIII в. Да и раньше внебрачные связи Правителя допускались народным сознанием и не влияли в общем на сакральность и легитимность образа Правителя – конечно, только если он не переводил эти связи в официальную плоскость. Расторжение же законного брака на сакральность фигуры Правителя несомненно влияет. Ну вот, например, потому, что возникает такая коллизия: "Вы призываете нас возрождать православную веру, хранить традиционные семейные ценности, а сами свою семью разрушаете, да, к тому же, с грубым попранием принципов и канонов Православия. Кто же теперь всерьез будет воспринимать ваши призывы? Да и может ли Бог благословить власть такого Правителя, который демонстративно нарушил Его заповеди?" Да-да, именно так: не может быть гарантом духовного возрождения человек, который в "православной стране" действует не по-православному, вопреки словам Христа "Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует". Ведь, как мы отмечали выше, личная жизнь Правителя в "симфонической" системе – это не его личная жизнь; это, как минимум, назидание и пример всем его чадам – верноподданным. А если Правитель оказывается прелюбодеем, а прелюбодеяние влечет за собой Высшее проклятие, то, получается, жертвой этого проклятия становится весь народ? Как теперь архиереям и священникам РПЦ МП доказывать, что власть Путина от Бога, если он пошел против Божьей заповеди? Какова вообще должна стать роль РПЦ МП в новой системе, в которой Правитель действует уже не по Божественной санкции, а по своему хотению? Не становится ли, с точки зрения традиции и Церкви, такой Правитель самозванцем? Вопросы, вопросы…

На Западе, который вроде как развратился и превратился в "новый Содом", образ "доброго семьянина" считается обязательным атрибутом успешного политика и вообще благонадежного человека. В США так даже невозможно представить себе развод действующего президента. В Европе появились первые исключения: бывший французский президент и бывший итальянский премьер. Но после разводов и – в случае с Берлускони – всяческих неприличных похождений их карьеры в большой политике, похоже, закончились. Путин, который считался "добрым семьянином" "по умолчанию", теперь лишился этого звания. Шокирующие воспоминания Людмилы Путиной о начале их совместной жизни с ВВП и о ее продолжении, которые теперь продаются в книжных магазинах и доступны в сети, формируют у читателя образ хладнокровного эгоиста и несчастной страдалицы, вся жизнь которой – слезы и унижения. На что-то подобное намекала и телевизионная картинка – в те редкие моменты, когда Владимира и Людмилу Путиных показывали вместе. И это многое говорит о моральных качествах и психологических особенностях "национального лидера". И это неизбежно порождает вопрос: насколько опасно доверять такому человеку столь огромную и ничем не ограниченную власть? Да, и что делать с развесистыми программами партии "Единая Россия" о семейных ценностях, словно по заказу презентованными несколькими часами раньше развода Путиных? Словно (с) "диавол посмеялся над всеми нами"…

Можно было бы еще погадать на кофейной гуще, к какой из политтехнологий относится объявление о разводе, и что ждет Россию ближайшей осенью. Но предположим за Путиным право поступать просто в соответствии со своими чувствами и ценностями. Но после этого "цивилизованного развода" (термин отнюдь не из лексикона русской духовности!) пусть уже никто из Кремля и Черторыя не говорит нам, в какой храм ходить, на что жертвовать, за кого молиться, какие "Основы" учить в школе, к какому батюшке ходить в армии и какие "симфонии властей" слушать. Уважайте личную жизнь, как призвал г-н Песков.

Рortal-credo.ru

Теги: